Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

Роль Учения Живой Этики в становлении научного мышления

4. Реальность Космоса

Любое проявление человеческой мысли рассматривалось церковью как нарушение ее "священной" монополии. Кострами и пытками она стремилась остановить тот энергетический процесс, который зарождался в недрах религиозного сознания позднего европейского средневековья, сквозь темные, отживающие пласты которого уже пробивались первые ростки иных представлений и иных знаний. Эти знания текли из сокровенных источников Востока, их приносили рыцари-крестоносцы, ходившие в запредельные страны защищать гроб Господен. Вернувшись домой они создавали тайные ордена, в замковых библиотеках которых хранились древние рукописи, повествующие об иных космогонических и Высших представлениях, чем те, о которых писали и говорили ортодоксальные и полуграмотные отцы церкви. Время от времени магистры этих орденов горели на кострах, но это не могло остановить процесс складывания нового мышления, которое впоследствии назовут научным. Его носители пройдут через пыточные камеры и огонь инквизиционных костров. Джордано Бруно, Коперник, Галилей... Именно они раскрывали всю грандиозность Беспредельности, говорили о небесной механике, высказывали "еретические" мысли о том, что земля круглая и она вертится.

Исторически сложилось так, что над колыбелью новорожденного научного мышления стояла не добрая фея свободной мысли и творчества, а дымили факелы в костлявых руках инквизиторов, одетых в зловещие черные сутаны. Результат такого присутствия оказался самым печальным. Отойдя от церкви, по известным нам причинам, ученые отвергли и необходимую науке связь с Высшим, оставив последнее полностью в церковной власти. Рационализм и примитивный материализм одержал победу над током тонких энергий, связанных с Высшим, отрицание взяло верх над утверждением, высокомерное сознание "первооткрывателя" одолело естественную любознательность и непредубежденность. Наиболее яркими представителями такого подхода были французские энциклопедисты или просветители XVIII в., предопределившие своими сугубо "материалистическими" исследованиями развитие научного мышления, по крайней мере, на два века вперед.

И только в переломном XX веке, когда наука совершила ряд важнейших открытий, а научный "взрыв" 20-х годов разрушил старые представления, начался процесс пересмотра ценностей и создания новой модели Вселенной. Огромную роль в этом процессе сыграли наиболее талантливые, интуитивно развитые ученые и большая группа русских религиозных философов. В работах В.И.Вернадского и НАБердяева, Тейяр де Шардена и К.Э.Циолковского, Нильса Бора и П.А.Флоренского, А.Л.Чижевского и Т.Карлейля, И.А.Ильина и В.М.Бехтерева и др. формировался целостный подход к явлениям природы и человеческого общества. Ученые обратили внимание на забытые мысли древних мудрецов о тесном взаимодействии человека, планеты, Космоса, о фундаментальном единстве макро- и микрокосма. Эти мысли находили подтверждение в научных открытиях.

Путаясь в концепциях узкого материализма, экспериментальная наука не могла объяснить многого из того, что к началу XX века уже стало научной реальностью. И это обстоятельство заставило экспериментальную науку Запада обратиться к умозрительной философии Востока. Начался эволю­ционный процесс взаимного обогащения: одухотворения науки Запада и "онаучивания" достижений Востока. Иными словами, в пространстве взаимодействия мысли Востока и Запада начался процесс формирования той точки синтеза, которая определяла магистраль будущего развития науки. Следуя за точкой синтеза, в это пространство стала передвигаться и энергетика связи с Высшим. Предчувствие наступающих изменений и приближение нового эволюционного витка повысили интерес ученых и философов к проблемам космической эволюции, к духовно-культурным процессам, лежащим в основе этой эволюции. Пробиваясь сквозь новую, еще неведомую, информацию наиболее талантливые и непредвзято мыслящие исследователи нащупывали первые вехи грядущего энергетического мировоззрения. Они уже понимали, что единство человека, планеты, Вселенной, о котором знали еще в древности, есть энергетическое единство. В те годы В.И.Вернадский уже писал о необходимости новой науки "более современной, чем современная, более терпимой к новым идеям и новым завоеваниям человеческого гения" (В.И.Вернадский. Научная мысль, как планетное явление. 1977, кн. 2, стр. 23). Он склонялся к тому, что жизнь, как таковая, является "Космическим выражением реальности, каким является пространство-время, материя и энергия" (Там же, стр. 32). Вернадский и те ученые, которые шли в едином русле научной мысли с ним, смотрели уже по иному на научную методологию, и включали в нее реальность космической Беспредельности. "Научно понять - значит установить явление в рамки научной реальности Космоса" (Там же, стр. 31). Человек переставал быть лишь биологическим объектом, он становился космической сущностью, несущей в себе всю сложность энергетики Вселенной. Пугая ортодоксальных материалистов, К.Э.Циолковский писал и говорил об одухотворенном Космосе, о разумных силах в нем, о необоримой воле Вселенной, о Иерархии высокоразвитых существ. Он утверждал, что материя будущего человечества, пройдя через многие ступени Космической эволюции, обретет качества лучистой энергии. "Воля человека, - отмечал ученый, - и всяких других существ - высших и низших - есть только проявление воли Вселенной. Голос человека, его мысли, открытия, понятия истины и заблуждения есть только Голос Вселенной" (К.И.Циолковский. Воля Вселенной, неизвестные разумные силы. Калуга, 1928, стр. 14). Циолковский как бы слушал эту Вселенную и нес свои знания о ней людям Земли.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru