Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Старовойтова О.
Она стоит подобно судьбе
Карклиня И.Н.
Рыцарь духа
Зорина Е.В.

Упасика. Учителя и Елена Петровна Блаватская

Любопытно, что традиционное европейское образование иначе трактует ученичество: считается, что оно всегда и при всех условиях облагораживает и уж само собой разумеется, не таит ни опасностей, ни тяжелых испытаний. Чисто рациональный подход к трансформации ученика, невидимой глазу, породил устойчивое отвращение европейцев к испытаниям, заставил видеть в них посягательство на свободу личности. По этой причине, кстати говоря, европейцы – не чела. За два века известных случаев – всего два, максимум – три. Все они прошли тяжелейшие испытания и выдержали их. Для того, чтобы развить свои психические силы и разбудить духовные, пришлось сменить образ жизни. Если же подобные жертвы не приносятся, то следует заниматься набором сведений и ждать, как это делают и делали бесчисленные многие. "Лишь одна стезя ведет на Путь; лишь на самом конце его может быть услышан Голос Безмолвия. Лестница, по которой стремящийся поднимается, построена из ступеней страданий и скорби; утешить их может только голос праведности. Горе же тебе, ученик, если перенесешь ты с собой хоть единый порок, не покинув его внизу; ибо тогда лестница подломится и извергнет тебя. Подножие ее стоит в глубокой тине заблуждений и грехов твоих, и, прежде чем ты дерзнешь перейти через широкую пропасть телесности, ты должен омыть ноги свои в Водах Отречения... Долга и утомительна дорога, расстилающаяся перед тобой. Единое сожаление о прошлом, оставленном позади, потянет тебя вниз, и сызнова придется тебе начинать тяжелый подъем. Убей в себе воспоминания о прежних испытаниях. Не оглядывайся назад, иначе ты погиб. Взирай на Сонмы Душ. Наблюдай, как мечутся они над бурным морем человеческой жизни, как, обессиленные, истекающие кровью, с разбитыми крыльями, они падают одна за другой во вздымающиеся волны. Бросаемые свирепыми порывами ветра, гонимые бурей, они тонут в водоворотах и исчезают в разверзающейся пучине. Борись со своими нечистыми мыслями раньше, чем они одолеют тебя. Не щади их, как они не щадят тебя, ибо если уступишь ты им и они укрепятся и начнут расти, знай, воистину: мысли твои одолеют и убьют тебя. Берегись, ученик, не допускай даже тени от них приблизиться к тебе. Ибо тень эта начнет расти, увеличиваться в объеме и силе, и порождение мрака поглотит твое существо, прежде чем ты успеешь заметить присутствие темного чудовища.

Вечной жизни чистая вода, ясная и кристальная, с загрязненными потоками, гонимыми бурным ветром, смешаться не может. Убей свои желания, ученик, обессиль свои пороки ранее, чем вступишь на верховный путь. Истреби свои грехи, сделай их навеки безгласными, прежде чем начнешь свое восхождение. Но помни, ученик: до тех пор, пока плоть не перестанет желать, голова не остынет и душа не станет твердой и чистой, как сверкающий алмаз, Сияние не проникнет в сокровенный покой твоей души, оно не согреет сердца, и мистические звуки с духовных высот не достигнут твоего слуха, как бы ревностно ты ни слушал на первой ступени". Приведенный отрывок из книги "Голос Безмолвия" (а она в свою очередь, относится к памятнику добуддийской эпохи – Книге Золотых Правил) адресован ученикам и раскрывает только часть принципов внутреннего роста человека. К слову, Е.П.Б., которая раскрыла для нас эту восточную жемчужину, знала эти правила практически наизусть.

К тому, что требуется на первых этапах ученичества, необходимо еще одно существенное добавление. Успехи в борьбе с самим собой совершают тайную работу внутри человеческой души, обосабливая ее от мира, незаметно сливая "путь к себе" с "путем от других", и тем самым вводя в искушение рассматривать свои действия в аспекте накопления только "благой" кармы. Отсюда, не желая того, ученик стремится, как в аптеке, взвесить свои поступки, руководствуясь девизом не навредить себе, не подозревая о всей глубине ямы, в которую он проваливается. "Так вот, – писали по этому поводу Махатмы, – остерегайтесь несострадательного духа, ибо он встанет на вашем пути, как голодный волк, и пожрет лучшие свойства вашей натуры, начавшие появляться. Расширяйте, вместо суживания, ваши симпатии: больше старайтесь отождествить себя с вашими собратьями, чем сокращать круг сродства". "Не допускай, чтобы палящее солнце осушило хоть единую слезу страдания, прежде чем ты сам сотрешь ее с очей скорбящего". Да, действительно, мудрость выдергивает змеиное жало самости из человека, она способна остановить колесо рождения и помогает достичь Посвящения, но она же может лишить сердце сострадания. Не таким был Путь Христа и Будды, сливших в самой своей жизни сострадание с мудростью. Как сказано в "Голосе Безмолвия", прозревший истинную причину страдания Готама Будда, Владыка Милосердия, Лев Закона, "не медля покинул он сладостный, но себялюбивый покой тихих пустынь и из отшельника превратился в Спасителя человечества. Сей добрые дела, и ты пожнешь их плоды. Бездействие в делах милосердия преобразуется в действие смертоносного греха".

Все Махатмы, каждый в свое время, прошли суровые испытания, о которых честно предупреждают. И тем не менее, несмотря на то, что на пути, к которому призывается ученик, он должен или погибнуть или победить, и третьего не дано, снова и снова пытаются человеческие сердца штурмовать неприступную крепость. О серьезности предложения "пытайтесь" – неоднократно писала Е.П.Б.: "Я, несчастная, отношусь к посвященным и хорошо помню, как мучительно в мою жизнь вторгалось слово "попытайся", и как часто я дрожала от страха, что неправильно пойму их приказания и навлеку на себя наказание за то, что зайду в их исполнении слишком далеко или, наоборот, проявлю недостаточное усердие. Вы, кажется, принимаете все это за детскую забаву. Я хочу предостеречь вас, Генри, (письмо адресовано Г.Олькотту в 1875 году – Е.З.) прежде, чем вы очертя голову броситесь в эту пучину...Н о если вы сохраните письмо, которое я вам посылаю, и согласитесь со словом "Неофит", вы влипли, дружище, и обратной дороги уже не будет. Прежде всего на вас обрушатся испытания и искушения вашей веры. (Вспомните мои 7 лет предварительной инициации, опасности и борьбу со всем Воплощенным Злом и легионами Дьяволов, и несколько раз подумайте, прежде чем вы примите это предложение.) В письме, которое я вам посылаю, есть таинственные и ужасные заклинания, которые могут показаться вам слишком человеческими и искусственными. С другой стороны, если вы все же решились, помните мой совет, если хотите с честью выдержать испытание. Терпение, вера, никаких сомнений, полное послушание и Безмолвие".

 
Версия для печати

Актуальные конкурсы на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru