Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Шапошникова Л.В.
Тернистый путь красоты
Ясько Г.Ю.
Явление России
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Карклиня Инга Николаевна
Искусствовед, член Латвийского общества имени Н.К.Рериха

Символ вождя сердца

В 1931 году, будучи уже женат на актрисе Элле Страздынь, он заканчивает философский факультет Латвийского университета. Дипломной работой Рихарда Рудзитиса было изыскание "О категориях прекрасного и доброго". Фольклорная тема с философским осмысливанием: прекрасное неотделимо от доброго. Работая в Латвийской Государственной библиотеке (со студенческих лет до ареста в 1948 году), он не оставлял пера. Творил как писатель, поэт-философ, занимался журналистикой, писал рецензии, поднимал в печати актуальные общественные проблемы, например, "Борьба в Индии", "Махатма Ганди". Как журналист, ездил с хором Рейтера в Скандинавию. Также побывал с женой в городах искусства и в горах Италии.

В 1933 году в семье Рудзитисов родилась первая дочь Гунта, которой суждено было стать преемницей отца, затем, в 1937 г., средняя дочь Илзе - впоследствии художник, посвятившая свое творчество духовно-философским темам. И, в 1939 г., третья - младшая дочь Мария, врач, беззаветно отдающая все свои силы и доброту сердца для лечения больных.

О каждом члене этой замечательной семьи следует говорить отдельно. Их биографии заслуживают должного внимания и благодарности.

Но помимо личной семьи, у поэта Рихарда Рудзитиса было и ответственное общественное дело, которое стало делом всей его жизни, совести и долга. Это - Латвийское Общество имени Н.К.Рериха, которое он возглавлял с 1936 по осень 1940 года, когда оно было по распоряжению высших органов советской Латвии закрыто, а его имущество национализировано.

Как определился путь поэта-философа в это общество? Этот вопрос я задала его дочери Гунте, которая в настоящее время пишет обширную монографию о своем отце. Шаг за шагом, день за днем, через дневники, обширное эпистолярное наследие, воспоминания матери она восстанавливает в ретроспективной последовательности все факты жизни, творчества и общественной деятельности отца.

Еще до официального открытия Общества в октябре 1930 года доктор Феликс Лукин, руководивший кружком восточной философии, поставил своей целью издать на русском и латышском языках книги Живой Этики. Для этого нужен был квалифицированный переводчик. И не только переводчик, но и поэт, тонко чувствующий поэтический контекст изложения. Но и этого было мало: потребовался поэт-философ, знакомый с восточной философией. И, естественно, более подходящей кандидатуры, чем Рихард Рудзитис, который переводил уже Р.Тагора, Саади, Дж.Руми, он не мог найти.

Катрина Яковлевна Драудзинь вспоминала: "Доктор Лукин, да и мы все, выражаясь латышской поговоркой, "снимали шапку" перед человеком-феноменом, не побоюсь этого слова". Это подтверждали и письма из Индии Елены и Николая Рерихов. Поэт интересовал семью Рерихов не только как правая рука доктора Феликса, но и как человек необыкновенно широкого дарования и такой же редкой кристально-чистой души. Рериховцы, как правило, были скромными людьми и не выставляли на вид своих дарований и заслуг. У них были гораздо более высокие критерии любой полезной деятельности. Поэтому одами и прославлениями никто друг друга не одаривал. Постулатом членов Общества служила скромность осознания любой своей полезной деятельности как "малейшей частицы общего блага". И к этой строгой оценке своего личного вклада в историю восточной философии XX века Рихард Яковлевич подходил с большой требовательностью, руководствуясь непосредственными консультациями семьи Рерихов и, в частности, Елены Ивановны.

Латвийское Общество под руководством доктора Феликса Денисовича Лукина свою работу начало 13 октября 1930 года, естественно, получив на это благословение Рерихов из Индии. В момент открытия Общества уже существовало его правление и активные члены. Среди них и поэт Рихард Рудзитис. Естественно, творческая работа Рихарда Рудзитиса была неотделима от деятельности в Обществе. Одну из первых книг в 30-е годы он написал под названием "Н.К.Рерих - водитель культуры". Книга была очень необходима, ибо до нее о Рерихе были лишь издания, относящиеся к первым двум десятилетиям его деятельности. Тогда же Рудзитис издает свое эссе "Сознание красоты спасет". На брошюру "Рерих - водитель культуры" откликнулась с большой радостью и одобрением Елена Ивановна. В письме, адресованном автору книги, читаем: "Родной Рихард Яковлевич! Получила Ваше сердечное письмо от 6 августа. Также пришла на днях прекрасно изданная брошюрка о Н.К. Сердечное Вам спасибо за все Ваши заботы и превосходную статью, обрисовывающую позднейшую деятельность Н.К. Также получили радостное известие на разрешение издания "Агни Йоги". Это большая победа по нынешним временам. Так устремление духа и настойчивость побеждают препятствия... Теперь к Вашему письму. Ваше изложение правильно. Именно огонь пространства, будучи осознанным, превращается в психическую энергию. Так Мир Огненный есть Мир сублимированных чувств или сознаний. Именно ни одно человеческое чувство не исчезает, но пребывает в Мире Огненном в своем утонченном состоянии, отвечая на высшие притяжения и вибрации. Сейчас пришло письмо от Н.К. Он прочел пересланные главы Вашей книги и просит меня передать Вам все самое сердечное, все самое прекрасное, что я и делаю с особой радостью. Сердечный привет Вашей семье. Сердцем и духом с Вами. Е.Рерих. 03.09.35."

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru