Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

Роль Учения Живой Этики в становлении научного мышления

Регулярный физический и духовный контакт Рерихов с Учителями начался в Лондоне в 1920 г. и продолжался всю их жизнь, значительную часть которой они провели в Индии.

Так исторически сложилось, что наибольшие трудности и препятствия Живая Этика встретила на их Родине в России. Это было связано, в первую очередь, с тем тоталитарным режимом, который установился в нашей стране в конце 20-х годов. Государственная идеология, на которой держался этот режим, во многом замедлила духовные и культурные процессы, шедшие в стране и исказила сознание целого народа.

Для того, чтобы понять суть происходившего в пространстве послереволюционной России, надо установить, что собой представляло, да и представляет, тоталитарное мышление и тоталитарное сознание. Тоталитаризм, в его культурно-духовном измерении, есть тупиковая, искаженная ветвь религиозного сознания, близко стоящая к церковной, или конфессиональной, разновидности мышления и в определенной степени порожденная им. Идеология, навязанная целому народу, монополия которой строго и неукоснительно соблюдалась государством и государственными институтами, являлась тем гибельным пространством, где подавлялась любая мысль, кроме официальной, и куда пропускалась лишь разрешенная информация. Постепенно идеология стала превращаться в странную разновидность религии, со своей церковью и культом. В этой системе государство заменило Бога, социально-эконо­мическая теория марксизма-ленинизма - религиозное учение, первосвященника - генсек, святую инквизицию - идеологический отдел ЦК Партии и КГБ, церковную службу - бесконечное повторение цитат из "священных" книг классиков марксизма-ленинизма. Эта подменная церковь, базирующаяся на вульгарно понятом материализме, отрицала существование всего, что находилось за пределами человеческих ощущений и, в первую очередь, ту связь с Высшим, которая есть одно из важнейших условий Космической эволюции самого человечества. Это тормозило рост и развитие сознания подданных тоталитарного государства, делало это сознание ущербным, а мышление податливым и приспособляю щимся к внешним обстоятельствам. Подобные результаты тоталитарных "экспериментов" над духовной областью человека, позволяли государству держать в подчинении и повиновении многомиллионные массы, чьи убеждения основывались на полусознании и слаборазвитом мышлении.

Изолировав страну с помощью "железного занавеса" от влияния какой-либо "идеологически чуждой" мысли, просачивающейся извне, правящая верхушка создала условия, при которых Россия оказалась как бы выключенной из потока мировой мысли и энергообмена, который шел в этой сфере. Но, в конечном счете, никакая земная сила не может остановить процессы космической энергетики, она может лишь их исказить.

Книги Живой Этики получили свое распространение еще в период тоталитарного режима. И подобно инакомыслящим людям они подвергались преследованию и гонениям, наряду с произведениями философов русского Серебряного века. В таком же положении оказались и новые научные идеи, не укладывавшиеся в прокрустово ложе идеологических представлений тоталитаристской "церкви". Эти идеи не подлежали распространению, их предавали забвению и осуждению, а их создатели и носители подвергались всякого рода репрессиям. Все эти моменты свидетельствовали о происходящей за "железным занавесом" борьбе между религиозным и научным мышлением. Жрецы тоталитарной церкви, называвшиеся идеологами, не брезговали ничем, чтобы раз и навсегда свалить "врага". "Агни Йога" -учение опасное. Оно уводит от реальной жизни в мир иллюзий, заставляет отказаться от любого дела, даже стирки собственного белья. Люди, издающие и распространяющие учение "Агни Йоги", -убежденные противники марксизма-ленинизма, деятельности КПСС в области формирования научного мировоззрения трудящихся" (Алтайская правда, 20.4.85), - писал один из них.

"Формирование научного мировоззрения, борьба с проявлениями чуждой идеологии (идеи Живой Этики - Л.Ш) была и остается одной из центральных задач коммунистического воспитания" (Литературная газета, 5.2.86), - писал другой. Можно привести высказывания и третьего, и четвертого, и многих других подобных. "Еретиков" преследовали за чтение Живой Этики, они получали партийные выговоры, а то и просто исключались из партии. "Грешников" отлучали от "церкви" и предавали анафеме. Их вызывали на "разборки" в КГБ, над ними время от времени затевались шумные процессы.

Учения и философия Востока, которые играли немалую роль в формировании нового планетарного мышления и к которым проявили серьезный интерес представители самых разных слоев "трудящихся" нашей страны, преследовались в той же самой мере, как и Живая Этика. Для того, чтобы отбить вкус к такому интересу, идеологический отдел ЦК КПСС, не отличающийся ни гибкостью, ни глубиной мысли, стал распространять утверждение о том, что именно ЦРУ США крайне заинтересовано в насаждении восточных учений в СССР, т.к. они вливают в души граждан ими увлекающихся "яд пассивности и чуждой нам идеологии". Все, интересовавшиеся культурой Востока и особенно те, кто стремились овладеть ее духовной практикой, были объявлены пособниками ЦРУ. Центральные и местные органы КГБ заводили на таких "отступников" досье и тщательно следили за их деятельностью. Среди многообразия доморощенных и профессиональных идеологов тех лет настойчиво выделялся голос А.Гангнуса, который одним из первых высказал мысль, послужившую позднее своеобразным мостиком, переброшенным между идеологическим отделом ЦК КПСС и мыслителями православной церкви. "Талантливый художник и патриот (Н.К.Рерих - Л.Ш) был искренне уверен, что народ, идущий к лучшему будущему, не сможет жить без новой религии" (Литературная газета, 5.2.86).

 
Версия для печати

Актуальные конкурсы на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru