Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

Роль Учения Живой Этики в становлении научного мышления

Лишь в глубине сознания мерцает слабо мысль звездой далекой" (Там же, стр. 71)

Прозрение поэта и глубокое проникновение в учение Кецалькоатля и в мифологию дали возможность автору описать в художественных образах сложнейший энергетический процесс, с которого начинается творчество и творение, вхождение искры духа в материю.

"Я возникаю в этом двуедином месте".

"... Забывший все, что было раннее ".

Эти две мысли крайне важны в последующем понимании сути мифа. Диалектика энергетического процесса в Мироздании обуславливает одно парадоксальное явление - эволюция начинается с инволю ции. В этом процессе смысл самой двойственности выступает ярко и необратимо. Искра духа изначально входит в материю для того, чтобы вновь подняться вместе с материей, которую эта искра одухотворяет и изменяет. В этом заключается смысл противоположения инволюция - эволюция. Только противоположение, как таковое, порождает энергетику эволюционного коридора, без этого условия нет эволюции.

"Я - Кецалькоатль, Змей пернатый.

Дано мне ползать и летать.

Земля и ветер.

Грязь и небо.

Я пал, но поднимусь" (Х.Л.Портльо. Кецалькоатль. М., 1982, стр. 76-77)

"Произошло ниспадение человека, - пишет Н.Бердяев, - в природные недра, сковывание природными стихиями, в которых дух человеческий был заколдован и из которых он своими собственными силами никак не мог подняться, не мог расколдовать того страшного колдовства, которое повергло его в среду природной необходимости" (Н.Бердяев. Смысл истории. М., 1990, стр. 87).

И где-то там в пространстве энергетического процесса, несущего двойственность в своей сути, возникает та единственная точка, где эта двойственность реализуется, где сливается земное и небесное, пересекаются заповедные границы, где соединяется материя иной действительности с земной. Вот в этой точке эволюционного синтеза и создается то поле первотворения мира и человека, которое запечатлевает мифология. И появляется, на грани небесного и земного, в том "двуедином месте", первая страница истории земного человечества, но в своей изначальности более похожая на небесную, нежели на земную.

Сотворение мифа, на основе информации "иной действительности", того первоисточника, присутствие которого всегда ощущается, есть важнейший духовно-культурный процесс, с которого и начинается эволюция земного человека и осознание им своей безусловной причастности к Космосу. "Это первая страница повести о земной человеческой судьбе после его небесной судьбы после пролога, свершившегося в небесной истории" (Н.Бердяев. Смысл истории. М., 1990, стр. 64).

Однако неведомый нам пока энергетический процесс вхождения духа в материю невероятно сложен и может менять качество несомой этим духом информации "иной действительности", искажать ее или и вовсе утрачивать - "забывший все, что было раннее". И только постижение закономерностей этого процесса может дать нам возможность установить эти изменения и отклонения и проникнуть в глубину энергетики самого мифотворчества. Восприятие мифа как явления иных миров сохранилось у некоторых народов, чья архаическая культура в какой-то степени оставалась долгое время нетронутой внешним влиянием. Например, австралийцы называют мифическую эпоху первотворения "временем сновидений", что совершенно определенно указывает на связь этого времени с "иной действительностью", возникаю щей перед нами в снах. Таков энергетический путь нашей с ней связи. Чукчи рассматривают миф как "весть эпох начала творения" (Мифы народов мира. М., 1980, т. 1, стр. 252). Что тоже является в какой-то мере осознанием связи мифа с "иной действительностью".

В силу двойственного характера того энергетического пространства, где совершается мифотворчество, миф, в свою очередь, так же обретает черты двойственности. Принадлежа как бы и небу, и земле, миф закрывает последнюю страницу истории небесной человеческого духа и открывает первую страницу истории земного человечества.

"В самой глубочайшей глубине времени, - пишет Н.Бердяев, - в той глубине, в которой совершается первичная судьба человека, первичное его снисхождение к грани, резко отделяющей время нашей действительности от вечности, в этой глубине первоначальной стадии нашего исторического времени воспринимаются моменты, еще причастные к вечности, и лишь в дальнейшем, уже в другом времени, происходит затвердение, замыкание нашего мирового зона, который начинает противополагаться вечности. То, что мы называем небесной вечностью, удаляется в трансцендентную даль, которая из этого мира оказывается изъятой. Но в первоначальных религиозных мифах, в преданиях человечества все эти грани нередко проведены, и это есть одна из величайших тайн, затрудняющих постижение древней религиозной жизни" (Н.Бердяев. Смысл истории. М., 1990, стр. 64).

С момента вхождения духа в земную материю, сопровождаемого энергетическим процессом мифотворчества, началось взаимодействие этого духа с материей, определившее суть всех земных явлений и связавших их с "иной действительностью".

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru