Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

Роль Учения Живой Этики в становлении научного мышления

В 1988 г. А.Гангнус причислил одну из интереснейших книг Живой Этики - "Общину" к "первичным документам новой религии". Написанная в 1926 г., "Община" была книгой-предупреждением, касавшейся многих вопросов обустройства нашего государства, мимо которой, к сожалению, прошли тогдашние руководители страны.

В условиях зарождавшегося противостояния между религиозным и научным мышлением, сопровождавшегося перестроечным ослаблением идеологического пресса, формировалось то рериховское культурное движение, которое мы теперь знаем.

Борьба между религиозным и научным мышлением неизбежно затронула и его. В его глубинах стала складываться, пока еще немногочисленная, группа ученых, которые хорошо понимали, что идеи Живой Этики, реализовавшись через науку, должны лечь в фундамент нового планетарного мышления XX века. Необходимы были для этого научные исследования той суммы знаний, которые присутствовали в книгах Живой Этики. Эту группу, несомненно, усилила, появившаяся по инициативе Святослава Николаевича Рериха, организация, сначала называвшаяся Советским Фондом Рерихов, а затем Международным Центром Рерихов. Получив в 1990 г. из рук Святослава Николаевича наследие Н.К. и Е.И. Рерихов, Центр за несколько лет своего трудного и немирного существования в изменяющейся стране, сумел развернуть культурную, научную и просветительскую деятельность, которая несомненно укрепила научное направление в рериховском движении. Все это происходило на фоне обвального крушения традиционной тоталитарной идеологии в стране и судорожных, но тщетных поисков ее замены. Дискриминированная, загнанная в подполье в предыдущие годы Православная церковь начала расправлять крылья. Правительственные чиновники и руководители государства все чаще и чаще стали появляться на богослужениях. Держа в руках свечи и неумело осеняя себя крестным знаменем, бывшие члены ЦК КПСС, секретари обкомов и высокие чиновники от тоталитаризма, как бы протягивали каноническую нить между государством и отделенной от него Церковью, приглашая ее вновь к союзу с государством и тем самым отдавая в ее руки идеологические преимущества. В благостных службах во вновь отремонтированных и отреставрированных храмах, в пламени свечей и звуках песнопений произошло явление исторического значения, пока еще осознанное немногими. Как бы незаметно и призрачно, по скрытным рекам человеческого духа перетекла религиозная идеология тоталитарного государства под золотые купола православия. И такой при этом цветок вспыхнул и разгорелся, что глазам стало больно...

Церковь, принявшая эстафету от идеологической "церкви" неизбежно, следуя традициям тоталитарного мышления, обратила свой взор туда, где что-то мешало спокойствию ее отцов. Поощряемые власть предержащими последние стали изучать духовное поле, оставшееся им в наследство от идеологического отдела ЦК КПСС, и наткнулись на таившую для них опасность - Живую Этику и широкое рериховское движение. Прекрасно понимая, что и то и другое не есть осколок бывшей идеологии, а является чем-то новым и враждебным этой идеологии, отцы стали корчевать нежелательное явление, стараясь выбросить его, подобно сорняку, с этого духовного поля. Методы борьбы были теми же, которые практиковали их предшественники - клевета, ложь, шельмование.

Одной из первых против Живой Этики и идей Рерихов выступила та Богородичная церковь, которая через несколько лет будет посажена Архиерейским собором православной Церкви 1994 года рядом с Рерихами, на скамью "подсудимых". "Кто разрушал Святую Русь? - истово вопрошал архиепископ Иоанн Бореславский, еще не подозревавший о том, что его ждет, - Определим источник - тибетские Махатмы. Именно они спровоцировали действие масонских и всех прочих оккультных орденов. Рука Тибета на России есть рука самого дьявола.

Любая из тибетских доктрин упирается в космос как конечную сферу - среду радиации, распада, искушения и смерти. Космос - царство Антихристово. Ни одной пядью оно не связано с Царством Божиим: все в нем ложь, искушение, нечистота" (Тибетское око, б/д стр. 23). Читатель, вы поняли что-нибудь? Я тоже нет. Вслед за подобными высказываниями все чаще и чаще повторялась совершенно необоснованная мысль о том, что рериховское движение и МЦР есть секта, а сами Рерихи - апостолы "новой религии". Провокационность и корыстность подобного рода заявлений просматривались с достаточной четкостью.

В мае 1993 года, под эгидой Московского патриархата и Священного Синода собирается христианский семинар "Тоталитарные секты в России". В итоговом заявлении его участников было сказано следующее: "Мы не можем молчать и перед лицом активного антихристианского движения,включающего в себя "теософию, антропософию, "Живую Этику" Рерихов и культы "New Age". Распространение "Агни Йоги" Рерихов в России, происходящее с поддержкой государственных лидеров и структур, вызывает нашу тревогу. Со всей ответственностью мы свидетельствуем: учение Рерихов - это религиозная секта, не только несовместимая с христианством, но и прямо ему враждебная". Вслед за участниками православного семинара ринулся в бой неукротимый диакон Кураев, бывший аспирант Института философии АН СССР, наводнивший своими публикациями газеты и даже толстые журналы.

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru