Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Лазарев В.Н.
Великий художник
Дживелегов А.К.
Леонардо да Винчи
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Ясько Георгий Юрьевич

Явление России

Матерь всего человечества, Царица Небесная Утешительница, Она дает жизнь свет и счастье. Она стремится охватить своим святым пологом вечной жизни своих детей, спасти их из пут Плотного Мира, унести в Мир Огненный, насыщенный Ее Огнем. В последнюю тысячу лет Матерь Мира избрала Фокусом своего проявления душу народа, пребывающего в сердце Евразии. Через подвиг его жизни Она хочет проявиться, чтобы предстать перед человечеством, привлечь его к себе, спасти. Она вдохновляла и вела этот народ через все этапы его героической истории, Она осеняла его святых, вождей и гениев. Она открыла глаза народу на красоту, которая пронизывает все сущее и в которой Она сама является людям. Она посылала к русским людям своих посланцев, из которых величайший Сергий Радонежский вдохнул в русский народ героический дух мессианства, богатырский дух устремления к победе правды на земле.

Человек по христианским представлениям имеет тело, душу и дух. Так же и любой организм во вселенной. Тело России – это русский народ, живущий около тысячи лет, клеточки которого, люди, приходят и уходят из этого тела; Душа России – это ее огненная Культура; Дух России – это Матерь Мира, Св. Дух христианской Троицы, стремящийся проявиться в ее Культуре.

Клеточки тела России – люди – это такие же несовершенные существа, как и все люди, находящиеся в плену иллюзии земного существования. Они с трудом воспринимают импульсы своей Души, не вполне осознавая их, что их всегда выручает, так это инстинкт красоты, который не дает им окончательно пасть в тяжких жизненных испытаниях, приводит их к победным решениям. Русские люди – это братья всех людей на земле, они характеризуются не «исключительностью» своей а «включительностью». Они не обособляются от других людей, а включают их в свою Общину. «Русский» – это прилагательное к существительному «человек». «Лишь бы был человек!» – рассуждают русские, оценивая представителя любой национальности. Матерь Мира в России испытывает людей – могут ли они признать дух верховным объединяющим фактором жизни?

Андрей Рублев. Святая Троица
Андрей Рублев. Святая Троица

«Величайшее произведение не только русской, но и, конечно, всемирной кисти» Троица Рублева – одно из самых прекрасных и загадочных явлений русской культуры. Ее «второе пришествие», полная расчистка первоначальной живописи от ризы из серебра и золота, трех слоев краски позднейших поновлений и, наконец, от почерневшей олифы, состоялось в 1918 году. С тех пор о ней написаны десятки книг, но тайны ее не были раскрыты. Главная тайна заключается в самом сюжете иконы. Не вдаваясь в подробности, укажем лишь на то, что Ангел, олицетворяющий Св. Духа изображен встающим, что на символическом языке говорит о скором пришествии Св. Духа на Землю.

Имеет ли такое толкование Троицы каноническое основание? Да имеет. В четвертом Евангелии Христос, прощаясь с апостолами, обещает им: «И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, Духа истины...»(Ин.14.16) На иконе изображен момент исполнения этого обещания – Христос просит Отца. Отец соглашается, Св. Дух Утешитель тоже соглашается, Он встает, чтобы принять жертвенную чашу, придти к нам сюда, на Землю.

Мы знаем, что Рублев в своем творчестве опирался на авторитет Сергия Радонежского – «тайновидца Св. Троицы». В кругу Преподобного существовал определенный образ мыслей, самобытный стиль богословствования, понятно, что, Рублев является одним из выразителей на языке иконописи богословской программы, сложившейся в этом кругу. Из известных нам событий, сопровождавших жизненный подвиг Св. Сергия, может быть самым потрясающим было посещение святого Богородицей с двумя апостолами. Сегодня мы знаем, что это посещение сопровождалось Провозвестием «прихода времени Ее». Можно представить как это повлияло на Преподобного, толчок к каким идеям дало, Можно представить и то, что это Провозвестие Владычицы получило соответствующую интерпретацию в духе времени и традиции в кругу Преподобного. Исходя из чего, Рублев и вложил в свою икону пророчество апокалиптического характера.

Мы уже говорили, что русские всегда чуяли свою особую связь с Богородицей. Эта связь выявлена во всей их культуре, складе характера, человеческом типе. Русская Троица имеет женственный характер. Россия – это проявление высокой женственности, Души Мира, поэтому ее настоящий расцвет, выявление идеальной «Святой Руси» на земле начнется в эпоху Матери Мира, в эпоху Св. Духа Утешителя, которая по всем признакам уже началась.

Эти предчувствия и были тем фоном, на котором развивалась русская мысль, проникнутая магнетизмом мессианства. Россия всегда мечтала об утверждения престола Царицы небесной на Земле. Русская женщина – это лучшее из того, что было, есть и будет в России. Русские прозревали прекрасный женский образ и в иных мирах. Русской культуре присуще восхищение женственностью, обожание ее. Это стихийное сердечное движение выражается и в русской мысли, оно стало орудием познания в «софийном» направлении русской философии. Его основатель, Вл.Соловьев имел видения прекрасного Образа, который он опознал как Софию. Она зажгла в нем влюбленность в красоту Божественного Космоса, Ее он осознал как Душу Мира «тело Божие, материю Божества», с Нею он связывал свое учении о Богочеловечестве, Она вызвала в нем жажду преображения на божественных началах всей жизни и человека. Вл.Соловьев помог осознать суть своих устремлений многим людям на рубеже ХХ века. Его влияние сильно шло через творчество П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, В.Ф.Эрна, А.А.Блока, Андрея Белого, Вяч.Иванова, М.А.Булгакова и многих других. Серебряный век русской культуры прошел под знаком Вечной Женственности в ожидании в подготовке наступающей Эпохи Св. Духа.

  • [1] Жизнь и житие Преподобного Сергия. М. 1991, с. 283.
  • [2] Н.К.Рерих. Сочинения. М. 1914, т. 1, с. 133.
  • [3] Е.И.Рерих. Письма в Америку. М. 1996, т.3, с. 379.
  • [4] Н.К.Рерих. Листы Дневника. М. 1996, т. 2, с. 430.
  • [5] А.А.Блок. Сочинения. М. 1971, т. 6, с. 358.
  • [6] Вл.Соловьев. Сочинения. М. 1989, т. 2, с. 286.
  • [7] Антология мировой философии. Ф.Н. М. 1972, т. 4, с. 430.
  • [8] Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы. М. 1973, с. 343.
  • [9] Е.И.Рерих. Письма. М. 1999, т. 1, с. 143.
  • [10] П.А.Флоренский. Столп и утверждение истины. М. 1990, с. 310.
  • [11] Ф.Ницше. Сочинения. М. 1990, т. 1, с. 823.
  • [12] О России и русской философской культуре. М. 1990, с. 48.
  • [13] Н.А.Демина. Андрей Рублев и художники его круга. М. 1974, с. 30.
  • [14] В.А.Плугин. Мировоззрение Андрея Рублева. М. 1974, с. 96.
  • [15] Л.В.Шапошникова. Мудрость Веков. М. 1996, с. 432.
  • [16] К.Свасьян. Г. Шпет. Литературная Газета. № 7, 1990.
  • [17] Е.Н.Трубецкой. Умозрение в красках. М. 1990, с. 165.
  • [18] Наука и Жизнь. № 8, 1999, с.75.
  • [19] Наука и Религия. № 3, 1989, с. 62.
  • [20] Надземное. 468.
  • [21] У порога Нового Мира. М. 1996, с. 76.
  • [22] Вяч.Иванов. Родное и Вселенское. М. 1994, с. 387.
  • [23] П.А.Флоренский. У водоразделов мысли. М. 1990, с. 6-10.
  • [24] «Все перепуталось и некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лореллея». О.Мандельштам.
 
Версия для печати

Актуальные конкурсы на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru