V. Выбор. Старое-Новое. Верхний путь и нижний
Русская духовная революция началась в конце XIX в. Ее история это – история становления нового космического и многомерного мироощущения, история духовного процесса постижения инобытия, осознания его реальности и его роли в эволюции человечества. И искусство в этом процессе сыграло важнейшую роль, не меньшую, а может быть и большую, чем сама философия, религиозный опыт или новые научные открытия, сокрушившие старые традиционные догмы. XX век оказался переломным в истории космической эволюции человечества, за ним уже виделся более высокий виток этой эволюции, вставала нездешняя заря новой эпохи, нового Мира, нового Бытия. В начале века этому предшествовали три события, носившие, вне всякого сомнения, космический характер: Духовная революция, сопровождавшаяся расцветом искусства и формированием нового космического мироощущения, всемирная бойня I мировой войны и сокрушительный взрыв русской революции, разрушившей материю старого мира. Все три события были неизбежными следствиями тех энергетических сдвигов, которые произошли задолго до этих событий и к своему сроку из невидимого и непроявленного реализовались в земной действительности плотной материи. Смысл этого космического действия состоял в разрушении старых, обветшавших форм бытия, в замене их новыми, и в ускорении хода самой эволюции в плотном мире. Планета Земля знала подобные сдвиги в далеком прошлом, современное человечество проходило его впервые. Наступил неумолимый Срок Выбора. О нем возвестил знак, значение которого тогда поняли немногие. В 1900 году, в последний год уходящего века в Париже состоялась грандиозная художественная выставка, подводившая итог искусству XIX века. Выставка как бы открывала ворота в новый, наступающий век, и первая работа, которую увидели ее посетители называлась «Врата ада». Она была создана выдающимся французским скульптором Роденом. Над вратами сидел его знаменитый «Мыслитель». Работа была символична во всех отношениях – Мыслителю предстояло решить мучительную проблему наступающего Выбора. Выбор, как и действия его определившие носил космический характер и его неизбежность была сопряжена с разрушением Мира Старого и рождением Нового. «Космос созидается пульсацией, – свидетельствовали авторы Живой Этики, – иначе говоря, взрывами. Ритм взрывов дает стройность творению. Именно знание духа переносит нить космоса в жизнь проявленную. Надо мечом сверкающим отделить ступень нарождения. Надо осознать, когда удержать цветы света, иначе они снова разлагаются во мглу стихий».[48] Космос предоставил человечеству возможность, свободная же его воля должна была сделать свой выбор – вверх или вниз, восхождение или падение в пропасть инволюции. Срока на размышление почти не оставалось. Мучительная точка Великого Времени светила как мерцающая, неверная звезда в тумане плотного Бытия, готовая в любой момент исчезнуть и больше никогда не вернуться. Пророки и поэты предсказывали бедствия и наступление ночи Апокалипсиса, философы осмысливали эту ночь, художники создавали загадочные и таинственные полотна, суть которых станет ясной много позднее. Дыхание инобытия коснулось плотного мира, неся ему мечту о крыльях спасения и вещие сны грядущей ночи. Андрей Белый в 1903 г. написал два стихотворения, в которых образно и глубоко отразил то, что происходило в его времени и пространстве. Искусство стало на свой дозор.
И в восторге сгорит.
А над морем садится
Ускользающий солнечный щит.
И на море от солнца
Золотые дрожат языки.
Всюду отблеск червонца
Среди всплесков тоски.
Встали груди утесов
Средь трепещущей солнечной ткани.
Солнце село. Рыданий
Полон крик альбатросов:
Дети солнца.
Вновь холод бесстрастья:
Закатилось оно –
Золотое, старинное счастье
Золотое руно.[49]
Смысл стихотворения достаточно прозрачен, в нем живет ощущение предстоящей ночи и заката солнца – «золотое, старинное счастье». Второе же стихотворение, кажется о том же, но оно совсем другое и по настрою и по образам.
На солнечный пир,
Трубя в золотеющий мир,
Внимайте, внимайте:
Довольно страданий.
Броню надевайте из солнечной ткани!
Все небо в рубинах.
Шар солнца почил.
Все небо в рубинах
Над нами.
На горных вершинах
Наш Арго,
Наш Арго,
Готовясь лететь, золотыми крылами забил.[50]
Закат «старинного счастья» здесь сменяется ощущением нового солнца, нового дня, перед которым Арго, «готовясь лететь, золотыми крылами забил». Теми крыльями, которые должны были поднять человечество над апокалиптической ночью к эволюционной лестнице восхождения. Диалектика, переживаемого момента состояла в том, что выбор надо было сделать «ночью», а для того, чтобы ее преодолеть нужны были эти крылья, поднимающие человека туда, где ощущалось дыхание иных миров, где действовала энергетика их Красоты. Андрей Белый принадлежал к тому направлению в искусстве, которое называлось символизмом и которое сформировалось, как неотъемлемая часть русской Духовной революции. Социальная революция уничтожила символизм, заменив его бездуховным и плоским социалистическим реализмом. Трагическая гибель самого важного направления в искусстве ощущалась интуитивно самими символистами. В самом начале века Д.С.Мережковский писал:









