НОВАЯ ЭПОХА №3(22) 1999 год


ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ


«Неустанно притягивает Орион глаз человеческий. Опять говорят астрономические бюллетени о непонятных розовых лучах, вспыхивающих в этом созвездии. Созвездие Ориона включает знаки «Три Мага». В древних учениях значение Ориона приравнивалось значению Атласа, держащего ношу мира. Звезда Востока…»

Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. стр. 38


СОЗВЕЗДИЕ ОРИОН


«Величие Космоса не оставляет места рассуждению, но поражает и возносит» – писала Елена Ивановна Рерих (У порога Нового Мира. Москва. МЦР. 1993. стр..58-59). Особой притягательностью, особым смыслом для всех, кто проникается духом Агни Йоги, наполняется прежде всего далекое созвездие Орион, в пространстве которого – по свидетельству Учителей – находится Сердце нашей Вселенной.

Предлагаем читателям фрагменты статей ученых-астрономов, дающих возможность познакомиться с характеристиками Ориона более подробно. Выдержки из книг Живой Этики позволяют нам прикоснуться к одной из самых великих тайн Космоса. Но прежде чем начать разговор о самом созвездии Орион, хотелось бы привести несколько цитат, повествующих о Великом Камне, который имеет самое непосредственное отношение к теме этой статьи.

созвездие Орион

«Знаете ли вы на Западе что-нибудь о Великом Камне, в котором сконцентрированы магические силы? – спрашивает лама путешественника [Н.К.Рериха] - И знаете ли вы, с какой планеты пришел этот Камень? И кто обладал этим сокровищем?»

«Лама, у нас столько же легенд о Великом Камне, сколько у вас изображений Чинтамани. От древних времен друидов многие народы помнят эти легенды истины о природных силах, скрытых в этом странном госте нашей планеты. Очень часто в упавших камнях бывают запрятаны алмазы, но они ничто по сравнению с некоторыми другими, известными металлами и энергиями, ежедневно находимыми в камнях и в многочисленных токах и лучах.

«Lapis Exilis» (Блуждающий Камень) – так называется камень, упоминаемый старыми мейстерзингерами. Видно Запад и Восток работают совместно над многими принципами. Нам не нужно уходить в пустыни, чтобы узнать о Камне. В наших городах, в наших научных лабораториях мы имеем другие легенды и другие доказательства. Кто бы подумал, что волшебные сказки о летающем человеке когда-либо исполнятся? Но теперь ежедневно почта и ежедневные посетители могут являться по воздуху»

(Roerich N. Shambala. pg. 16.)


«Много внимания, – по словам Николая Константиновича, вспоминавшего свои беседы с монгольскими учеными, – уделялось чудесному Камню, упавшему с далекой звезды, который пояавляется в различных странах перед большими событиями.

Великий Тимур, говорится, владел этим Камнем. Камень обычно приносится совершенно неизвестными, неожиданными людьми. Тем же неожиданным путем в должное время он исчезает, чтобы опять появиться в сужденный срок в совершенно другой стране. Главная часть этого Камня находится в Шамбале. Лишь небольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным Камнем.

Бесконечные сказания щедро рассыпаны об этом Камне. Говорится также, что царь Соломон и император Акбар владели им. Эти произведения невольно напоминали Лапис Эксилис – Блуждающий Камень, воспетый знаменитым мейстерзингером Вольфрамом фон Эшенбахом, заключившим свою песню словами: «И этот Камень называется Грааль»

(Рерих Н.К. Сердце Азии. стр. 116.)


«И опять мне вспомнились, – пишет Рерих, – рассказы о тайных магнитах, заложенных учениками Великого Путника Аполония Тианского. Говорили, что в определенных местах, там, где суждено строиться новым государствам или созидаться городам великим, или там, где должны состояться большие открытия и откровения, – всюду заложены части великого метеора, посла дальних светил».

(Рерих Н.К. Нерушимое. стр. 142.)





Именно этот таинственный Камень, судьба которого была связана с бесчисленным количеством легенд и преданий, попадает в начале двадцатых годов к Рерихам. Поистине хрестоматийный пример того, как реальность переплетается с легендой.


Ф.Б.Беликов.
РЕРИХ. ОПЫТ ДУХОВНОЙ БИОГРАФИИ

(Новосибирск. ИЧП «Лазарев В.В. и О.», 1994)


В очерке «Вехи» Ноколай Константинович так описывает это событие: «Было указано, что получится очень ценная посылка. Время шло. Друзья наши как бы забыли об этом обстоятельстве, приехали в Париж. Однажды из банка «Банверс трест» приносят оповещение о получении пакета. Оказалось, что этим наиобыкновеннейшим путем была доставлена самая необычная посылка. Как видите, и так бывает».

Это произошло 5 октября 1923 года, когда Рерихи съехались в Париже по пути в Индию. Как уже упоминалось, впервые мы находим намек о Камне в стихотворении Рериха 1911 года «Заклятье»:

Камень знай. Камень храни.
Огонь сокрой. Огнем зажгися.
Красным смелым.
Синим спокойным.
Зеленым мудрым.
Знай один. Камень храни.
Фу, Ло, Хо, Камень несите.
Воздайте сильным.
Отдайте верным.
Иенно Гуйо Дья –
Прямо иди!

Возможно, что это было одно из Указаний Владыки, принятое, но далеко не сразу расшифрованное. Говорится в нем не только о Камне, но и о четырех Его будущих носителях, которые скрыты под именами, очевидно, прошлых воплощений. О том, что, именно, им суждено быть очередными носителями Камня и что, именно, с этим связано, Рерихи получили подробные сведения позже. В неопубликованных записях, сделанных к «Листам Сада Мории» имеются следующие строки: «История Ковчега. Когда ковалась возможность получить Сокровище, в Германии приготовлен был Ковчег. Для него найден был пергамент с древним изображением магических знаков; по приказанию Голоса и заклинаний – написаны четыре буквы, являющие смысл, лишь теперь понятый. Но несправедливо вернуть Ковчег хозяйке, когда путь идет на спасение человечества. Часть кожи принадлежала Соломону и могла заключать заклинание зла. …Часть К. (Камня – П.Б.) лежит у Нас; когда К. соединится, то принесенный осколок завершит победу. Получите часть, блуждающую в мире».

шкатулка для камня

В письме Н.Рериха от 2 сентября 1923 года из Парижа Шибаеву есть такое упоминание: «Нам сейчас дается Легенда о Камне». Таким образом, Легенда, в которой содержатся подробности истории появления Камня на Земле, была получена Рерихами незадолго до самого Камня.

Елена Ивановна, посылая Р.Рудзитису снимок с Камня, писала 1 октября 1935 года: «…прилагаю снимок с одной такой посылки.

Вы можете прочесть о ней в «Криптограммах Востока» – Легенда о камне. Так, на снимке Камень покоится в ковчеге на древней ткани, на которой вышита в сиянии лучей древняя надпись «Сим победиши». Храните этот снимок у себя, покажите и расскажите лишь самым ближайшим. С удовольствием отвечу на Ваши вопросы о Камне. В связи с легендою, если такие появятся у Вас». В письме от 19 января 1939 года есть такие дополнительные сведения: «По всей истории человечества проходит эта вера в Св.Камень, охраняющий страну, в которой Он находится. Братство Грааля хранит Камень, посланный с Ориона, и принят Он был Вел[иким] Учит[елем] Ясоном, который положил его в основание Братской Общины. Сам Камень хранится в Общине, но осколки его посылаются в мир, чтобы сопутствовать великим событиям».Мы знаем, что Камень этот сопровождал Рерихов в их Среднеазиатской экспедиции. Куда же он девался? На этот счет строилось много догадок. Среди них были и такие: Юрий Николаевич привез Камень в 1957 году в Москву, где он и находится; Камень был привезен в Кулу, находится там и за ним «охотятся» теперь определенные элементы; Камень хранится у Святослава Николаевича в Бангалоре. Все эти догадки из области человеческой фантазии. На самом деле судьба Камня была предопределена гораздо раньше, и она не зависит от человеческих желаний владеть Им. 13 мая 1924 года Еленой Ивановной была сделана следующая запись, не вошедшая в опубликованную книгу «Листы Сада Мории», часть 2; «После станет ясно, как строить Зв… Вы уже имеете размеры высот и как расположить ступени. Перед вами пример – вы живете приблизительно на высоте 7000 футов – эта высота удобна для Храма. Над ним, на высоте 12000 футов удобно место для Встреч. Итак, вы имеете ступени жизни. Внизу город новой эпохи, над ним Храм человеческих достижений и место встречи земли с духом. Камень положим во Храм. Л.(С.Н. – П.Б.) будет знать это место, ибо, когда Вы уйдете, он может быть охранен по тому же каналу. Ясон Иерофант принял Дар Ориона в Азии. Ясон – среди Братьев. Накопленное за несколько воплощений упрощает приближение к Основному телу».

посылочный ящик с камнем

О каком Звенигороде идет речь? О каком примере, который имели перед собой Рерихи в то время? Какой Храм надлежало построить и где? Некоторую ясность вносит Послание, полученное в это же время. Оно было материализовано на коре Гималайской березы, не растущей вблизи Дарджилинга. На ней было написано санскритским языком: «Надлежит построить храм (ашрам, школу) наставников для продолжения работы над Учением на том месте «в той стране». Дело в том, что на санскрите «на том месте» и «в той стране» пишется одинаково. Послание и вышеприведенная запись получены в 1924 году, когда Рерихи находились в Дарджилинге, еще до Среднеазиатской экспедиции, то есть до посещения ими Советского Союза. И вопрос, где построить ашрам, так и остался открытым. Во всяком случае, в России на Алтае построить его тогда не было возможности. Наггар, где поселились Рерихи после экспедиции, находился на высоте примерно 5000 футов и поблизости там есть высоты, доходящие до 14000 футов и даже до 27000 футов. Институт «Урусвати» соответствует данным высотам (примерно 6000 футов). Размеры высот были даны лишь примерно по Дарджилингу. Возможно, что Рерихи пытались реализовать Указ в Наггаре, где есть сообщение с Тибетом. Однако, ввиду того, что миссия Н.К. не была принята, вопрос места Ашрама мог быть до благоприятного времени вообще отодвинут. Во всяком случае, уточнения к приведенному Посланию на бересте так и не последовало. До сих пор место будущей «Школы наставников» неизвестно. Что же касается Камня, то по достоверным сведениям, Его Рерихи не хранили в своем доме. Частичный ответ о Его местонахождении дает послесловие к «Агни Йоге»: Я утвердил Агни Йогу столбами ступеней Моих и в руки принял Камня огонь. Я дал огненный Камень той, которая по решению Нашему будет именоваться Матерью Агни Йоги, ибо она предоставила себя на испытание пространственному Огню. Струи этого Огня запечатлелись на Камне при великом полете перед ликом солнца. Туман искр закрыл вершины Хранительницы Снегов, когда Камень совершил огненный путь с юга на север в Хранимую Долину».

Как уже отмечалось выше, Рерихи не хранили Камень у себя дома. Ларец Камня запечатлен Святославом Николаевичем в портретах Елены Ивановны, Николая Константиновича и на отдельной картине. Николай Константинович изобразил Его на полотнах «Сокровище Мира», «Чинтамани», «Держательница Мира». В триптихе «Фиат Рекс» изображен сам Камень в руках Владыки.

Имеется фотография открытого Ларца с покоящимся на вышитой ткани Камнем. Она относится к 1923-24 годам. Наличие более поздних снимков автору неизвестно.

Во многих литературных произведениях Рерих упоминает о Камне. Так, в «Шамбале Сияющей», в диалоге с ламой есть такое место: «Знаете ли вы на Западе что-нибудь о великом Камне, в котором сосредоточены магические силы? И знаете ли вы, с какой планеты пришел этот Камень? И кому принадлежит это сокровище?» «Лама, о Великом Камне у нас столько же легенд, сколько у вас изображений Чинтамани. Со времени друидов многие народы помнят эти правдивые легенды о естественных энергиях, скрытых в странном госте нашей планеты. Очень часто в упавших камнях скрыты алмазы, но это ничто по сравнению с некоторыми другими, известными металлами и энергиями, которые ежедневно находят в камнях, многочисленных токах и космических лучах. «Лапис Эксилис» называется камень, который упоминается старыми мейстерзингерами. Видно, что Запад и Восток сотрудничают во многих вопросах. Вам не надо идти в пустыню, чтобы слышать о Камне». В «Сердце Азии» Рерих пишет: «Великий Тимур, говорится, владел этим Камнем. Камень обычно приносится совершенно неизвестными, неожиданными людьми. Тем же неожиданным путем в должное время он исчезает, чтобы опять появиться в сужденный срок в совершенно другой стране. Главная часть этого Камня находится в Шамбале. Лишь небольшой кусок его выдан и блуждает по всей земле, сохраняя магнитную связь с главным Камнем.

Бесконечные сказания щедро рассыпаны об этом Камне. Говорится также, что царь Соломон и император Акбар владели им. Эти произведения невольно напоминали Лапис Эксилис – Блуждающий Камень, воспетый знаменитым мейстерзингером Вольфрамом фон Эшенбахом, заключившим свою песню слвами: «И этот Камень называется Грааль».

С различных сторон отражена Рерихом Легенда о Камне в очерках «Камень», «Держатели» («Врата в будущее»), «Тайны» («Нерушимое»), «Свет пустыни» («Держава Света», стр. 258). В книге «Твердыня Пламенная» – стр. 10, 235, 250, Рерих, с одной стороны, упоминая о Камне, пишет о нем как о факте, не вызывающем никакого сомнения. Да и какие сомнения могут быть у него, державшего этот Камень в руках и испытавшего Его силу и могущество. Но, с другой стороны, все, что касается Камня, он относит как бы в область «легенд», причем Елена Ивановна в «Криптограммах Востока», где даются наиболее подробные сведения, весь раздел книги назвала, именно, «Легендой о Камне». Несмотря на обилие исторических фактов, она вполне сознательно прикрывает их покрывалом некой Тайны, которая не вполне до конца дается в руки человеку.

«Явление будет ясно, когда Я произнесу – путь четверых на Восток. Ничто не убавит Заповедь. Уступите сужденному часу. – («Криптограммы Востока», стр. 121.).

Явление стало ясным для самих четверых Рерихов, и они позволили разобраться в нем каждому по его сознанию, но не больше. Все неосознанное благоразумно передвинуто в область легенд, как это всегда и делалось.






ЛЕГЕНДА О КАМНЕ


Иду пустыней. Несу чашу, щитом покрытую. Сокровище в ней – дар Ориона. Пламя Носящий, помни Лоб Нор и раскинь шатры. Куку-Нор – конь спешит.

И в Храме Иудеи не остался «Огонь Носящий». И спас едва Пасседван. Ушел из развалин Китая. Не тянись, Лунь, к Камню. Он сам придет, если дождешься. Но лукавство Храма служителей похитило Сокровище у Повелителя Индии, чтоб вознести чужую страну. Пусть гора Гордости не долго Камень укрыла. Пусть величается город Камня, но путь Сокровища намечен. Пора Камню вернуться домой. Когда пламя над чашей кольцом совьется, тогда близко время Мое.

На Ланке лежит Камень. Захоронен за измену Раваны. Отойдет через море. За ним, как хвост кометы, счастье еще блестит, но не долго.

Пусть сто ступеней Китая привет пошлют «Огонь Носящему». Но Пасседван Камень уносит, и пески передали Огонь воителю наезднику Тимуру. Подошел Великий к Янтарной стене, покрыл знаменами поле. «Пусть Камень лежит во Храме, пока вернусь». Но жизнь чудо привела внуку. Путь Камня лег на Запад.

Под землею собираются отцы духовные естество Камня испытывать. Почему, когда Камень темен, тогда тучи заходят. Почему, когда Камень тяжел – кровь проливается. Когда звезда над Камнем, тогда удача. Когда трещит Камень, тогда враг идет. Когда снится огонь над Камнем, тогда мир содрогается. Когда Камень покоится – шагай смело. Но вином Камня не облей, кури над Камнем лишь кедровую смолу. Носи Камень в костяной коробке. Как к жару и ко льду привыкнуть надо, так надо привыкнуть и к излучению Камня. Каждый, Камень Носящий, должен тихо пожить с ним. Дурман лучей невидим, но жар тайный сильнее радия. Елей льется невидимый. Явно же Камень покоится на ткани родины своей.

У дыхания степей и у хрустальных звонов гор дух Камня указует путь знамени. Водит чудо народ – лучей Ориона. У длинных Ютсаков и Каракорум Нор Учителю надо повести коней. У Уюб Нор Явление ожидается. Жреческое сознание всех времен готовило людей к принятию достойному Сокровища. Законы мудрости давно указали срок, когда затмение двойное и когда погружение святынь в волны ознаменуют появление новое Камня. Будем молитвенно ждать наш жребий. Уезжай, Камень, за море, дай птице донести весть в ухо – Камень едет. Темной ночью в темной одежде неслышно подходит гонец узнать, как ждут они? У поворота, за углом ждет ручной зверь, носом поводит, лапу тянет, послан врагом. Кто копошится за лестницей, какие мухи налетели, откуда вихрь летит? Но иду крепко, держу Камень прочно, учу молитву: «Не покинь, Владыко, потому собрал я силы мои, не покинь, ибо к Тебе иду!»

На горе Арарат лежит горюч Камень. Новгородский богатырь разбился о Камень, ибо не верил. Воля Новгорода указывала на владение Сокровищем, но неверие заслонило возможность чуда.

Лучшее напоминание о мощи Камня положено в змеином камне – след мудрого владения. Последователь ночи пытался показать присвоение Камня, но Сокровище всегда было светлым признаком. Лукавые владыки не надолго владели Камнем, не зная, что лишь устремление к добру покоряет огонь Камня.

Уроил Зена дух воздуха принес Соломону Камень. Воскликнул дух на чуткое ухо: «Повелением Господа Сил вручаю тебе Сокровище Мира!» «Добро». – сказал царь и отнес Камень во храм. Однако, нашло мышление сохранить часть Сокровища на себе. Призвал царь Ефрема из колена Иудина – златоковача, и указал отбить часть Камня, и взять чистого серебра и сковать перстень и начертать на Камне чашу мудрости, пламенем просиявшую. Думал царь не расстаться с Сокровищем. Но дух сказал: «Не годно ты нарушил Высшее А – Естество. Труднее будет владеть Камнем сынам человеческим и только те, кто с тобою, могут повернуть Камень к добру. Созвездием укажу путь Камня».

Уехал посол к Хану Тамерлану, не легко лежит Камень в Отакуе. Надо послать стражу трех знамен. Едут на верблюдах люди, пыль столбом закрывает солнце. Погода людей покрыла – без конца идут. И каюки повернули коней к дому. Ночью кто убережет Камень? Пустыня увела чужих людей и Камень ушел с ними на полдень. Удумай, хан, как догнать Камень в годных путях! Грусть пошла, хворость, даже конь отступается. К годным ездокам является дух явленный: «Не ищите, только время покажет путь». Каждый улус по своему поет о Камне.

Отец Сульпиций имел видение: «Белый облачный столб придвинулся и Голос раздался: «Храните Камень в ковчеге, привезенном из Ротенбурга. На нем четыре квадрата со знаком «М» в каждом. Явление будет ясно, когда Я поизнесу: «Путь четверых на Восток. Ничто не убавит Заповедь. Уступите сужденному часу. Соберу воинов Звезды Моей. Кому суждено познанное во времени – те соберутся. Сие свидетельствую тем часом, что Камень подобен сердцу человеческому и в нем заключен кристалл сияющий!» После тех изречений столб распался синими искрами, повергнув отца Сульпиция в беспримерное дрожание. Так замечательно, что Камень, прибывший с Востока, имеет форму расплющенного плода или сердца, удлиненной формы. На ковчеге найдены сказанные буквы, значение их неизвестно.

Курновуу, Правитель, золотом покрытый, получил от Тацлавуу Камень темный, который заключал кристалл жизни. И Правитель носил этот Камень поверх золота.

Из книги Тристана, названного Луном. «Когда Сын Солнца сошел на землю научить народы, с неба упал щит, который носил силу мира. Посреди щита, между тремя отличными пятнами выступали серебряные знаки, предвещавшие события под лучом Солнца. Явление неожиданной тьмы на Солнце повергло в отчаяние Сына Солнца и он выронил и разбил щит, ибо созвездие было враждебно. Но сила осталась в обломке середины, там касался луч Солнца. Говорят, царь Соломон вынул внутреннюю часть камня для перстня. Сказание наших жрецов тоже говорит о разбитом щите Солнца. Злейшая ошибка отрицать Камень. Поистине, я видел его – осколок щита мира! Помню величину его, длиною с мой пятый палец, серый отблеск, как сухой плод. Даже знаки помню, но не понял их. Положительно я видел Камень и найду его. Говорят Камень сам приходит, взять его нельзя. Если так, я дождусь Камня. Ради него иду в пустыню до конца жизни». Помни, Лунь, – ты решил дождаться.

Когда у повелителя Индии пропал Камень, жена сказала: «Найдем его опять. Удалый просит лук, птицу сам достанет».

Когда император Китая владел Сокровищем Солнца, он построил для него храм из бирюзы цвета чистого неба. Когда же маленькие принцы с невестою заглянули в дверь слишком долго, император сказал: «Лиса вас ведет, чуете Радость Мира».

Железная корона лангобардов – тоже воспоминание о Камне. Не долго гостил Камень около Горы гордости. Много послов с Востока. Уносят верблюды Камень в Тибет. По пустыне несут, и с ним – новую силу.

И последний полет на Запад осветил царство небывалое неудачного единения народов Запада. На каждом луче Востока уже ищут Камень. Время настает, сроки исполнятся. Рок сужденный записан, когда с Запада добровольно Камень придет. Утверждаем ждать и понять Камня путь. Утверждаем понять сужденных носителей Камня, идущих домой. Корабль готов!

Новая страна пойдет навстречу семи звездам под знаком трех звезд, пославших Камень миру. Сокровище готово, и враг не возьмет золотом покрытый щит!

Ждите Камень!





В этом месте мы хотели бы прервать повествовательную часть статьи и из области легенд и преданий перейти к научному взгляду на созвездие Ориона, предварив эту часть статьи небольшим мифологическим сюжетом.


АСТРОНОМИЯ О СОЗВЕЗДИИ ОРИОНА



созвездие Орион - рисунок

На старинных звездных картах небесный охотник Орион окружен несколькими животными. Справа и сверху на него мчится разъяренный бык, или Телец, один глаз которого отмечен звездой Альдебаран (альфа Тельца). Ориону не страшен Телец, он встречает разъяренного быка высоко занесенной дубинкой, палицей. К тому же его охраняют две верные собаки – Большой Пес и Малый Пес. Каждое из этих созвездий отмечено звездой первой величины: Большой Пес – Сириусом, ярчайшей звездой на всем звездном небе, Малый Пес – несколько уступающей ей в блеске звездой Процион.

Вся эта сцена небесной охоты была запечатлена на небосводе еще несколько тысячелетий назад, и перечисленная нами группа созвездий имеет такой же почтенный возраст, как, например, и Большая Медведица.

На всем небе нет иного созвездия, которое бы содержало столько интересных и легкодоступных для наблюдения объектов, как Орион. Прежде всего опишем его главные звезды.

Ригель, бета Ориона, – самая яркая звезда созвездия. Цвет этой звезды голубовато-белый, температура поверхности около 13000 градусов. Видимый блеск Ригеля весьма значителен (0m,3), и все-таки трудно поверить, что эта звезда излучает свет в 64000 раз интенсивнее, чем наше Солнце. Причина такой исключительно высокой светимости Ригеля не только в том, что Ригель очень горяч, но и в его размерах. Превосходя Солнце по диаметру в 40 раз, Ригель с полным основанием считается сверхгигантом.

Ригель – тройная звезда. В большой школьный рефрактор без особого труда можно рядом с ним на расстоянии 9” увидеть белую горячую звездочку 7m. Судя по спектру, этот спутник Ригеля в свою очередь является тесной парой звезд, совершающих вокруг общего центра масс полный оборот почти за 10 дней. Ригель и его спутники очень далеки от Земли – нас разделяет почти 1000 световых лет.

Как ни велик Ригель, но красная звезда Бетельгейзе, альфа Ориона, несравненно больше. Это действительно исполин, в отличие от подавляющего большинства диск. Во всяком случае с помощью интерферометра его поперечник неоднократно измеряли и в результате получили, что по диаметру Бетельгейзе больше Солнца в 300 раз!

Бетельгейзе – полуправильная переменная звезда. В причудливой кривой изменения ее блеска можно выделить два колебания – с периодами 180 и 2070 дней. Интересно, что между колебаниями блеска и изменениями диаметра Бетельгейзе, определяемого с помощью интерферометра, наблюдается хорошее согласие. В максимуме блеска диаметр звезды минимален (а температура небольшая), в минимуме – наоборот. Значит колебания блеска Бетельгейзе и похожих на нее звезд вызваны «полуправильными» пульсациями.

Звезда Беллатрикс созвездия Ориона уступает в блеске и Ригелю, и Бетельгейзе. Но это также звезда-гигант, еще более горячая, чем Ригель, – температура поверхности Беллатрикса превосходит 20000 градусов.

Четвертая звезда в основной фигуре Ориона не имеет собственного имени, но мы хотим обратить внимание читателя на то, что и эта звезда – горячий гигант с температурой поверхности около 25000 градусов.

Под поясом Ориона, там, где на старинных картах нарисован меч небесного охотника, невооруженный глаз различает маленькое туманное пятнышко. Это – знаменитая туманность Ориона.

Странно, что об этой туманности, повидимому, ничего не знали ни древние, ни средневековые астрономы. Особенно поразительно, что туманность Ориона не заметил и Галилей, внимательно изучавший в свой телескоп это замечательное созвездие.

Впервые ее увидел в 1618 г. астроном Цизатус, да и то случайно, при наблюдениях яркой кометы. Как бы там ни было, но с той поры туманность Ориона – один из тех объектов, на которые астрономы обращают особенно пристальное внимание.

В бинокль туманность видна как размазанное светлое пятнышко неопределенных очертаний. На фотоснимках хорошо заметна сложная структура и ее весьма протяженные размеры. Есть основания думать, что туманность Ориона «обволакивает» почти все это созвездие, а невооруженному глазу доступна лишь самая плотная и яркая центральная часть.

туманность Ориона

Средняя плотность этой газовой или, как часто говорят, диффузной туманности (в отличие от планетарных туманностей) в 1017 раз меньше плотности комнатного воздуха. Иначе говоря, массу в один милиграмм будет иметь часть туманности объемом в 100 кубических километров! Наилучший вакуум, достигнутый в лабораториях, в миллионы раз плотнее туманности Ориона!

Туманность Ориона ярко светится. Свет этот вызван в основном процессами люминесценции, которая возбуждается близкими к туманности или даже погруженными в нее горячими звездами.

Можно ли считать случайным изобилие горячих гигантов в одном определенном районе неба – созвездии Ориона? Конечно, нет. Перед нами типичная звездная О-ассоциация.

У горячих гигантов есть одна характерная особенность – они необыкновенно расточительны. Например, Ригель ежесекундно превращает в излучение, в ослепительные потоки света около 80 млрд. тонн своего вещества! При такой трате вещества Ригель полностью «обанкротился» бы через 10 миллионов лет. Но блеск Ригеля говорит о том, что эта звезда далека от «банкротства», а значит, ее возраст не превышает 10 миллионов лет!

По меркам человеческой жизни 10 миллионов лет – срок невообразимо большой. Но уже в масштабе эволюции Земли эта же величина выглядит совсем назначительной. Ящеры вымерли десятки миллионов лет назад, и их глаза не могли видеть Ригель. Эта звезда с астрономической точки зрения – совершенный младенец!

Примерно столь же молоды и другие горячие гиганты орионовской О-ассоциации, кстати говоря, одной из самых близких к нам (расстояние 380 парсек).

Молодость этой ассоциации вытекает также из совершенно иных рассуждений. Как полагает академик В.А.Амбарцумян, в трапеции Ориона (и других подобных ей кратных системах) движения компонентов не могут быть периодическими, то есть происходить по замкнутым, неизменным орбитам.

Системы «типа трапеции» должны распадаться, причем за сроки, в астрономических масштабах очень короткие. Проведенные В.А.Амбарцумяном расчеты показывают, что шестикратная «трапеция Ориона» существует не более нескольких миллионов лет. Значит, и с этой точки зрения О-ассоциация созвездия Ориона возникла совсем недавно из какой-то дозвездной материи.

В туманности Ориона есть много своеобразных переменных звезд, называемых звездами типа Т Тельца (по обозначению главного их представителя). Это, как правило, не горячие гиганты, а, наоборот, холодные желтые, оранжевые и красные карлики с яркими эмиссионными линиями в спектре. Блеск их меняется совершенно беспорядочно, и эти колебания, судя по всему, вызваны частыми, хотя и непериодическими выбросами в атмосферу звезды горячих ярко светящихся газов из их недр. Вообще звезды типа Т Тельца по своим физическим характеристикам производят впечатление каких-то беспокойных, «неустановившихся» или, как говорят, нестационарных звезд. Уже этот факт можно считать намеком на сравнительную молодость таких объектов.

На самом деле так и есть. Звезды Т Тельца, как теперь доказано, образуют свои Т-ассоциации, возраст которых не превосходит нескольких миллионов лет.

Созвездие Ориона содержит три Т-ассоциации, из которых самая богатая (220) сконцентрирована в районе звезды Т Ориона, недалеко от самой яркой части Орионовской туманности.

Созвездие Ориона – это какой-то кипящий «небесный котел», где и в настоящую эпоху рождаются миры, созидаются звезды. Исполинская Орионова туманность, погруженные в нее О- и Т-ассоциации – все это производит впечатление чего-то молодого, недавно родившегося, далекого от равновесия. Впечатление это усиливается, если обратить внимание еще на два факта.

Первое – вращение туманности Ориона и окутанных ею молодых звезд вокруг некоторой оси, обнаруженное известным советским исследователем звездной Вселенной П.П.Паренаго. Второе – стремительное «бегство» из туманности Ориона трех горячих звезд – АЕ Возничего, 53 Овна и Голубя.

Эти звезды покинули центральную часть созвездия Ориона около двух с половиной миллионов лет назад и сейчас разлетаются от нее во все стороны со скоростью, большей 100 км/сек! По-видимому, какой-то взрыв выкинул их из О-ассоциации Ориона в момент ее рождения, или в эпоху, к нему близкую.

Нет, созвездие Ориона действительно самое «беспокойное» место на небе. И здесь, несомненно, на наших глазах, хотя и в чрезвычайно замедленном по человеческим меркам темпе, совершаются великие космические события!






Интересные материалы о созвездии Ориона помещает известный американский журнал, фрагменты из которого мы приводим ниже.


NATIONAL GEOGRAPHIC

Vol.188, No.6 december 1995


Около двух тысяч лет до н.э. звездочеты соединили точки в небе и создали воображаемую фигуру, которую греки называли охотник Орион.

Пояс Ориона состоит из трех, почти идеально в линию стоящих звезд, располдоженных на равном расстоянии друг от друга; эти звезды среди самых ярких в галактике Млечного Пути. Туманность Ориона находится под поясом – это вторая из трех точек, образующих ножны охотника. В его правой подмышке вырисовывается Бетельгейзе – огромная пульсирующая красивая звезда, в двадцать раз по массе превосходящая наше Солнце. К северу от Бетельгейзе шесть звезд меньших размеров очерчивают этот клуб гигантов. Ригель – более яркая и отдаленная звезда в его левом колене. Сайф – в правом колене охотника, а Беллатрикс, звезда Амазонки, – в его левом плече. Полукруг звезд простирается от его левой руки.

туманность Ориона в разрезе

Первое четкое наблюдение части центра туманности зафиксировало 110 звезд и сюрприз – 56 звезд окружены блиноподобными облаками – загадочными пятнами.

Цвет звезд зависит от температуры. Бетельгейзе, красноватая звезда, прохладна – только 3000°С на поверхности. Наше Солнце – желтоватая звезда средней величины с температурой 5500°С. Массивные, горячие звезды, такие, как Ригель – голубовато-белые, раскалены до 10000°С. Такие звезды быстро сгорают, т.к. их водород превращается в гелий.

Из всех звездных скоплений, раскинувшихся по спиральному рукаву нашей Галактики, нет такого более динамичного по вибрациям, чем туманность Ориона. Хотя она находится на расстоянии 1500 световых лет, ее можно ясно видеть на звездном небе.

Через телескоп туманность выглядит жемчужно-серой. Наши глаза различают только ярчайшие части, которые кажутся весьма бесцветными. Мы не можем видеть красные внешние края, окрашенные эмиссией азота и водорода.

Туманность, фактически, является горячим пятном раскаленных светящихся газов – в основном водорода, а также гелия, углерода, азота и кислорода, – на более крупном и темном облаке газа и пыли, которое называется молекулярным облаком Ориона. Наличие нескольких десятков различных молекул, в том числе одноокиси воды и углерода, позволяет предположить, что облако начинено материалом, из которого образуются звезды.

Топография сияющей туманности, с классической точки зрения, крайне неправильна. Ультрафиолетовое излучение от самых горячих звезд увеличивает туманность, расширяя ее в тех местах, где молекулярное облако наиболее тонкое, так же, как во время пожара в прериях, где огонь с большой скоростью несется по тонкому травяному покрову, но замедляет свой бег там, где растут кустарники и деревья. Особенно поражает кромка – длинная видимая черта, известная как Яркая Полоса (Bright Bar), которая является загнутым вверх краем вогнутой туманности.

Четыре тяжелые горячие звезды, похожие на каркас бумажного змея, образуют Трапецию – пульсирующее сердце звездной фабрики. Ультрафиолетовое излучение звезд Трапеции, которые, вероятно, не старше 1 млн. лет, служат причиной того, что материя туманности сверкает всеми цветами радуги.

Пространство вокруг Трапеции наполнено тысячей меньших звезд. Из-за густоты туманообразной материи в туманности, она является одной из самых плотных скоплений звездных групп из всех известных в нашей галактике

В 1955 году американский ученый О’Дэл получил четкую фотографию центральной части туманности Ориона. Вот его первые слова:

«Это место, где материя, движущаяся со сверхзвуковой скоростью, интенсивно перемешивается и взбалтывается». (В Живой Этике этот процесс, как известно, называется Пахтанием – Ред.)

Там, где рождаются звезды

звезды созвездия Орион

Первая фотография туманности Ориона была сделана в 1880 г. американским астрономом Генри Драпером. Он установил на телескоп громоздкую камеру со стеклянными пластинами и следил за Орионом при помощи направляющего механизма в течение 51 минуты.

Холодные звезды светятся, в основном, в инфракрасном диапазоне. Наблюдателям видно около 700 звезд, что составляет около 63,5 звезды на кубический световой год. Подобная плотность в 20000 раз больше, чем в окрестностях нашей звезды.

Там мы можем наблюдать «жемчуга в тумане» и в буквальном смысле слова россыпи и гроздья звезд, образующих непередаваемую космическую панораму.

Черный занавес межзвездной пыли обрамляет окно в центральную часть туманности Ориона, одного из самых активных из известных регионов, где рождаются звезды. Лучистая энергия четырех ярких центральных звезд, известных как Трапеция, обращается в молекулы гигантского облака, наблюдаемого внизу. Азот кажется красным, в то время, как кислород и водород – разными оттенками голубого и зеленого.

Анатомия туманности

Ярчайшая из четырех звезд Трапеции, Гета 1С, обеспечивает 99% световой энергии в туманности, освещая и звездообразующий центр, и окраины туманности. Орион одна из немногих туманностей, светящая столь ярко, что ее можно видеть невооруженным глазом.

Звезды Трапеции входят в состав чашеобразной туманности, которую они увеличивают посредством своей световой мощи. Ультрафиолетовый свет, в основном от Геты 1С, возбуждает молекулы водорода в достаточно темном молекулярном облаке; они излучают свет, который мы видим с земли, и освобождают быстро ускользающие атомы водорода.

Зведная фабрика Ориона

«Хаотический материал будущих солнц», – писал в 1780-е годы британский астроном Вильям Гершель, когда наблюдал за туманностью Ориона, интуитивно описывая ее роль, как места рождения звезд. Внутри плотного молекулярного облака глыбы водорода и пыли сжимаются от собственной тяжести. Давление в них раскаляет центр до воспламенения ядер, высвобождая энергию, которая предотвращает разрушение возникающей таким образом протозвезды.

Перевод с английского О.Пахтусовой





Самые различные мифы о созвездии Орион существовали у многих народов с незапамятных времен. Вот как об этом говорится в некоторых справочных изданиях.


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ЗВЕЗДЫ И ПЛАНЕТЫ

Изд. «Белый город», 1998, стр. 194


Группу звезд Ориона выделяли в отдельное созвездие с незапамятных времен. Древние халдеи называли это созвездие Таммузом по первому месяцу, когда три знаменитые звезды Пояса впервые опережали восход. Сирийцы называли его Аль Джаббар – великан. Древние египтяне видели в этих звездах Саху, душу Осириса.

созвездие Орион - рисунок

В греческой мифологии Орион был великаном и охотником. Согласно легенде, Артемида, богиня Луны, влюбилась в него и забыла о своей задаче освещать ночное небо. Ее брат–близнец Аполлон, увидев Ориона, заплывшего далеко в море, предложил своей сестре посостязаться на меткость по далекой мишени в волнах. Не подозревая, что это Орион, Артемида выстрелили из лука и убила его. Потом, когда тело Ориона вынесло на берег, она поняла, что произошло. Безутешная богиня поместила тело охотника и его верных псов на небо среди звезд.

П.В.Щеглов. Отраженные в небе мифы Земли.

М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит. 1986, стр. 83

Собственные движения ярких звезд Ориона весьма невелики, и наши далекие предки видели расположение его звезд таким же, как мы. Кульминирует Орион в декабре. Его ярчайшая звезда – оранжево-красная Бетельгейзе (от арабского Ибт аль Джазух – «подмышка») была первой звездой, угловой диаметр которой был измерен в начале нашего века. Вблизи пояса Ориона, в его мече, находится хорошо видимая в бинокль Большая Туманность Ориона.

Орион был сыном Посейдона и стал знаменитым охотником. Он похвалялся тем, что нет животного, которого он не мог бы победить, за что Гера наслала на него Скорпиона. Орион очистил от диких зверей остров Хиос и стал просить у царя этого острова руки его дочери Меропы, но тот отказал ему. Орион попытался похитить Меропу, и царь решил ему отомстить: напоив допьяна, он ослепил Ориона. Гелиос возвратил Ориону зрение, но от укуса посланного Герой Скорпиона Орион все же погиб. Зевс поместил его на небе таким образом, что он может всегда уйти от своего преследователя, и действительно, эти два созвездия одновременно на небе не видны.

Ориона сопровождают две собаки – Большой Пес и Малый Пес. Большой Пес – очень древнее созвездие, образованное вблизи яркой звезды Сириус.

Г.Рэй. Звезды.

Москва, «Мир», 1969, стр. 42

ОРИОН (ORION) – грандиозное созвездие. Оно господствует над всей южной частью неба. Самая поразительная особенность этого созвездия – ПОЯС Ориона. – три яркие звезды, расположенные на одной прямой. По ним легко проследить все созвездие. Как и положено охотнику-профессионалу, Орион вооружен до зубов: в поднятой руке у него дубинка, в другой щит, а с пояса свисает меч. Столько ярких звезд нет ни в одном другом созвездии: пять звезд второй звездной величины и две 1-ой (красноватая Бетельгейзе в левом плече и бело-голубой Ригель в правой ноге). Ригель – гигантская звезда: она в 33 раза больше в диаметре, светит в 20000 раз ярче, чем наше Солнце, и удалена от нас больше, чем на 500 световых лет. Это значит, что свет Ригеля, который мы сейчас видим по ночам, начал движение к нам за несколько лет до рождения Колумба. Бетельгейзе – это сверхгигант: диаметр его в 400 раз больше, чем у Солнца. Светит он в 3600 раз ярче Солнца и удален от нас на 300 световых лет. Одна из звезд меча Ориона кажется несколько размытой. В бинокль вокруг нее заметно туманное пятно; это БОЛЬШАЯ ТУМАННОСТЬ ОРИОНА – облако светящегося газа. Облако так велико, что из вещества, содержащегося в нем, можно было бы сделать 10000 таких звезд, как наше Солнце. Оно кажется маленьким, так как находится на расстоянии 1300 световых лет. <...>

Область вокруг Ориона – самая красивая на нашем небе. Когда Орион высоко над горизонтом, в этой сравнительно небольшой части неба видны семь звезд первой звездной величины. Из них шесть образуют шестиугольник: Капелла, Поллукс, Процион, Сириус, Ригель и Альдебаран. Примерно в середине шестиугольника находится яркая Бетельгейзе. Область правее ноги Ориона представляет полную противоположность всему этому великолепию Это, так называемая, «Мокрая Область», а ее созвездия – река Эридан, Кит, Водолей и Рыбы – не содержат ни одной яркой звезды.

С.Данлоп. Азбука звездного неба.

Москва, «Мир», 1990, стр. 43

<...> В этом созвездии [Орион] прежде всего бросаются в глаза красный сверхгигант звезда Бетельгейзе, сверкающий белизной Ригель и цепочка из трех звезд второй величины, образующая пояс мифического охотника Ориона. Самая северная из этой цепочки звезд находится почти на небесном экваторе. Южнее пояса лежат звезды «меча» с известной Туманностью Ориона в центре, которая невооруженному глазу видна как едва заметное туманное пятнышко неправильной формы. <...>






Представление о созвездии Орион, о той роли, которую оно играет в эволюции нашей планеты, было бы неполным, если не сказать о концептуальном отличии традиционного научного взгляда на мир от нового энергетического мировоззрения, содержащегося в Учении Живой Этики. Вот как об этом пишет Л.В.Шапошникова.


Само мироздание, согласно «Живой Этике», есть грандиозная и одушевленная энергетическая система, которая развивается в процессе сложного энергетического обмена между различными структурами, входящими в эту систему. Человек – одна из таких структур. Энергообмен, в который вступает человек, носит горизонтаольный, вертикальный и глубинный характер. Горизонтальный предлагает энергообмен между людьми и человеческими сообществами, вертикальный дает возможность энергообмена между человеком и космическими телами – планетами Солнечной системы, самим Солнцем, созвездиями Зодиака, таинственным созвездием Орион. Глубинный выводит человека на энергетическое взаимодействие с мирами более высоких измерений и иных, более тонких состояний материи. Вся сложная гамма энергообмена, участником которого является человек, меняет его энергетический потенциал, а также потенциал самой планеты, Солнечной системы и Вселенной. Изменения этого потенциала создают энергетические условия для дальнейшего эволюционного продвижения. Космическая эволюция, через которую проходит человек, подчиняется Великим законам Космоса. В рамках действия этих законов идет важнейший, для отдельного человека и человечества в целом, процесс перехода от объекта эволюции, т.е. от несознательного отношения к ней, к субъекту эволюции или сознательному ее постижению и развитию умения использовать правильно Великие Космические законы, которым подчиняется не только энергетика большого Космоса, но и все уровни нашего земного бытия. Субъекты эволюции, достигшие в своем развитии высоких ступеней, и составляют Иерархию одушевленного Космоса, играющую важнейшую роль в эволюции человечества в целом.<...>

Согласно концепции «Живой Этики», главной энергетической структурой нашего одушевленного Космоса является Космический Магнит, ритмы которого влияют на все процессы, идущие в нашем Мироздании, на каком бы уровне они не происходили. Он представляет собой как бы сердце Вселенной.

Когда мы говорим о магнитах, имеющих отношение к структурам самого Космоса, то имеем в виду, прежде всего, энергию, которая притягивает к себе другую. Одним из мощных магнитов, как утверждает «Живая Этика», является дух. Взаимодействуя с материей, он физически сцепляет и организует последнюю. Магнитом также является и сам человек, или энергетика его центров и ауры, а также планета и ее аура, или электромагнитное поле. Любой объект, пришедший в соприкосновение с энергетическим магнитом, обретает магнитные свойства. На магнитах держится весь механизм энергообмена в Космосе. «Так существует напряженная спираль Космического Магнита, – сказано в «Живой Этике», – в которую входят все проявления жизни, непреложность закона соединения всех проявлений является магнитом творчества Космоса». Космический магнит проявляет себя на всех энергетических уровнях, взаимодействует со всеми энергетическими процессами и влияет на все стороны Бытия в Космосе. У человека связь с Космическим Магнитом осуществляется через духовного Учителя, ту Высокую Сущность, которая входит в инволюцию, чтобы поднять энергетику человека и планеты и сделать ее пригодной к движению по коридору космической эволюции. «Космический Магнит есть космическое Сердце или сознание Венца Космического разума, Иерархии Света. Именно Космический Магнит есть связь с высшими мирами в велении Бытия. Наша сердечная связь с Сердцем и сознанием Высшего Иерарха нашей планеты вводит нас в мощный ток Космического Магнита».

Вся наша Вселенная, являясь аурой Космического Магнита, живет и действует в ритме последнего. В этом ритме рождаются и умирают миры и люди, развивается Космическая эволюция, поднимаются и спадают энергетические волны. Пралайя, или Ночь Космоса, сменяется Днем Космоса. Последние два явления отражают так называемое «дыхание» Космического Магнита. На «вдохе» Вселенная стягивается в единый атом Ночи Космоса, на «выдохе» создается Новая Вселенная Дня Космоса, которая в глубинах своей энергетики несет потенциал и информацию умершей Вселенной. Новая Вселенная, как правило, будет выше исчезнувшей и по энергетическому потенциалу и по качеству материи.

Ритм Космического Магнита выражается в притоке и оттоке энергий, образовании и распаде энергетических форм и отборе, в этом общем процессе, устойчивых форм, последние, в свою очередь, образуют стабильные световые магнитные структуры, которые и переходят на другой, более высокий, уровень Космической спирали. Все высокое творчество Космоса сосредоточено в Космическом Магните.

Человек, являясь частью Вселенной, имеет возможность взаимодействовать с Космическим Магнитом через свои первоэлементы, которые формировались через всеобъемлющее влияние такого Магнита. В силу этого обстоятельства взаимодействие человека с Космическим Магнитом, являясь самым решающим моментом в его жизни, определяет его эволюцию, путь совершенствования, качества его духа и его творчества. Человек нес ритмы Космического Магнита в своей первоначальной энергетике и информация, заложенная в ней, рождала в человеческом существе первые мифологические образы. С Космическим Магнитом было связано зарождение сознания в человеке, а в ритме этого магнита он улавливал то, что называлось Велением Космоса, или Волей Бога, которая толкала его на то или иное историческое действие. Ритм Космического Магнита звучал в переселениях народов, в завоевательных походах, в творческой мысли человека, в великих произведениях искусства, в идеях выдающихся реформаторов. Исторический процесс, как таковой, полностью подвластен Космическому Магниту.

На земле существует легенда о чудесном Камне, в котором сосредоточены тонкие и таинственные энергии. Легенда повествует о том, что Камень живет своей загадочной и непостижимой жизнью и появляется в самых неожиданных местах, ведомый неизвестной силой и чьей-то могущественной волей. Елена Ивановна Рерих, под псевдонимом Сент-Илер, опубликовала легенду в Париже в 1929 г. <...>

Ее текст временами напоминал древние заклятия, а события в ней описанные, не содержались в исторических сочинениях. «Легенда» вышла в свет после того, как Рерихами был пройден маршрут Центрально-Азиатской экспедиции. В 1923 году незадолго до отъезда в Индию, в один из парижских банков на имя Н.К и Е.И. Рерихов пришла посылка, не отличавшаяся ничем от подобных, других. Но в простом фанерном ящичке находилась старинная шкатулка, а в ней лежал небольшой темноватый, с металлическим отблеском, кусочек метеорита из далекого созвездия Орион. Это был тот таинственный Камень, осколок главного метеорита, который находился в тайном убежище Учителей, представлявших на земле Космическую Иерархию. Метеорит, помимо высоковибрационной космической энергии, заключал в себе и ритмы Космического Магнита. Так в удивительной жизни Рерихов переплелась вновь легенда с реальной жизнью, что происходило с ними уже не однажды.

«Камень покоится на подушке, – пишет о метеорите один из Учителей, – которая лежит на основании из мрамора и отделена кругом металла Лития. Там, после ритма, молча напитываем пространство. Глубоко лежит Хранилище, и многие не подозревают, как во время их сна Белое Братство сходит по галереям на ночное бдение». Смысл этого ночного бдения состоял в приведении земной энергетики в соответствие с ритмами Космического Магнита. Без согласования с этими ритмами ни одно энергетическое явление на земле не может развиваться правильно. Так камень, который находился во владении Рерихов, сыграл важнейшую роль в космическом эксперименте, участником которого являлась Елена Ивановна Рерих, приведя вибрации энергетики последней в согласие с ритмами Космического Магнита. У Николая Константиновича есть картина, которая называется «Сокровище гор». На ней изображена пещера, спрятанная глубоко под землей, огромные кристаллы горного хрусталя, таинственный золотистый свет, заливающий фигуры в длинных светлых одеждах, чаша с пламенем в руках Главного и нечетко обозначенный предмет на «основании из мрамора».

В неведомой нам истории нашей планеты, которую Рерих называл историей «помимо историков», есть один уникальный энергетический процесс, который связан с эволюцией и в равной мере с особенностями земной истории. Этот процесс называется закладыванием магнитов и имеет отношение к созданию в определенном пространстве энергетического поля, которое служит основой для дальнейшего эволюционного и исторического развития этого пространства. В 20-е годы нашего столетия по ряду стран прошла Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов. Она заложила магниты, с помощью которых сформировано по экспедиционному маршруту то энергетическое поле, которое станет главной причиной возникновения в будущем новых центров культуры и цивилизации. Маршрут экспедиции дает самое ясное представление о размещении таких центров. Камень, чьи вибрации согласованы с ритмом Космического Магнита, и энергетика Елены Ивановны, носившая к тому времени те же самые ритмы, обеспечили процесс закладывания магнитов. Места, по которым проходил путь Центрально-Азиатской экспедиции, станут со временем центрами развития нового энергетического вида человечества. Сформированное Рерихами энергетическое поле предопределило развитие этих регионов на много веков вперед. И никакие усилия, кого бы то ни было, направленные на изменение заложенной энергетической программы, не дадут никаких результатов. Магнит, ритм которого созвучен Космическому Магниту, или предмет, принадлежащий Высокому Духу и использованный в качестве Магнита, может, по утверждению Учителей, предрешать историю государства или страны, по крайней мере, на 1000 лет вперед.

Закладывание Магнитов не есть особенность только XX века. На нашей планете такие действия производились регулярно и определяли формирование земного исторического процесса. Магниты закладывались в преддверии переломных моментов эволюции и истории человечества.

туманность Ориона

«Магнит или остается невидимым, притягивая течение событий; или служит центром сознательного действия, или озаряет нашедшего его человека. Можно видеть в истории человечества, как сеть магнитов, подобно путеводным огням, вспыхивала. Как же работает Магнит? Он претворяет идеи пространства в действие. Вот это «претворение идеи пространства в действие» и наполняет сам исторический процесс Космическим содержанием. Земное творчество, в какой области оно бы ни совершалось, может существовать лишь в тесном взаимодействии с Космическим Магнитом. Так называемое Веление Космоса, которое является одним из важнейших рычагов самого исторического процесса, есть проявление творчества Космического Магнита. Циклы земного исторического процесса, регулярно чередующиеся процветания и упадки, это отражение ритмов Космического Магнита, его «дыхания». Чередование периодов активности Солнца, исследованием которых занимался А.Л.Чижевский, несет в себе это вездесущее «дыхание». Ритмы Космического Магнита заставляют сниматься с насиженных мест и двигаться в неизведанное манящее пространство целые народы, они же определяют исход земных войн, влияют на судьбу королевских тронов, управляют государствами.

<...> Энергетический ритм самого Камня есть ритм Космического Магнита или Сердца нашей Вселенной, которое находится в пространстве созвездия Орион. Энергетика Елены Ивановны Рерих была согласована с ритмами Космического Магнита именно через этот Камень. Иначе эксперимент не состоялся бы. «Когда центры могут пламенно отражать волю Космического Магнита, – сказано в одной из книг «Агни Йоги», – тогда психодинамика духа соединяет планы Высшие с планетою».

Дыхание, или ритм Космического Магнита, определяет зарождение и умирание Вселенных. Поэтому любое космическое творчество должно идти в его режиме, иначе оно не принесет желаемых результатов. В Камне – сообщал Учитель, – «заключена частица Великого Дыхания – частица Души Ориона. Явил смысл Камня. Указал на Сокровище Великого Духа. Урусвати, надо приобщить Камень к твоей сущности. Камень, находясь при тебе, ассимилируется с твоим ритмом и через созвездие Ориона закрепит связь со своим сужденным путем».

«У порога Нового Мира». Л.В.Шапошникова.
Введение. Москва. МЦР. 1993, стр. 17–18.





Закончить этот материал мы хотели бы словами Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов.


Письмо Е.И.Рерих от 18.11.35

Весьма порадовало меня Ваше тонкое понимание легенды о Сокровище Мира. Конечно, каждый знак имеет много значений. Сокровище это есть осколок главного тела, хранящегося в Твердыне Света. Присылка этого дара с незапамятных времен знаменует наступающий срок сужденного объединения и мощи той страны, где он появляется. Все великие объединители и основатели государств владели им. Восток особенно полон легенд об этом даре Ориона, и народы Азии всюду ищут его. И Оссендовский, автор книги «Звери, люди и Боги», слышал эти легенды. Много их в различных версиях, более или менее правдивых. Так и тибетский и монгольский белый конь Эрдени-Мори, несущий Чинтамани (сокровище Мира), тоже связан с этим появлением. Легенда, записанная в «Криптограммах Востока» – истина. По преданию сокровище приносит с собою и особый Завет, который должен быть выполнен. Ларец, упомянутый в легенде, относится к тринадцатому столетию и по преданию он сделан из кожи, принадлежавшей самому Соломону. На коже имеется много алхимических символов. Знаменитый раввин Моисей да Леона, составитель Зохара, преследуемый испанцами во время гонений на евреев, нашел защиту в лице германской феодалки, допустившей его и гонимых в свои владения, в благодарность он подарил ей талисман и этот драгоценный кусок кожи. Феодалка приказала сделать из этой кожи ларец и хранила в нем полученный талисман. Легенда гласит, что после утверждения новой мощи сокровище должно возвратиться в Твердыню Света. <...>

Н.К.Рерих. Шамбала

МЦР. 1994. Звезда Матери Мира. стр. 98

«Семизначное созвездие под именем Семи Сестер, или Семи Старцев, или Большой Медведицы привлекло сознание человечества. Библия славословит это созвездие. Буддийская священная Трипитака ему же посылает пространное моление. Древние майя и египтяне на камнях его запечатлели. К нему же обращалась «черная» вера шамана дикой тайги. Другому чуду неба – созвездию Ориона – посвящены древние таинственные храмы Средней Азии. Ему же сознание астрономов подносит название «Трех Магов». Как два сверкающих крыла, раскинулись по небу эти два созвездия. Между ними неудержно несется сейчас к земле звезда Утра – светлая обитель Матери Мира. И своим подавляющим светом, своим знаменательно небывалым приближением предуказывает новую великую эпоху человечества».


ВЕРНУТЬСЯ К СОДЕРЖАНИЮ
О ЖУРНАЛЕ | СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРОВ | СТАТЬИ | ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ
РАЗНОЕ | РЕКОМЕНДУЕМ | ИНФОРМАЦИЯ | ГОСТЕВАЯ КНИГА | ЧАТ | КАРТА САЙТА
НА ГЛАВНУЮ

© Электронная версия журнала «Новая Эпоха» NovEpoch@yandex.ru