Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Гиндилис Лев Миронович

Жемчуг исканий Николая Уранова

Чтобы разобраться в людях, мы должны проанализировать их поступки. Но как при этом избежать осуждения? Некоторые люди, вообще, отказываются судить об окружающих из боязни впасть в осуждение. Конечно, "Никто из нас не может быть судьею друг друга, ибо никто не знает ни прошлого, ни будущего. Не прошел ли осуждающий через ошибки друга в прошлой жизни? А если не прошел, то наверняка пройдет через них в будущем." (§324). Но сказанное не означает, что нельзя обсуждать поступки окружающих. Обсуждение не есть осуждение. Елена Ивановна в своих письмах обращала внимание на необходимость различать осуждение и обсуждение. Чем они отличаются? "Есть осуждение и обсуждение, внешне схожие, но в сущности своей противоположные понятия. Различия в рычагах побуждения. Обсуждающий или хочет что-то понять, или ищет возможность какого-то улучшения, какой-то помощи. Одним словом, он руководствуется положительным импульсом, в то время как осуждающий движим обычно злобой, завистью, своекорыстием или другими отрицательными свойствами." (§7). Конечно, эта проблема имеет свою специфику, когда речь идет об отношениях ученик-Учитель. "Когда врач изучает состояние больного и обсуждает симптомы заболевания <…> – разве он осуждает больного?! Разве он желает унизить его и предать глумлению?! Он изучает заболевание с единственной целью – избавить больного от недуга или облегчить его страдания." (§129).

Близко к этой проблеме подходит и вопрос о спорах. Нередко мы, даже против своей воли, втягиваемся в различные споры. Особенно часто это происходит в наше беспокойное время. Конечно, споров по мелким несущественным вопросам надо избегать. А как быть, если речь идет об Истине, о Знании? Надо ли вести дискуссию в таком случае? При каких условиях она может быть полезна? "Жемчуг исканий" разъясняет: "Если ваш собеседник стремится во что бы то ни стало доказать свою правоту, свое всезнание, свою непогрешимость и совершенно не выражает желания пополнить свое знание и рассеять свое невежество, то такую борьбу с чужим самомнением вести бесполезно, ибо лишь САМ человек может бороться со своими недугами. Спор ради выявления истины уместен лишь там, где существует хотя бы приблизительное равенство в знании. Иногда такой спор необходим для просвещения аудитории, но там, где поединок происходит лишь между двумя <при отсутствии равенства в знаниях> - дискуссия есть лишь трата времени." (§207).

Несколько раз на страницах книги обращается внимание на то, что о людях надо судить не по должности, а по сущности. Это становится особенно актуально всякий раз, когда начинается очередная охота на ведьм. "Опасайтесь предателей не по должности, а ПО СУЩНОСТИ", - советует "Жемчуг исканий." (§237).

Что сейчас самое важное в построении отношений между людьми? Поскольку наступающая эпоха есть эпоха сотрудничества, особое значение приобретает единение людей. И, конечно, против него направлены все силы уходящего старого мира. "Отчего такая вражда? Бациллы разъединения наполняют атмосферу планеты и проникают даже на высоты. Удержитесь от всеобщего безумия. Докажите хоть этим свое прилежание к Учению. Последним испытанием будет испытание на противодействие разъединению. Тот, кто выдержит и это испытание, тот пребудет с представителями Единства." (§127). Сказанное не означает, что надо стремиться к объединению всего и вся. Есть вещи просто необъединимые. "Никто не захочет переходить пропасть по воображаемому мосту, но почему-то воображаемое единение считается пригодным для духовных построений." (§39).

За стремлением к объединению часто скрывается стремление навязать другим свою волю, свое понимание, свой путь. Отсюда и "вторая сторона медали" - совершенно недопустимая враждебность, к сожалению, произрастающая на ниве духовных устремлений. Между тем, необходима самая широкая терпимость, "...всем, кто хочет навязать другим свой единственный путь, скажите: - ваша враждебность и порицание - это начало новых религиозных войн. <...> Вспоминая об этой дикости, вы чувствуете отвращение, но не подумаете о том, что вся ваша нынешняя вражда, по масштабам эпохи, принесет еще более пагубные последствия. Почему все цветы непременно должны цвести васильками и ландышами? В симфонии ароматов Земли нужен и аромат фиалки и благоухание розы. Если сейчас вы сбиваете друг у друга цветы духа, то дальше наступит отсечение голов!" (§64).

"О, слепые строители, ослепленные самостью - кому нужна ваша уверенность в собственной правоте и непогрешимости, если стены воздвигаемого вами храма шатаются, и камни, поднятые с таким трудом, катятся вниз. Где же чувство ответственности? Где же храм, который взялись построить? Неужели не видите, что пока сидите на развалинах единения и судите друг друга, на вас надвигается суд правильный и непреложный, и обвинители становятся подсудимыми?" (§250). Об этом многим стоит задуматься - не ко мне ли упрек?

К сожалению, нередко случается, когда наши друзья, идущие по духовному пути, вдруг начинают проявлять недобрые чувства к нам и даже заражают ими других. Как быть в этом случае? В "Жемчуге исканий" дается такой совет. "Прежде всего, необходимо защититься от заражения подобными чувствами. <...> На самоизвержение недоброжелательства следует смотреть, как на заболевание. Когда ребенок буйствует в бреду и ударяет мать - чего она хочет и что делает? Конечно, она желает ему скорейшего выздоровления и принимает все меры к тому, чтобы он поправился, как можно скорее. Так же поступайте и вы. Учитесь у матерей любви и терпению." (§42). Эта тема продолжается и в параграфе 64. "Что же делать с теми, кто нападает на вас? Невежество остается невежеством везде. Против друзей защищайтесь знанием и молчите там, где это знание будет не по сознанию оппонентов. Остальное предоставьте времени и пространству."

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru