Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Старовойтова О.
Она стоит подобно судьбе
Тютюгина Н.В.
Рерих и Нестеров
Карклиня И.Н.
Рыцарь духа
Зорина Е.В.

Упасика. Учителя и Елена Петровна Блаватская

«Те, кто мыслил и действовал, и поныне действие и мысль. Истинно сущее не умирает».


Елена Петровна Блаватская
Елена Петровна Блаватская

Время – это изменчивое эхо вечности – множеством повторяющих друг другу голосов утверждает необычность нового этапа планетарной эволюции человечества. Душа планеты – человечество – переживает особое состояние, обозначенное в науке как системный кризис, предшествующий или рождению нового качества или самоуничтожению. Новая эволюционная ступень нуждается в осознании простого факта: дальнейшее развитие возможно только на основе космического мировоззрения. Старые ортодоксальные – научные и религиозные – подходы не отвечают задаче формирования нового типа человечества, появление которого происходит в соответствии с естественным ритмом изменения космической жизни. Убеждение в могуществе и господствующем положении человека в мире, утвердившееся в культуре эпохи Возрождения, сыграло свою положительную роль, но консервация сильного эгоистического начала обладает разрушительным действием. "О крутящийся нарядный, блистающий мир, полный ненасытного честолюбия, где семья и государство делят между собой благороднейшую натуру человека, как два тигра свою добычу, оставляя его без надежды и Света!". Надежды человечества связаны с тем, что духовный импульс, исходящий из трансцендентного источника, подготовил все необходимое для изменения энергетики человека и осознания этого важнейшего факта. Однако, потенция эта не реализована, и вторжение хаоса в эволюционное движение поддерживается бессрочным подростковым инфантилизмом общества, ставшим печальным атрибутом истории. Сбой ритма развития принуждает человечество жить в тени подлинной реальности либо с фанатичной жаждой чуда, либо с рационально-прагматическим пониманием мира.

В XIX веке была сделана благороднейшая попытка противостоять тени хаоса, преследующей человека. Она оказалась по плечу русской женщине – Елене Петровне Блаватской. "Успех подобной попытки должен быть рассчитан и основан на знании людей, вас окружающих. Он полностью зависит от социальных и моральных условий людей при их касании глубочайших и наиболее сокровенных вопросов, могущих волновать человеческий ум – божественных сил в человеке и возможностей, заключающихся в природе". Титаническая работа Е.П.Блаватской была не единственной. "Дождь учений" пролился на человечество в XIX-XX веках, неся с собой свет незримого духовного преображения. Великое Провозвестие принесла миру семья Рерихов. Земные люди – Блаватская и Рерихи проложили дорогу новому пониманию бытия: теософия и Живая Этика единым мостом пролегли между сокровенной мудростью веков и мудростью возникающего мира. Осознание космической сущности человечества привело Блаватскую и Рерихов к двум важнейшим по своему значению выводам: прямому свидетельству Высшего Присутствия на планете (Белого Братства – Махатм) и констатации переходной ступени космоэволюции человечества.

Если второй вывод может быть принят эмпирически без особых усилий даже в силу житейских наблюдений, не говоря уже о научных достижениях, то первый осознать гораздо труднее, исходя из инерционной природы человеческого рассудка. Весть о Махатмах, принесенная Е.П.Блаватской, определяется так называемым принципом свидетеля, то есть уникальностью человеческого опыта общения с носителями сверхчеловеческого духовного знания. Область обитания Махатм "скрыта от глаз человеческих не бог весть какими природными препятствиями – высокими горами или глубокими водами, – а пространством духовного опыта, качественно отличным от других человеческих знаний". Этот опыт действительно уникален, поскольку, говоря словами Р.Генона и П.Флоренского, ведет к познанию надчеловеческой истинной реальности (Махатм и Шамбалы). Наглядность и конкрет­ность такого опыта сталкивается с неразвитостью чувствующей и мыслительной природы человека, отсутствием силы (энергии) для репроду­цирования особого психосостояния, нужного для общения с силами, выше человеческих; догмами, прагматизмом, что делает сам опыт исключительным не только в генезисе, но и в степени прямого влияния на все структурные уровни (проявленные и непроявленные) бытия человечества. "Невидимые" землетрясения – мощнейшие духовные толчки последнего столетия, сопутствующие завершению жизненного цикла разрушающейся культуры, требуют самого пристального внимания, ибо то, что по словам А. Де Сент-Экзюпери, дает смысл жизни, дает смысл и смерти. Герметическое значение предъявляемой человечеству Мудрости свойственно как уходящему эволюционному циклу, так и рождающемуся подобно Фениксу, из пепла земли.

На переломе эпох прогресс человечества предполагает информацию о планетарном духовном центре (Белом Братстве) и существовании единой эзотерической традиции сделать доступной всем людям с тем, чтобы совершился свободный выбор ими своей истории. "Учительство, – пишет Л.В.Шапошникова, – представляет собой основу человеческой культуры, без которой она практически не может ни существовать, ни развиваться. В любой области нашего труда, творчества, образования обязательно присутствует Учитель. Тема Учителя проходит через всю нашу историю. Меняются формы и задачи Учительства, меняются области, в которых оно действует, но всегда остается принципиальная его основа – передача знаний и навыков. В этом отношении школьный учитель или мастер, обучающий ученика, находится в одной цепи с Великим Учителем или Космическим Иерархом. Их отличает друг от друга лишь качество и уровень энергетики. Чем выше энергетика Учителя, тем шире его информационные возможности. Великий Учитель – это сущность, связанная с Космосом и его Высшими иерархическими структурами. Он приносит на нашу планету не только знания, которые нужны ей в данный период ее эволюционного развития, но и необходимую ей энергетику. Ибо эволюция движется изменением, или точнее, повышением этой энергетики". Кто и почему способен воспринять знания из Высокого Источника? Как осуществляется преемственность в передаче знаний? Одна из возможных версий ответа на эти сложнейшие вопросы лежит в плоскости темы "Махатмы и Упасика".

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru