Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Карклиня И.Н.
Рыцарь духа
Старовойтова О.
Она стоит подобно судьбе
Дживелегов А.К.
Леонардо да Винчи
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

Новое планетарное мышление и Россия

Еще в 1918 году Н.А.Бердяев сказал пророческие слова: "Возможно даже, что буржуазность в России появится именно после коммунистической революции. Русский народ никогда не был буржуазным, он не имел буржуазных предрассудков и не поклонялся буржуазным добродетелям и нормам. Но опасность обуржуазивания очень сильна в Советской России. На энтузиазм коммунистической молодежи к социалистическому строительству пошла религиозная энергия русского народа. Если эта религиозная энергия иссякнет, то иссякнет и энтузиазм и появится шкурничество, вполне возможное при коммунизме".[45]

Шкурничество появилось, т.к. духовное собственничество искало своего выхода, своего материального оформления. Когда же развалилась система тоталитарного государства и его идеология, оно вырвалось наружу, подобно гною из прорвавшегося нарыва. И ничем больше не сдерживаемый, он залил страну откровенной алчностью, наживой, воровством, различного рода преступлениями во имя обогащения. На этой энергетической волне и стал формироваться тот странный для России слой, который назвали "новыми русскими". "Новые" же в действительности являлись носителями того старого, что теперь прочно угнездилось на поверхности российской жизни. Выбросив лозунги — "Вперед, к капитализму!", и "Забудем о коммунистическом прошлом", старая номенклатура, оставшаяся у власти, вкупе с "новыми русскими" двинулась к капиталистическому светлому будущему. Путь в очередное "светлое будущее" был назван реформами, в голубой дали которых замаячила очередная "Новая Россия".

Одна утопическая идея сменила другую. Сочетание же старых методов тоталитарного госаппарата с новым "светлым будущим", дополненные возведением материального фактора на высокий трон главной ценности, бросили Россию в экономический хаос, а ее народ — в грязный омут морального разложения.

"...народ, — замечает Бердяев, — опускается и погибает, когда материальное могущество превращается для него в кумира и целиком захватывает его дух".[46]

Перестройка началась под нарастающий гул разваливавшейся старой системы. Было ясно, что с ней опоздали. Перестроить в этих условиях что-либо было уже невозможно. Расплывчатые идеи перестройки не имели опоры ни в социально-экономическом и ни в правовом пространстве страны, ни во внутренней структуре самого человека. Они как бы плыли в тумане политической жизни, временами исчезали, временами вновь призрачно возникали. 1991 год стал историческим не потому, что "победила демократия", а потому, что распалось старое тоталитарное государство, и тогда же начался тот странный период в истории России, который длится до сих пор. Я бы назвала этот период временем иллюзий, старых и новых. Эти иллюзии мешают увидеть стране реальность, в которой она существует. Когда мы говорим — распалось государство, то имеем в виду разрушение системы. Однако система и государство не одно и то же. Само государство, даже утратившее определенную идеологическую систему, никуда исчезнуть сразу не может. Такое случается только во времена революционных взрывов. В России такого взрыва в 80-е и 90-е годы нашего столетия не наблюдалось. Саморазрушение государства, как системы, революцией назвать нельзя. Старые государственные структуры продолжают действовать. Ими по-прежнему управляет старая номенклатура, которая пытается их сохранить. Эти обстоятельства определили и характер российской свободы конца XX в. Свобода не возникла в результате развития и роста духа народа, не была завоевана в долгой сознательной борьбе определенных социальных сил. Она даже не была получена сверху царским манифестом, как это было в дореволюционной России. Свобода возникла, как по мановению волшебной палочки, из предутреннего тумана, скрывшего в тот августовский день 1991 г. Белый дом и его защитников. Ее выпустила из себя с последним вздохом, как узника из тюрьмы, саморазрушившаяся тоталитарная система. И на ней лежал явный отпечаток этого саморазрушения и умирания. Поэтому наша свобода была похожа не на гордую заокеанскую статую, а скорее на бомжа с терновым венком на голове. Не соответствуя ни в коей степени ни внутренней свободе народа, ни его сознанию, эта пришелица из неведомых глубин стала прямо на глазах ее почитателей превращаться во вседозволенность и произвол.

Эйфория вседозволенности охватила страну. В России начался тот "пир во время чумы", который устраивали на костях своих бывших хозяев чудом освободившиеся рабы. Отсутствие в стране действительного общественного мнения развязало руки силам темным и безнравственным. Власть денег вскоре стала соперничать с властью политической. В ряде случаев это завершилось слиянием обеих властей. Вседозволенность, которая сменила еще слабую и неокрепшую свободу, привела к тому, что главное правило — свобода не только право, а и обязанность — было забыто, а может быть никогда многим и не было известно. Криминальный мир взял на себя функции принуждения, насилия и страха, которые в свое время принадлежали тоталитарному государству и являлись его монополией. Энергетика негативного, античеловеческого, бездуховного пошла вширь и вглубь, захватывая самые разные социальные круги. Но вместе с тем пространство человеческого духа и мысли, с которого, так или иначе, был снят идеологический пресс тоталитарного государства, преодолевая завалы обрушившегося, начало постепенно расширяться. Духовная революция вновь вышла на поверхность.

  • [1] Письма Елены Рерих, Рига, 1940, том II, 17.12.35.
  • [2] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990.
  • [3] стр. 103. Там же.
  • [4] Н.К. Рерих. Россия. М., 1990, стр. 47.
  • [5] Н.К. Рерих. Россия. М., 1990, стр. 53.
  • [6] Вс. Иванов. Рерих. Рига, 1992, стр. 92-93.
  • [7] Н.К. Рерих. Пути благословения. Париж, 1924, стр. 91.
  • [8] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 89.
  • [9] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 89.
  • [10] В.И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление. М., 1977, кн. 2, стр. 23.
  • [11] Там же, стр. 31.
  • [12] К. Э. Циолковский. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга. 1928, стр. 14.
  • [13] А. Л. Чижевский. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976, стр. 34.
  • [14] А. Л. Чижевский. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924, стр. 62.
  • [15] Н.К. Рерих. Держава Света. Нью-Йорк, 1931, стр. 80.
  • [16] Листы Сада Мории. Зов.
  • [17] Мир Огненный, ч. III, 306.
  • [18] Беспредельность.
  • [19] Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, стр. 92.
  • [20] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 284.
  • [21] Там же. Стр. 286.
  • [22] Евангелие, Послание к Галатам, 5, 13-15.
  • [23] Л. В. Шапошникова. Веления Космоса. М., 1996, стр. 109.
  • [24] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 99. (17.6.31).
  • [25] Община. Рига, 1935, 215.
  • [26] Там же, 214.
  • [27] Община. Улан-Батор, 4. 2, X, 6.
  • [28] Община. Рига, 1935. 249.
  • [29] Община. Рига, 1935, 85.
  • [30] Письма Елены Рерих. Новосибирск, 1993, стр. 37.
  • [31] Братство, 389.
  • [32] Община, Рига, 1935, 254.
  • [33] Община, Рига, 1935, 161.
  • [34] Там же, 237.
  • [35] Там же, 178.
  • [36] Община. Улан-Батор, 1927, ч. 3, II, 3.
  • [37] Там же.
  • [38] Община, Рига, 1935, 273.
  • [39] Н.К. Рерих. Врата в Будущее. Рига, 1935, стр. 15.
  • [40] Письма Елены Рерих. 1940, т. II, стр. 264.
  • [41] Там же, стр. 170.
  • [42] Письма Елены Рерих, 1932-1955. Новосибирск, 1993, стр. 511.
  • [43] Община, Рига, 1935, 226.
  • [44] Там же, 258.
  • [45] Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, стр. 119-120.
  • [46] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 187.
  • [47] Журнал "Коммунист". 1988, № 18, стр. 70.
  • [48] Газета "Подмосковье", 06.07.1996.
  • [49] Н. Л. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 53.
  • [50] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 100.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru