Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Старовойтова О.
Она стоит подобно судьбе
Дживелегов А.К.
Леонардо да Винчи
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Ясько Георгий Юрьевич

Явление России

Задача современного этапа эволюции человека на земле заключается в том, что человечество в массе своей должно бы перейти к тому, что прежде было привилегией избранных духов: к познанию иных миров, к сознательному сотрудничеству с Иерархией Света, к изучению и использованию широчайшего спектра проявлений всеначальной энергии. Первопроходцами Нового Мира и должны были стать русские люди. Преподобный Сергий для того и воплотился шестьсот восемьдесят пять лет назад на Руси, чтобы напитать Своим Огнем народ, который узнает звук Его шагов в грохоте разрушения старого мира, и двинется Ему навстречу, торя путь всему человечеству. И если Запад на зов эволюции к Новому Миру ответил мировой бойней, Россия отозвалась Революцией.

Андрей Белый писал в августе 1917 года о силе, взвихрившей Русь:

«И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия,
Мессия грядущего дня!»

«Как это можно понять, - пишет о том же наш современник в 1990 году – да и можно ли это понять: нарушение всех классических единств, времени, места действия, чудовищная свертываемость культурных форм, слипание, спекание задач, целей, средств, ролей, перспектив, пятый акт, разыгрываемый параллельно с первым на той же сцене! Давайте пофантазируем на европейском материале: представим себе современниками Гераклита и Гольваха, Савонаролу и Фарадея, Рафаэля и Пикассо, Вальтера фон дер Фогельвейде и Маринетти, Св. Францизска и Уайльда, Фому Кемпийского и Андре Бретона, Добротолюбие и Капитал, Отче Наш и Марсельезу на одном дыхании.

Подумаем снова и попытаемся в этом свете увязать, осмыслить, вынести ослепительные гибриды гениальности, сложившие, не ведая того, «загадку русской духовности»: лишь бы успеть, лишь бы охватить – проштудировать Шеллинга и Сен-Мартена, раскромсать бритвою лягушек, порассуждать о четвертой Ипостаси, основать подпольный кружок, вникнув в секреты стихотворной техники Малларме, как бы мимоходом и в кредит задать темы будущим Сартрам и Камю, ну и, разумеется, разнести на куски какого-нибудь великого князя или губернатора».[16]

Л.В.Шапошникова в книге «Град Светлый» помогает нам разобраться в этой сумятице впечатлений. Она говорит о двойственности русской Революции, о революции Духовной и Социальной. Первая произошла в сфере культуры, в Надземном, в обители «внутреннего» человека, которая первою подверглась преображающему воздействию энергий Нового Мира, сходящих свыше для воплощения. Она выразилась в феноменах, получивших названия «Серебрянного Века русской культуры» и «русского космизма».

Философов, поэтов, художников, композиторов, ученых, охваченных этим движением, объединяло то, что они рассматривали человека и природу как единое нерасторжимое целое. Именно этот глубоко национальный, истинно человечный подход позволил этим апостолам Революции Духа в наше бесчеловечное время найти выход из того тупика, в котором мы все оказались. Этот выход в принятии нового мировоззрения, рассматривающего человеческую сущность как процесс совершенствования, связанный с другими природными процессами происходящими в Космосе, который тоже есть ничто иное, как поток энергий, процесс, стремящийся к совершенству. Залог человеческого счастья в том, что человек – это часть целого, назовем ли мы это целое Богом, Природой, или Космосом. Та отдельность, которая мучит человека, убивает его творческие силы, терзает его душу – это ощущение, вызванное условиями нынешнего мимолетного мгновения в многомиллионолетней эволюции Разума во вселенной. Наступает Новая Эпоха единения, Космический Магнит собирает все Свои разбросанные части – маленькие магнитики человеческий сердец в новую стройную систему, организуемую Храмом Культуры, возведенном в трех мирах. Синоним слова «Храм», слово «Собор», происходит от слова «собирать», как и слово «соборность». Собирает Космос, а русская культура есть проявление этой соборности.

«Собор всей твари как грядущий мир вселенной, объемлющий и ангелов, и человеков, и всякое дыхание земное, - такова основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства, господствовавшая в нашей древней архитектуре и в живописи. – Писал Е.Н. Трубецкой. – Она была вполне сознательно и замечательно глубоко выражена самим святым Сергием Радонежским. По выражению его жизнеописателя, преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, «поставил храм Троицы, как зеркало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира». Св. Сергий здесь вдохновлялся молитвой Христа и Его учеников «да будет едино яко же и мы». Его идеалом было преображение вселенной по образу и подобию Св. Троицы, то есть внутреннее объединение всех существ в Боге».[17]

В ряде деятелей этого движения мы находим Анненского, Ахматову, Бальмонта, Бакста, Бенуа, Бердяева, Блока, А.Белого, С.Н.Булгакова, Гумилева, Волошина, Врубеля, Дягилева, Есенина, Кустодиева, Куинджи, Кандинского, Лосского, Лентулова, Малевича, Мейерхольда, Мережковского, Нестерова, Рериха, Ремизова, Рахманинова, Репина, Прокофьева, Серова, Сурикова, Сомова Скрябина, Вяч.Иванова, Е.Н.Трубецкого, Петрова-Водкина, Татлина, Чурлениса, Мандельштама, Цветаеву, Филонова, Флоренского, Франка, Эрна, Циолковского, Чижевского, Вернадского и многих других.

  • [1] Жизнь и житие Преподобного Сергия. М. 1991, с. 283.
  • [2] Н.К.Рерих. Сочинения. М. 1914, т. 1, с. 133.
  • [3] Е.И.Рерих. Письма в Америку. М. 1996, т.3, с. 379.
  • [4] Н.К.Рерих. Листы Дневника. М. 1996, т. 2, с. 430.
  • [5] А.А.Блок. Сочинения. М. 1971, т. 6, с. 358.
  • [6] Вл.Соловьев. Сочинения. М. 1989, т. 2, с. 286.
  • [7] Антология мировой философии. Ф.Н. М. 1972, т. 4, с. 430.
  • [8] Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы. М. 1973, с. 343.
  • [9] Е.И.Рерих. Письма. М. 1999, т. 1, с. 143.
  • [10] П.А.Флоренский. Столп и утверждение истины. М. 1990, с. 310.
  • [11] Ф.Ницше. Сочинения. М. 1990, т. 1, с. 823.
  • [12] О России и русской философской культуре. М. 1990, с. 48.
  • [13] Н.А.Демина. Андрей Рублев и художники его круга. М. 1974, с. 30.
  • [14] В.А.Плугин. Мировоззрение Андрея Рублева. М. 1974, с. 96.
  • [15] Л.В.Шапошникова. Мудрость Веков. М. 1996, с. 432.
  • [16] К.Свасьян. Г. Шпет. Литературная Газета. № 7, 1990.
  • [17] Е.Н.Трубецкой. Умозрение в красках. М. 1990, с. 165.
  • [18] Наука и Жизнь. № 8, 1999, с.75.
  • [19] Наука и Религия. № 3, 1989, с. 62.
  • [20] Надземное. 468.
  • [21] У порога Нового Мира. М. 1996, с. 76.
  • [22] Вяч.Иванов. Родное и Вселенское. М. 1994, с. 387.
  • [23] П.А.Флоренский. У водоразделов мысли. М. 1990, с. 6-10.
  • [24] «Все перепуталось и некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лореллея». О.Мандельштам.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru