Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Лазарев В.Н.
Великий художник
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Ясько Г.Ю.
Явление России
Старовойтова О.
Она стоит подобно судьбе
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

Тернистый путь красоты

Грубая низшая энергия, ушедшая в более высокие слои, утончается и ее вибрационный потенциал повышается. В таком виде она возвращается к объекту, с которым находится в энергообменном процессе. И эта более тонкая энергия, сохраняющая свою негативную информационную наполненность, попадая вновь на землю, влияет на нее в сотни раз сильнее, чем последняя на Тонкий мир. В результате процесс энергообмена, призванный повышать духовный и энергетический уровень человечества, вести его по пути космической эволюции, начинает « пробуксовывать », превращая спираль восхождения в дурную бесконечность хождения по замкнутому кругу. Энергетические эманации низших слоев Тонкого мира несут на землю страшные последствия, источник которых находится все на той же земле, в душах и сердцах земного человечества. «...человечество подпало под влияние низших слоев Тонкого мира».[11] Это влияние с особой силой сказывается на тех, чей уровень сознания не поднимается выше низших сфер Тонкого мира и полностью соответствует ему. Причина страшного и разрушительного положения планеты и человечества, населяющего ее, лежит в низших слоях Тонкого мира, беспрерывно эманирующих на землю «обратную» энергетику земной посылки. Без принятия концепции иных миров мы не сможем понять, что происходит в нашем мире и в чем причина чудовищного состояния нравственных, моральных и духовных качеств современного человечества. «Явление испорченности Тонкого мира, – утверждают создатели Живой Этики, – мешает человечеству непрерывно продолжать совершенствование, но Тонкий мир извращается земным миром, потому врачевание должно начинаться отсюда».[12] Но, что может стать реальной основой такого врачевания? Конечно, в первую очередь Культура как таковая. И та ее составляющая, которая связана больше, чем что-либо другое с Красотой, в ее спасительном аспекте, и с Высшим Инобытием. Таковым, вне всякого сомнения, является истинное искусство, представленное земной формой иномирной красоты

II. «Профетический характер искусства»

В.Васнецов. Гамаюн - птица вещая. 1895
В.Васнецов. Гамаюн - птица вещая. 1895

Подлинное искусство всегда эволюционно. Его родовая связь с Высшим и Невидимым обусловливает его опережающий характер. Поэтому Духовные революции начинаются с нового мироощущения, прежде всего, в искусстве, с нового понимания явления Красоты. Духовная революция ХХ века в России яркий этому пример.

«Через искусство имеет Свет»,[13] - сказано в Живой Этике. Это прекрасно осознавали выдающиеся мыслители и творцы.

«В искусстве наша внутренняя сущность шлет свой ответ наивысшему, который себя являет нам в мире беспредельной красоты, поверх бесцветного мира фактов»,[14] - писал Рабиндранат Тагор.

«Искусство есть подражание великому: в нем земля подражает небу»,[15] - отметил А.Блок.

«Тот человек, который не обладает способностью чувствовать Красоту и величие Искусства, не может быть истинно религиозным»,[16] - утверждал Вивекананда.

Через подлинное искусство, живущее по законам Красоты, энергетика Высших миров в процессе энергообмена, вливается в плотные формы земного мира.

«Только искусство, – отмечал Всеволод Иванов, один из крупнейших писателей России, – выводит нас из этого замкнутого круга нашего существования, только оно дает нам крылья, отрывает нас от силы этого земного притяжения, а также и от границ пространственно-временных, показывая бескрайние, невыразимые словами перспективы».[17]

Великий русский философ П.А.Флоренский писал: «Искусство воистину показывает новую, незнаемую нами реальность, воистину подымает от реального к реальнейшему и от реальнейшего к наиреальнейшему. Художник не сочиняет из себя образа, но лишь снимает покровы с уже, и притом примирно, сущего образа: не накладывает краски на холст, а как бы расчищает посторонние налеты его, «записи» духовной реальности».[18]

Это точное замечание Флоренского – «не сочиняет из себя образа» приводит к выводу о том, что именно такие образы и составляют информационную часть космического энергообмена между мирами. И то, что этот образ, проходя через внутренний мир художника, уплотняется и становится доступным расшифровке в земном мире, свидетельствует о том, что именно через искусство проходит ценнейшая космическая информация. В связи с этим можно утверждать, что история искусства не есть история какого-то предмета или какого-то вида деятельности, стоящей в ряду с подобными другими, а является эзотерической историей человечества, историей его духовно-культурного развития, историей его космической эволюции, выраженной в образах и формах, согласно энергетической информации, полученной из инобытия. Эта информация, предопределяющая ход земных событий, есть причина опережающего характера искусства и профеничности его сути. Русская поэзия, литература и искусство конца XIX – начала ХХ в. обладали этой профеничностью в очень высокой степени.

  • [1] Озарение. 3. V. 1.
  • [2] Зов. 26. 07. 22.
  • [3] П.А.Флоренский. Избранные труды по искусству, М., 1996, с. 294.
  • [4] П.А.Флоренский. «Иконостас» М., 1994, с. 37.
  • [5] Н.А.Бердяев. Судьба России. М., 1990. с. 312-313.
  • [6] П.А.Флоренский. Особое. М., 1990. с. 18.
  • [7] Сердце, 159.
  • [8] Мир Огненный. Ч.III, 85.
  • [9] Аум, 105.
  • [10] Мир Огненный. Ч.I, 144.
  • [11] Община. Рига. 1936, 30.
  • [12] Агни Йога, 226.
  • [13] Зов 1.1.21.
  • [14] Н.К.Рерих. Художники жизни. М., 1993. с. 78.
  • [15] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 50.
  • [16] Н.К.Рерих. Об искусстве. М., 1994. с. 82.
  • [17] Вс.Иванов. Рерих. Рига. с. 92-93.
  • [18] Павел Флоренский. Сочинения в 4-х томах. Т.II. М., 1996. с. 383-384.
  • [19] О.Мандельштам. Тбилиси, 1990. с. 37.
  • [20] А.Блок. Сочинения в 2-х томах. Т.I. М., 1955. с. 485.
  • [21] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 80.
  • [22] А.Блок.Дневник. М., 1989. с. 119.
  • [23] Там же. с. 248.
  • [24] А.Блок. Сочинения в одном томе. М-Л., 1946. с. 583.
  • [25] Мир Огненный. Ч.I, 627.
  • [26] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. с. 3.
  • [27] Н.Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. Т.II. М., 1994. с. 87.
  • [28] Держава Рериха. М., 1993. с. 34-35.
  • [29] Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М., 1996. с. 315.
  • [30] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 334.
  • [31] С.Н.Рерих. Стремиться к прекрасному. М., 1993. с. 34.
  • [32] С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. М., 1993. с. 2,9.
  • [33] А.П.Флоренский. Иконостас. М., 1994. с. 74.
  • [34] П.А.Флоренский. Иконостас. М., 1994. с. 74-75.
  • [35] Там же. с. 52.
  • [36] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. с. 205
  • [37] Там же. с. 216.
  • [38] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. с. 216
  • [39] Там же. с. 216.
  • [40] Там же. с. 212.
  • [41] Ж. Духовное созерцание. № 1–2, 1997. с. 206.
  • [42] П.А.Флоренский. Иконостас. М., 1994. с. 70.
  • [43] Там же. с. 70.
  • [44] Философия русского религиозного искусства XVI-XX в.в. М., 1993. с. 286.
  • [45] Философия русского религиозного искусства XVI-XX в.в. М., 1993. с. 237.
  • [46] Там же. с. 199.
  • [47] Там же. с. 198-199.
  • [48] Община. Рига, 42.
  • [49] А.Белый. Стихотворения и поэмы. Ленинград, 1966. с. 75
  • [50] Там же, с. 75.
  • [51] Д.Мережковский. З.Гиппиус. Стихотворения. СпБ, 1997. с. 13.
  • [52] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры, искусства. Т.II. М., 1994. с. 414.
  • [53] Мир Огненный. I, 50.
  • [54] Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М., 1994. с. 160.
  • [55] Там же. с. 144.
  • [56] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры, искусства. Т.I. М., 1994. с. 239.
  • [57] Николай Гумилев. Стихотворения и поэмы. Ленинград, 1988. с. 329-330.
  • [58] Николай Бердяев. Философия творчества,культуры,искусства. Т.I. М., 1994. с. 218.
  • [59] Там же, с. 235.
  • [60] Там же, с. 235.
  • [61] Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. М., 1993. с. 217.
  • [62] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. с. 167.
  • [63] Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. с. 413-414
  • [64] Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М., 1994. с. 15.
  • [65] А.Блок. Дневник. М., 1989. с. 259.
 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru