Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Ясько Георгий Юрьевич

Явление России

Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия.
Н.К. Рерих

I
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
А. Блок
Андрей Рублев. Звенигородский Спас. Фрагмент
Андрей Рублев. Звенигородский Спас. Фрагмент

1918 год был отмечен великими знаками. Поэт А.А. Блок имел видение Спасителя с красным флагом революции, выводящего Свой народ из развалин старого мира. Реставраторы Г.О.Чириков, В.А.Тюлин, И.И.Суслов и Е.И.Брягин произвели новую и на этот раз последнюю расчистку Троицы Рублева и узрели «эту ничему в мире не равную лазурь – более небесную, чем само земное небо, да, эту воистину пренебесную лазурь, несказанную мечту протосковавшего о ней Лермонтова, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг пред другом покорность».[1] Реставратор Г.О.Чириков, по привычке всех реставраторов осматривать чердаки, подвалы и другие подсобные помещения, в дровяном складе близ Успенского собора «на Городке» в Звенигороде, во время обследования строений, принадлежащих этому древнему храму, под грудой дров обнаружил три совершенно темные доски с местами осыпавшейся краской. После расчистки этих досок открылись три древние иконы, атрибутированные И.Э.Грабарем как произведения Андрея Рублева. Они получили название Звенигородского чина.

Так Пресвятая Троица, Спас, Михаил Архангел и ап. Павел, пройдя сквозь тьму веков, явились русскому народу на изломе истории, чтобы благословить его на трудном пути его.

Эти четыре иконы являются сегодня гордостью Третьяковской галереи. Троица и Спас, будучи вершиной творчества гениального художника, - величайшие произведения мирового искусства. И если Троица широко известна, то Звенигородский Спас, названный «Русским Христом», пока остается в тени. Христос и Россия сегодня не в чести, но Их сближает не только это...

II
«... и познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Ин. 8.32

Россия была крещена тысячу лет назад. Кн. Владимир крестил ее в водах Днепра. Это событие нужно называть именно «крещением», а не «принятием христианства». Для принятия христианства, для того, чтобы проникнуться духовностью, вовсе не обязательно участвовать в каких-либо церемониях, обязателен подвиг жизни. Подвиг русской жизни тогда еще начинался.

Цель подвига, как известно, - достигнуть обожения плоти через стяжание духа, через одухотворение материи. «Дух» и «материя» – это основные понятия, которые человечество выработало на своем многотрудном эволюционном пути. В разных системах мысли мы под разными именами находим две основные характеристики того Целого, в котором люди видят основу и сущность своего бытия. Это Целое люди называют по разному – Богом, Космосом, Природой, Нирваной, Абсолютом, Единым, Всевышним, Отцом Небесным... Основное в этом понятии – его непостижимость. Как сказал Ориген: «Наш ум своими силами не может постичь самого Бога, но познает Отца всех тварей из красот дел и великолепия Вселенной». Порадуемся же мистической одаренности наших предков, для которых именно красота была критерием святости. Вспомним посланцев кн. Владимира, которые изо всех религий выбрали Православие именно за красоту богослужения и всей обстановки храма. Как тут не привести слова Н.К.Рериха: «Церковь не приносила искусства. Церковь на искусстве становилась».[2] Сразу же и отметим, что посещение юстинианова храма Св. Софии окончательно убедило русских принять христианство по византийскому образцу. Очень важно, что русские, выбирая себе веру, пришли к Софии.

«София» переводится с греческого как «мудрость», это понятие было в ходу у гностиков. Так называли себя философы, которые формулировали и преподавали Гнозис (Знание), это термин, употреблявшийся школами религиозной философии, как до, так и в первый период исторического христианства для обозначения предмета их исследований. Этим предметом было Духовное и Священное Знание, которое некогда можно было приобрести при посвящении в Мистерии. Мистерии были древним наследием всего человечества, единой планетарной системой очагов приобщения к Предвечной Мудрости духовно созревших для этого людей. Широко известны Египетские и Элевзинские Мистерии, посвященными разных степеней в которые были все заметные деятели Древней Греции – колыбели европейской культуры. Мистерии работали под руководством Божественных Учителей человечества. В период совпавший с началом христианской эры, изменившиеся условия эволюции побудили Учителей изменить методы работы, теперь Они воздействуют и руководят людьми непосредственными вдохновениями свыше, из иных миров. Священный Огонь Мистерий угас, но жара оставленного им углей хватило гностикам чтобы процветать еще три столетия христианской эры. Жар угасающего Знания Древнего Мира давал им столько Света, что христиане и вообразить не могли, что такое возможно. Поэтому, сжив гностиков со свету, христиане присвоили такие гностические термины как Логос и София без всякого понимания их глубочайшего смысла.

  • [1] Жизнь и житие Преподобного Сергия. М. 1991, с. 283.
  • [2] Н.К.Рерих. Сочинения. М. 1914, т. 1, с. 133.
  • [3] Е.И.Рерих. Письма в Америку. М. 1996, т.3, с. 379.
  • [4] Н.К.Рерих. Листы Дневника. М. 1996, т. 2, с. 430.
  • [5] А.А.Блок. Сочинения. М. 1971, т. 6, с. 358.
  • [6] Вл.Соловьев. Сочинения. М. 1989, т. 2, с. 286.
  • [7] Антология мировой философии. Ф.Н. М. 1972, т. 4, с. 430.
  • [8] Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы. М. 1973, с. 343.
  • [9] Е.И.Рерих. Письма. М. 1999, т. 1, с. 143.
  • [10] П.А.Флоренский. Столп и утверждение истины. М. 1990, с. 310.
  • [11] Ф.Ницше. Сочинения. М. 1990, т. 1, с. 823.
  • [12] О России и русской философской культуре. М. 1990, с. 48.
  • [13] Н.А.Демина. Андрей Рублев и художники его круга. М. 1974, с. 30.
  • [14] В.А.Плугин. Мировоззрение Андрея Рублева. М. 1974, с. 96.
  • [15] Л.В.Шапошникова. Мудрость Веков. М. 1996, с. 432.
  • [16] К.Свасьян. Г. Шпет. Литературная Газета. № 7, 1990.
  • [17] Е.Н.Трубецкой. Умозрение в красках. М. 1990, с. 165.
  • [18] Наука и Жизнь. № 8, 1999, с.75.
  • [19] Наука и Религия. № 3, 1989, с. 62.
  • [20] Надземное. 468.
  • [21] У порога Нового Мира. М. 1996, с. 76.
  • [22] Вяч.Иванов. Родное и Вселенское. М. 1994, с. 387.
  • [23] П.А.Флоренский. У водоразделов мысли. М. 1990, с. 6-10.
  • [24] «Все перепуталось и некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лореллея». О.Мандельштам.
 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru