Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

Тернистый путь красоты

Миры плотный и Тонкий – преходящи, мир Огненный – вечен. Его протяженность непознаваема, его ступени и особенности непостижимы. В нем кипит и действует изначальная космическая энергия, складывая свои невидимые нам комбинации, создавая миры, жизнь, трансформируя виды и состояния материи, перетекающие одни в другие, порождая бурлящие, тонкоструйные источники, из недр которых проливается благо красоты, творчества и духа. У каждого из нас есть опыт соприкосновения, осознанного или неосознанного с мирами иными. Вот, что пишет о собственном опыте П.А.Флоренский: «Да, если говорить о первичной интуиции, то моею было и есть то таинственное высвечивание действительности иными мирами – просвечивание сквозь действительность иных миров, которое дается осязать, видеть, нюхать, вкушать настолько оно определено и которое, однако, всегда бежит окончательного анализа, окончательного закрепления, окончательного «остановись мгновение». Оно бежит, ибо оно живет; оно питает ум и возбуждает его, но никогда не исчерпывается построениями ума. И я любил его, именно как живое, мне любо было, когда оно играло перед моим взором, и клокотала в сердце исступленная радость, когда удавалось как то охватить его, разоблачая облачение в новые символы...».[6] Здесь все так точно описано, что не требует, пожалуй, никаких дополнительных разъяснений. И это «таинственное высвечивание действительности иными мирами» наводит на мысль о том, что в плотном мире отблеск иного мира как бы проявляется нашей действительностью и без последней увидеть его нельзя. Этот таинственный процесс напоминает работу живописца, который перед тем, как создать свою картину, грунтует холст и этот грунт высвечивает, как-то по своему, ту плотную действительность, которую художник наносит на него и тем самым углубляет эту действительность, как бы выводя ее за границы двухмерного измерения холста.

Такие явления, как дух, мысль, красота, творчество – пришельцы из других миров, которые через сознание человека способствуют утончению нашей плотной материи и развивают ту «возвышенную сублимацию земной сферы»,[7] каковой в сути своей и является мир Тонкий.

Энерго-информационный обмен между мирами различных состояний материи представляет собой сложнейший творческий процесс. Он имеет, если можно так сказать, двухстороннее движение, сверху-вниз и снизу-вверх. И образует как бы энергетический круговорот, в котором задействованы все энергетические структуры Космоса от микрокосма до макрокосма. Беспредельность катит свои энергетические волны от нездешних берегов к нашим, сдвигает их и изменяет, несет в себе разнообразие форм, звуков и света. Одни проявляются сегодня и уже уходят в небытие завтра, другие нарождаются в таинственном безвременьи, для того, чтобы обрести на какие-то мгновения, искомое время и пространство. Все одухотворено, все мыслит, дышит, творит, созидает, разрушает, но неуклонно восходит по светящимся спиралям куда-то вверх, где сверкают нездешние миры непостижимых состояний материи и бесконечных чисел ее измерений. На космической дороге с двухсторонним движением происходят процессы и события, смысл которых не всегда улавливает человеческое сознание, хотя все происходящее, как ни странно касается его материи, его духа, его бытия. Все проходит через сердце, главный энергетический центр человека, где сосредоточено его сознание, где звучат иные миры и где, как в самом космосе, совершается великое творчество человеческого духа и бытия. Суть энерго-информационного обмена плотного мира с Тонким может быть выражена фразой, которая возможно прозвучит парадоксально. Тонкий мир строит землю, а земля строит Тонкий мир. Особенность эта сложна, противоречива, имеет свою диалектику и часто неожиданные результаты. Наиболее приближен к нашему миру низший уровень Мира Тонкого, условия которого напоминают земные, а материя близка к плотному состоянию Там скапливаются земные развоплощения, которые в силу своей низкой энергетики, обусловленной малым уровнем сознания, не могут подняться в более высокие слои. Эти тонкие тела еще несут в себе земные страсти негативного характера. Они, как бы отягощены злом. Через этот канал идет самое сильное влияние земного мира на Тонкий и наоборот. «Мир надземный отражает все земные эманации. Не нужно заблуждаться в размышлении об облегчении в сферах надземных – там, где все тонко, все обостряется. И закон соответствия нужно понять, как основание сношений между мирами. Тоньше чувствительней к верху и грубее и нечувствительней к низу»[8] – отмечено в Живой Этике. И еще: «Ни одно действие земное не остается без отзыва со стороны Тонкого Мира».[9]

I и II мировые войны, кровавые революции, уничтожение миллионов людей в России, Германии и др.странах, – все это привело к «перенаселению» низших слоев Тонкого мира. Там оказались и жертвы, чья карма была безвременно и насильственно прервана, и их палачи. «...теперь можно ждать самых страшных столкновений, – предупреждают создатели Живой Этики, – так наполнены низшие слои Тонкого мира. Люди решили наполнить Тонкий мир множествами не в срок пришедшими. Никто не подумал, какие последствия являются для самих себя. Нельзя безнаказанно убивать миллионы людей, не учредив самую тяжкую карму. Нельзя наполнить низшие слои Тонкого мира ужасами несовершенной кармы, нельзя думать, что это не отразится на состоянии планеты».[10]

  • [1] Озарение. 3. V. 1.
  • [2] Зов. 26. 07. 22.
  • [3] П.А.Флоренский. Избранные труды по искусству, М., 1996, с. 294.
  • [4] П.А.Флоренский. «Иконостас» М., 1994, с. 37.
  • [5] Н.А.Бердяев. Судьба России. М., 1990. с. 312-313.
  • [6] П.А.Флоренский. Особое. М., 1990. с. 18.
  • [7] Сердце, 159.
  • [8] Мир Огненный. Ч.III, 85.
  • [9] Аум, 105.
  • [10] Мир Огненный. Ч.I, 144.
  • [11] Община. Рига. 1936, 30.
  • [12] Агни Йога, 226.
  • [13] Зов 1.1.21.
  • [14] Н.К.Рерих. Художники жизни. М., 1993. с. 78.
  • [15] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 50.
  • [16] Н.К.Рерих. Об искусстве. М., 1994. с. 82.
  • [17] Вс.Иванов. Рерих. Рига. с. 92-93.
  • [18] Павел Флоренский. Сочинения в 4-х томах. Т.II. М., 1996. с. 383-384.
  • [19] О.Мандельштам. Тбилиси, 1990. с. 37.
  • [20] А.Блок. Сочинения в 2-х томах. Т.I. М., 1955. с. 485.
  • [21] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 80.
  • [22] А.Блок.Дневник. М., 1989. с. 119.
  • [23] Там же. с. 248.
  • [24] А.Блок. Сочинения в одном томе. М-Л., 1946. с. 583.
  • [25] Мир Огненный. Ч.I, 627.
  • [26] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. с. 3.
  • [27] Н.Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. Т.II. М., 1994. с. 87.
  • [28] Держава Рериха. М., 1993. с. 34-35.
  • [29] Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М., 1996. с. 315.
  • [30] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 334.
  • [31] С.Н.Рерих. Стремиться к прекрасному. М., 1993. с. 34.
  • [32] С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. М., 1993. с. 2,9.
  • [33] А.П.Флоренский. Иконостас. М., 1994. с. 74.
  • [34] П.А.Флоренский. Иконостас. М., 1994. с. 74-75.
  • [35] Там же. с. 52.
  • [36] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. с. 205
  • [37] Там же. с. 216.
  • [38] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. с. 216
  • [39] Там же. с. 216.
  • [40] Там же. с. 212.
  • [41] Ж. Духовное созерцание. № 1–2, 1997. с. 206.
  • [42] П.А.Флоренский. Иконостас. М., 1994. с. 70.
  • [43] Там же. с. 70.
  • [44] Философия русского религиозного искусства XVI-XX в.в. М., 1993. с. 286.
  • [45] Философия русского религиозного искусства XVI-XX в.в. М., 1993. с. 237.
  • [46] Там же. с. 199.
  • [47] Там же. с. 198-199.
  • [48] Община. Рига, 42.
  • [49] А.Белый. Стихотворения и поэмы. Ленинград, 1966. с. 75
  • [50] Там же, с. 75.
  • [51] Д.Мережковский. З.Гиппиус. Стихотворения. СпБ, 1997. с. 13.
  • [52] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры, искусства. Т.II. М., 1994. с. 414.
  • [53] Мир Огненный. I, 50.
  • [54] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. с. 160.
  • [55] Там же. с. 144.
  • [56] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры, искусства. Т.I. М., 1994. с. 239.
  • [57] Николай Гумилев. Стихотворения и поэмы. Ленинград, 1988. с. 329-330.
  • [58] Николай Бердяев. Философия творчества,культуры,искусства. Т.I. М., 1994. с. 218.
  • [59] Там же, с. 235.
  • [60] Там же, с. 235.
  • [61] Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. М., 1993. с. 217.
  • [62] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. с. 167.
  • [63] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. с. 413-414
  • [64] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. с. 15.
  • [65] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 259.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru