Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Тютюгина Н.В.
Рерих и Нестеров
Дживелегов А.К.
Леонардо да Винчи
Рерих С.Н.
Мона Лиза

Письма Е.И.Рерих к Е.П.Инге

Материалы из книги «Беседы с Учителем.
Избранные письма Елены Ивановны Рерих»

Подборку писем Елены Ивановны Рерих к Екатерине Петровне Инге предваряет вводная статья Татьяны Олеговны Книжник, главного редактора публикаторского отдела МЦР.


Вашему вниманию представляются письма Елены Ивановны Рерих к Екатерине Петровне Инге — члену Харбинской группы по изучению Живой Этики.

Летом 1934 года Екатерина Инге знакомится с Николаем Константиновичем Рерихом, посетившим Харбин перед своей экспедицией в Манчьжурию и Внутреннюю Монголию, и после его отъезда вступает с ним в переписку. Вскоре у нее налаживается переписка с Еленой Ивановной.

«Все письма нашей Великой Водительницы, — вспоминает Екатерина Петровна, — дышат бесконечной добротой, любовью и лаской. В каждом письме своем она всегда старалась послать ободрение, духовную поддержку и ласку, указывая каждому именно на то, чего больше всего требовалось для развития духовных сил, знания или для укрепления в выполнении данной задачи. Получение каждого письма Ее было для нас праздником духа, и мы всегда бежали друг к другу, все вместе радовались и читали, делясь впечатлениями от полученных дорогих строк» (Инге Е.П. Родная // Оккультизм и йога. 1957, №16. С. 16.). Напомним читателям, что в Харбинскую группу входили Борис Николаевич и Нина Ивановна Абрамовы, с которыми Инге связывали дружеские отношения. Она хорошо знала также Владимира Константиновича Рериха — брата Николая Константиновича.

В архиве Международного Центра Рерихов хранятся ее «письма к молодежи» — небольшие очерки на темы Учения, опубликованные на страницах харбинской газеты «Заря». Возможно, Е.П.Инге не обладала таким же ярким талантом популяризатора, как, скажем, А.И.Клизовский или А.П.Хейдок, но в ее обращениях было то, чего не хватало многим толкователям Учения, — простота и сердечность. Елена Ивановна эту особенность отметила. «С большой радостью читала Ваши письма к молодежи — писала она... Продолжайте писать и посылать куда возможно Ваши полезные и светлые весточки» (Письмо Е.И.Рерих от 12.01.1940 г.). Состоялось ли дальнейшее сотрудничество Инге с «Зарей» или с каким-либо другим харбинским изданием, мы не знаем, однако, начиная с 50-х годов, уже живя в Германии, она печатается на страницах русского эзотерического журнала «Оккультизм и йога», издававшегося А.М.Асеевым, в котором часто публиковались очерки Николая Константиновича, а Елена Ивановна вела раздел «Свободная трибуна». «Наше дело — неукоснительно следовать Заветам Водительницы, сохранять спокойствие и не падать духом, — обращается Инге к читателям вскоре после ухода Матери Агни Йоги. — Конечно, трудно будет нам подчас без Ее помощи и Советов, но если будем трудиться дружно, в единении Духа, то и ОТТУДА она сможет оказать нам свою помощь» (Оккультизм и йога. №16. С. 19.).

«Через нашу Водительницу Великие Владыки давали различные поручения и задания сотрудникам и ученикам» (Оккультизм и йога. №16. С. 19.) — рассказывает она в своих воспоминаниях. Одним из таких поручений был перевод «Теософского Словаря» Е.П.Блаватской, а в 1954 году Елена Ивановна обращается к Инге с просьбой о переводе книги «Учение Храма» (Наставления Учителя Иллариона, переданные через Франчиа Ла Дью). Свою просьбу она сопровождает словами: «В[еликий] В[лады] ка советует Вам ее перевести» (Письмо Е.И.Рерих от 13.08.1954 г.). В мае следующего года приступившая к работе Екатерина Петровна получает от Елены Ивановны следующие строки, полные поддержки и одобрения: «Ваша прекрасная задача и неотложная — закончить перевод Учения Учит[еля] Иллариона... Сказано: "Сотрудница Наша Екат[ерина]... должна уявить ускоренный перевод Учения Иллариона. Ярая уявляется на прекрасном переводе этих Писем". Родная, счастлива буду иметь копию Вашего труда. Так и В[еликий] Вл[адыка] желает этого. Никто не знает, откуда и как придет возможность напечатать эти Письма. Постарайтесь выполнить эту возложенную на Вас прекрасную и ответственную миссию как можно лучше и скорее. События спешат» (Письмо Е.И.Рерих от 18.05.1955 г.).

Свой поистине гигантский труд, отправленный в Калимпонг, Инге заканчивает словами благодарности: «Да будет благословенна Рука, протянувшая разрешение выполнить назначенное мне!» В настоящее время этот перевод готовится к изданию публикаторским отделом МЦР.

«Я знаю, что В[еликий] Вл[адыка] ценит Ваш труд, знает, как бескорыстно Вы трудитесь на общую пользу, — писала Е.И.Рерих в одном из писем. — Не раз В[еликий] Вл[адыка] говорил мне, что Вы — прекрасная сотрудница. Так и я смотрю на Вас, как на близкую сотрудницу и прекрасную деятельницу в будущем, когда события расчистят сгустившуюся, отравленную ненавистью атмосферу вокруг нашей многострадальной Земли» (Письмо Е.И.Рерих от 18.09.1952 г.).

Итак, перед нами письма Елены Ивановны, как всегда многогранные и затрагивающие самые разные вопросы — о карме наций, о значении культуры, о Высшем Присутствии и Водительстве. На страницах писем читателю встретится немало интересных замечаний об оккультной литературе и духовных лидерах ХХ века — Шри Ауробиндо, Алисе Бейли, Рудольфе Штайнере. Следует отметить, что Елена Ивановна уделяла особое внимание проблеме распознавания, ибо большинство ее корреспондентов вступили на духовный путь недавно и были дезориентированы изобилием всевозможных школ и течений. «Чем больше исканий, тем лучше, — считала она. — Каждый приходит своим путем и обогащает общее знание». Что же касается лжеучителей, то они были и есть, и еще никто из них не приходил «с формулами тьмы на устах». Избежать их ловушек не так-то просто, как может показаться на первый взгляд, ибо самые изощренные «кадры наставников» действуют на астральном плане, персонифицируя самих Великих Учителей. Однако критерии распознавания существуют, нужно лишь отнестись к ним с должным вниманием и применить. «...Великий Иерарх может посылать Сообщения и Указания через посредничество своих сотрудников и учеников, — пишет Елена Ивановна. — Признак таких Сообщений — их простота, чистота и краткость. Но много страниц оявлено и сторонниками Тьмы, так, к примеру, в книгах Алисы Бейли. В жизни неизбежно Черная магия переплетается с Белой, и нелегко провести границу. Только знающий и опытный ученик Белой Ложи может усмотреть подлог и искажения. Так, много прекрасных страниц Владык Света вкраплены в труды сторонников Тьмы. Совет Вам, родная, не читать книги Алисы Бейли. В конце жизни она уявилась последовательницей Люцифера... Мне сказано написать Вам: следовать Учению Востока, избегать западных комментаторов их. Яро поймете разницу между Учением Живой Этики и новыми учениями, явленными разными дельцами и с немалым финансовым успехом» (Письмо Е.И.Рерих от 10.10.1954 г.).

  • [1] Абрамов Борис Николаевич (1897—1972) — член Харбинской группы по изучению Живой Этики.
  • [2] Колонтаевская Маргарита Иосифовна — член Харбинской группы по изучению Живой Этики.
  • [3] Рерих Владимир Константинович (умер в 1952) — брат Н.К.Рериха.
  • [4] Абрамова Нина Ивановна — жена Б.Н.Абрамова.
  • [5] Рерих Юрий Николаевич (1902—1960) — старший сын Е.И.Рерих
  • [6] Туркина Евгения Николаевна — корреспондент Е.И.Рерих
  • [7] Окончание письма отсутствует.
  • [8] Святослав Николаевич Рерих (1904—1993) — младший сын Е.И.Рерих и Девика Рани (1894—1994) — его жена.
  • [9] Кемпбелл Кэтрин (1898—1996) — ближайшая сподвижница Е.И.Рерих, вице-президент Музея им. Н.Рериха в Нью-Йорке.
  • [10] Россия.
  • [11] Речь идёт о Марте Стуранс.
  • [12] Окончание письма отсутствует.
  • [13] Слово неразборчиво.
  • [14] Богданова Ираида Михайловна (род. 1914) — участница Центрально-Азиатской экспедиции, по окончании которой осталась вместе с Рерихами в Индии. Вернулась в Россию вместе с Ю.Н.Рерихом.
  • [15] Шри Ауробиндо (1872—1950) — индийский философ, создатель интегральной йоги.
  • [16] Рамакришна (Гададхар Чаттерджи) (1836—1886) — индийский подвижник и мыслитель.
  • [17] Вивекананда (Нарендранатх Датт) (1863—1902) — индийский философ и общественный деятель, ученик Рамакришны.
  • [18] Мирра Альфасса (1878—1973) — сподвижница Шри Ауробиндо.
  • [19] Речь идёт о теософском словаре Е.П.Блаватской
  • [20] «Учение Храма» — Наставления Учителя Иллариона.
  • [21] Франчиа Ла Дью (1849—1922) — основательница общины «Храм Человечества» в Калифорнии.
  • [22] Защитный энергетический чехол.
  • [23] Окончание письма отсутствует.
  • [24] Фосдик Зинаида Григорьевна (1889—1983) — вице-президент Нью-Йоркского Музея им. Н.К.Рериха.
  • [25] «С горной вершины».
  • [26] Безант Анни (1847—1933) — ученица Е.П.Блаватской. Президент Теософского Общества в 1907—1933 гг.
  • [27] «Человек и его тела».
  • [28] Асеев Александр Михайлович (1903—1993) — русский эзотерик, издатель журнала «Оккультизм и йога», в котором Е.И.Рерих вела рубрику «Свободная Трибуна».
  • [29] Дутко Валентина Леонидовна — корреспондентка Е.И.Рерих
  • [30] Бейли Алиса (1880—1949) — автор трудов по эзотерической философии, основательница «Arcane School».
  • [31] Гофмейстер Владимир Генрихович (ум. 1967) — член немецкой группы по изучению Живой Этики.
  • [32] Брандштатгер Леопольд (ум. 1968) — руководитель Рериховского движения в Австрии и Германии.
  • [33] Штейнер Рудольф (1867—1925) — основатель антропософии.
  • [34] Окончание письма отсутствует.
  • [35] Общество Агни Йоги, созданное при Музее Н.Рериха в Нью-Йорк.
  • [36] Голлан Мюриэль — корреспондент Е.И.Рерих.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru