Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

Новое планетарное мышление и Россия

Тем временем А.Л.Чижевский вычерчивал кривые влияния космических тел на человека и улавливал в их ломких линиях проявление каких-то загадочных ритмов. Картина, возникавшая в результате исследований, поражала ученого. "И вот при виде всех этих дружно вздымающихся и дружно падающих кривых наше воображение представляет себе животрепещущую динамику космотеллурической среды [теллурические линии — линии поглощения в спектрах космических источников излучения, возникающие при прохождении излучения сквозь земную атмосферу — Ред.] в виде безграничного океана, покрытого рядами нарастающих и рушащихся волн, среди которых жизнь и поведение отдельного организма уподобляются незаметной и безвольной щепке, повинующейся в своем поведении, как и в настоящем океане, всем капризам окружающей его физической стихии".[13] Старые узкие представления о взаимодействиях с Космосом рушились. Ученый писал о великой электромагнитной жизни Вселенной, закладывая первые кирпичи в фундамент энергетического мировоззрения XX века. "Из сказанного следует заключить, что есть некоторая внеземная сила, воздействующая извне на развитие событий в человеческих сообществах. Одновременность колебаний солнечной и человеческой деятельности служит лучшим указанием на эту силу"[14], — подводил он итог своим исследованиям.

И как бы в согласии с этими словами Н.К.Рерих отмечал: "Лучшие умы обращаются к факторам взаимодействия Космических сил с судьбами земных народов".[15]

Новая информация шла с разных сторон, зарождалась в различных пластах духовно-культурного поля, чтобы потом стянуться в один узел, собраться в единую энергетическую точку эволюционного импульса. Так человеческая мысль, питаемая энергией Космоса, формировала и готовила новое мышление земного человечества.

Энергетический импульс обрел форму нового эволюционного Учения, которое называлось "Живая Этика". Оно притянуло и вобрало в себя все, что было к этому времени наработано человеческой мыслью и особенно мыслью России — художественной, философской и научной. Притянуло, синтезировало и указало дальнейшие пути развития Духовной революции на Планете Земля. Первая строка первой книги Учения гласила: "В Новую Россию Моя первая весть".[16] Книги начали публиковаться в 20-е годы нашего столетия. Все это было сделано с помощью наших же соотечественников Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Их не было уже в это время в России, но они работали для России и во имя ее совершили тот духовный и эволюционный подвиг, который дал возможность многим из нас приблизиться к новому планетарному мышлению. Их Наставниками и Учителями были Космические Иерархи, которые в силу своих знаний и способностей влияли на эволюцию, создавая духовно-энергетические условия для дальнейшего восхождения человечества. Елена Ивановна записала и обработала сообщенные ей Учителями тексты, Николай Константинович отобразил идеи Учения в прекрасных художественных полотнах. И тот и другой внесли свою великую лепту в зарождение и развитие нового мышления и нового сознания современного человечества.

Создатели "Живой Этики" шире, чем современная наука трактовали такие фундаментальные понятия, как материя, дух, энергия и рассматривали Мироздание, как грандиозную и беспредельную систему одухотворенного Космоса, включающую в себя множество энергетических структур, в том числе и человека. Они давали представление о взаимодействии этих структур и влиянии такого взаимодействия на Космическую эволюцию, энергетические "коридоры" которой пронизывают беспредельное пространство.

Идеи "Живой Этики" не были ни отвлеченными, ни абстрактными. Сложившись в природном космическом потоке, вобрав в себя все самое ценное из прошлого и настоящего человечества, объединив в себе мысль Запада и Востока, они несли в себе огромный энергетический заряд действенности, устремляя это человечество к будущему, к переходу на новый эволюционный виток, к духовному совершенствованию и эволюционному продвижению. Охватывая широчайший диапазон космических процессов, "Живая Этика" способствовала такому пониманию человеком событий, "которое бы отражало суть и основу всей Вселенной", — по словам самого Рериха. Осмысливая место человека в системе космической эволюции, Учителя утверждали, что "Человек является источником знания и самым мощным претворителем космических сил",[17] что он есть "часть космической энергии, часть стихий, часть разума, часть высшей материи".[18]

Эволюционные процессы одушевленного Космоса развиваются согласно объективным Великим законам Космоса. Сочетание этих законов определяют общие и частные цели эволюции. Все законы Космоса свидетельствуют о приоритете духа, который создатели "Живой Этики" рассматривают как силу природы и энергетическое явление. Искра этого духа находится в каждом человеке и живет и действует в нем согласно свободе его воли. Главной задачей самой эволюции является одухотворение материи, повышение ее энергетики и последующее ее утоньшение.

  • [1] Письма Елены Рерих, Рига, 1940, том II, 17.12.35.
  • [2] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990.
  • [3] стр. 103. Там же.
  • [4] Н.К. Рерих. Россия. М., 1990, стр. 47.
  • [5] Н.К. Рерих. Россия. М., 1990, стр. 53.
  • [6] Вс. Иванов. Рерих. Рига, 1992, стр. 92-93.
  • [7] Н.К. Рерих. Пути благословения. Париж, 1924, стр. 91.
  • [8] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 89.
  • [9] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 89.
  • [10] В.И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление. М., 1977, кн. 2, стр. 23.
  • [11] Там же, стр. 31.
  • [12] К. Э. Циолковский. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга. 1928, стр. 14.
  • [13] А. Л. Чижевский. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976, стр. 34.
  • [14] А. Л. Чижевский. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924, стр. 62.
  • [15] Н.К. Рерих. Держава Света. Нью-Йорк, 1931, стр. 80.
  • [16] Листы Сада Мории. Зов.
  • [17] Мир Огненный, ч. III, 306.
  • [18] Беспредельность.
  • [19] Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, стр. 92.
  • [20] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 284.
  • [21] Там же. Стр. 286.
  • [22] Евангелие, Послание к Галатам, 5, 13-15.
  • [23] Л. В. Шапошникова. Веления Космоса. М., 1996, стр. 109.
  • [24] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 99. (17.6.31).
  • [25] Община. Рига, 1935, 215.
  • [26] Там же, 214.
  • [27] Община. Улан-Батор, 4. 2, X, 6.
  • [28] Община. Рига, 1935. 249.
  • [29] Община. Рига, 1935, 85.
  • [30] Письма Елены Рерих. Новосибирск, 1993, стр. 37.
  • [31] Братство, 389.
  • [32] Община, Рига, 1935, 254.
  • [33] Община, Рига, 1935, 161.
  • [34] Там же, 237.
  • [35] Там же, 178.
  • [36] Община. Улан-Батор, 1927, ч. 3, II, 3.
  • [37] Там же.
  • [38] Община, Рига, 1935, 273.
  • [39] Н.К. Рерих. Врата в Будущее. Рига, 1935, стр. 15.
  • [40] Письма Елены Рерих. 1940, т. II, стр. 264.
  • [41] Там же, стр. 170.
  • [42] Письма Елены Рерих, 1932-1955. Новосибирск, 1993, стр. 511.
  • [43] Община, Рига, 1935, 226.
  • [44] Там же, 258.
  • [45] Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, стр. 119-120.
  • [46] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 187.
  • [47] Журнал "Коммунист". 1988, № 18, стр. 70.
  • [48] Газета "Подмосковье", 06.07.1996.
  • [49] Н. Л. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 53.
  • [50] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 100.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru