Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Зорина Е.В.

Упасика. Учителя и Елена Петровна Блаватская

Из писем Махатм, из обширной переписки Е.П.Блаватской видно, как тяжело давались контакты с европейскими учениками, с каким трудом последние ассимилировали новые для них, но вечные и потому ясные и простые истины. Так, Учитель К.Х. пишет: "Я чувствую себя усталым от этих бесконечных диспутов. Чем больше я пытаюсь объяснить им обоим (Синнету и Хьюму – Е.З.) обстоятельства, которые управляют нами и вводят между нами так много препятствий к свободному общению, тем меньше они понимают меня!... Это похоже, как будто мы кричим друг другу через непроходимый овраг, и только один из нас видит своего собеседника. В самом деле, нигде в физической природе не существует такой горной бездны, так безнадежно непроходимой и мешающей путнику, как та духовная бездна, которая не подпускает их ко мне". "Условности утомленного мира нас всегда мало интересуют, и менее всего теперь, когда мы ищем людей, а не церемониймейстеров, преданности, а не внешних приличий". "Мы никогда не хнычем перед неизбежным, но стараемся из наихудшего по возможности сделать лучшее. И хотя мы не толкаем и не тащим в таинственное царство оккультизма тех, у кого нет охоты, никогда не уклоняемся выразить свое мнение свободно и бесстрашно, все же мы всегда готовы помочь тем, кто идут к нам, даже агностикам, которые занимают отрицательную позицию ничего не знать, кроме феноменов, и ничему другому не верить". Трудности контактов с западными учениками углублялись еще и укоренившейся в европейской культуре традиции дифференцированного, так называемого линейного мышления, в отличие от континуального, недуального. Привычка воспринимать целое как сумму простых элементов (один логический шаг за другим) наложила свой отпечаток на восприятие эзотерической традиции: ее школы мыслились как отдельные, а иногда и конкурирующие между собой за знание истины. Следует помнить, что такой подход не отражает подлинной реальности. А она заключается в том, что "в настоящее время, – по свидетельству Махатм, – существуют три центра Оккультного Братства, далекие друг от друга географически и такие же далекие экзотерически, но истинная эзотерическая доктрина по существу своему идентична... Все они стремятся к той же великой цепи, но внешне ни одна не сходится с другой в деталях метода действия. Это обычное явление, что ученики, принадлежащие к различным школам оккультной мысли, сидят у ног одного и того же Гуру. Упасика (мадам Б.) и Суббу Роу, хотя ученики одного и того же Учителя, не являются последователями одной и той же философии: одна – буддистка, а другой – адвайтист". Это свидетельство является принципиальным по той причине, что поиск Истины не ограничен принадлежностью к школе, равно как возрасту, касте и полу. Как говорили древние мудрецы, не следует повторять дорогу, которой однажды прошли мастера, но следует искать то, что они искали.

Вообще говоря, принципы субординации в системе "Учитель – Ученик" Западом все еще в достаточной мере не усвоены. Эта тема требует особого внимания еще и потому, что она раскрывает не только особенности жизненного пути Е.П.Блаватской, но и некоторые личностные характеристики ее Учителей. Они, как уже было сказано, воплощенные Адепты, но они – люди, и потому так ценны для нас крупицы сведений о внутренней жизни, рассыпанные по страницам их писем. Информация об Учителях человечества живет в мире людей, но сохраняется и тайна движения по дороге Света. Тем величественнее для нас подвиг Махатм, которые, несмотря на знание человеческой природы, вновь и вновь предпринимают беспримерные усилия по пробуждению дремлющего человечества, попытки, становящиеся зримыми книгами, картинами, мелодиями самой жизни. "Немногие из нас (за исключением таких, которые достигли конечной негации Мокши) в состоянии настолько освободиться от влияния наших земных связей, чтобы быть нечувствительными в различных степенях к высшим радостям, эмоциям и интересам обычного человечества. До тех пор, пока конечное освобождение не поглощает Эго, оно должно осознавать чистейшие симпатии, вызванные эстетическими воздействиями высокого Искусства; его наиболее нежные струны должны отвечать на призыв наиболее святых и благородных человеческих привязанностей". Очевидно, что для гималайских Махатм Индия всегда была священной привязанностью. В письме Хьюму мы находим: "Вы гордитесь, что вы не патриот, – я не горжусь этим, ибо, учась любить свою страну, человек приучается любить все человечество"; и далее: "Индия еще не потеряла своих адептов и свое "Непроизносимое имя" – утерянное имя! Индия еще не мертва духом, хотя она быстро умирает". Человеческое страдание слышится в горьких словах Учителя К.: "Индия кажется покрытой удушливой серой мглой – моральным атмосферным явлением – одической эманацией ее порочного социального состояния: там и сям мерцает точка света, которая отмечает сколько-нибудь духовную сущность человека, стремящегося и борющегося за высшее знание... Я так страдал от этого вынужденного заглядывания с небольшого расстояния в моральное и духовное состояние моего народа, и был так потрясен этим более близким ознакомлением с эгоистичной низостью человеческой природы (всегда сопровождающей проход человечества через нашу ступень эволюционного круга)". В сущности, все Учителя человечества, и основатели мировых религий, и творцы национальных культур, и святые подвижники, – все до одного необыкновенно сильно любили свое отечество, без колебания принося свои жизни и труды на его благо. Условия жизни могли забросить таких людей в самые неожиданные места, как Е.П.Блаватскую, например, но и там их мысль вновь и вновь возвращалась к родным берегам. Можно сказать, что признак высокой любви к Родине, созидавшей творческий дух строителей культуры, является признаком реального адепта.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru