Учение призывает радоваться не только препятствиям, но и страданиям. Последнее особенно трудно. Как всегда надо начать с осознания. Как можно радоваться препятствиям? "Но каждый спешащий на работу в непогоду уже понимает это. Он знает, что впереди будет плата, а за нею все радости жизни. И как завидует ему стоящий в подъезде безработный! Спешите, друзья, на работу. Радуйтесь, что у вас имеется цель, и вы знаете направление. А дождь и слякоть?... чего не бывает в пути." (§205).
В проявленном Мире все является иллюзией, майей. Учение советует не привязываться к дыму растворяющихся форм. «Но из этого не следует делать заключение, что эти формы надо презирать и относиться пренебрежительно к переживаемому моменту. Именно ЭТИ ПРЕХОДЯЩИЕ ФОРМЫ и ЭТОТ МОМЕНТ ПРЕХОЖДЕНИЯ ЧЕРЕЗ НИХ ДАЮТ ВЕЛИКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РОСТА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДУХА, ради которых и существует Майя. ИЛЛЮЗИЯ ЕСТЬ РЫЧАГ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ». (§225).
Многие желают знать свои прошлые жизни, но не задумываются над тем, что среди них есть не только блистательные, но и ужасные страницы. "Все в свое время, - говорит "Жемчуг исканий." - Обзор прошлых жизней неизбежен, и он будет совершаться наедине. Переживания при подобном обзоре подобны переживанию подсудимого на суде при переполненном зале." (§244). Эта тема обсуждается также в параграфе 555.
К ней близко примыкает и беседа параграфа 499.
"Многие друзья имеют моменты материальной нужды. Разными способами Мы могли бы послать необходимые деньги. Почему же Мы этого не делаем? Разве это не усилило бы их признательность, веру и восхищение?! Почему же в огромном большинстве случаев Мы этого не делаем?
Есть люди, которые нуждаются в утверждении посмертного существования. Чего бы проще дать им необходимое доказательство. Сколько новых последователей можно было бы обрести. Почему же так редко Мы даем такие доказательства?
Наши друзья попадали в тюрьмы и лагеря. Мы могли бы сделать их невидимыми и вывести их из темниц. Мы могли бы поднять их на воздух и перенести через заборы. Почему же Мы не делаем этого?
Мы могли бы ответить на все вопросы. Можно себе представить, как бы это окрылило вопрошавших! Почему же так редко Мы совершаем подобные чудеса?
Конечно, Мы могли бы рассказать вам о ваших прошлых жизнях. Как бы это было интересно! Мы могли бы рассказать вам о жизни на Дальних Мирах, открыть вам потрясающие тайны прошлого, не ограничиваясь смутными намеками. Все это вдохновило бы вас, доставило бы вам много радости.
Невозможно перечислить, что могли бы Мы сделать для вас. Даже самые смелые ваши мечты не могут исчерпать чудесные возможности. Почему же Мы так скупо используем их?" В самом деле - почему? Прочтите параграф 499 до конца, там даются исчерпывающие объяснения по этому вопросу.
Кто из идущих не задумывался об итогах пройденного пути? И кто может сказать, что удовлетворен достигнутым? "Жемчуг исканий" дает такое напутствие: "Можно подытожить пройденный путь и пожалеть о ничтожности достижений. Но не горюйте, друзья, очень часто подготовка к открытию Центров требует напряженной работы на протяжении многих воплощений. Кто знает, насколько продвинула это достижение минувшая жизнь. Не будем мерить события меркой одного воплощения - мы путники пути Беспредельного. Но лучше не подсчитывать итоги, а стараться сделать как, можно больше." (§149).
Взаимоотношения с людьми
В наше время совершенствование протекает не в пещере отшельника и не в келье затворника, а в гуще жизни. Это хорошо известно. Человек, вставший на путь Учения, должен совершенствовать себя (и окружающий мир), не уходя от жизни, но идя верхним путем. Здесь, в гуще жизни, он сталкивается, вступает во взаимодействие с другими людьми. Как вести себя с ними, как строить взаимоотношения, как учиться распознаванию - этим вопросам уделяется внимание во многих беседах.
Мы часто бываем удивлены тем, что поведение людей, в том числе близких нам, не соответствует нашему представлению о них. "Суждение о людях, - указывается в книге, - должно быть подвижно. В разное время своего круга жизни люди проявляют различные качества и свойства. Кроме того, люди могут стремительно падать, реже стремительно подниматься. Нужно суждение вчерашнего дня проверять суждением дня сегодняшнего." (§47). И еще, надо учитывать, что "разочарование в ком-то указывает на то, что когда-то было допущено необоснованное очарование, иначе говоря, ошибка в распознавании; виновен лишь тот, кто ее допустил, но не тот, кто помог ее распознать, выявив свой лик. Разочаровавший нас продолжает оставаться таким, каким он был и прежде. Изменилось лишь наше представление о нем, и не осуждать, но благодарить нужно, если разочаровавший своими поступками помог распознать действительность." (§123).
"Правильнее всего не превозношение, не умаление, но определение действительного уровня достоинств. <…> Опасно недооценить врага, но так же опасно переоценить друга. Нужно понять, как грозно может осложниться жизнь, когда придется повиснуть над бездной, ступив на несуществующий мост.<…> Нужно, нужно, нужно учиться распознаванию! Нужно уметь заглянуть за маску, и прежде чем ступить на мост любви или преданности, нужно прощупать его, если вы должны перенести по нему через пропасть ношу Общего Блага." (§124).