Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Карклиня И.Н.
Рыцарь духа
Лазарев В.Н.
Великий художник
Зорина Е.В.

Упасика. Учителя и Елена Петровна Блаватская

Упасикой – женщиной-чела, ученицей в миру – называли Елену Петровну Блаватскую ее Учителя. Пришло время назвать вещи своими именами и указать истинное значение жизненного подвига Е.П.Б. Содержанием его является прямая инициация человечества в единую планетарную Мудрость, а его трансцендентным основанием – аватарический импульс, реализация которого на много веков определяет стратегию мировой эволюции. "Творцы мира рождаются здесь на Земле, снова и снова". Будда, проповедуя Дхарму на Земле, проявлялся одновременно в трех лицах: Дхиа н - Буддой – в Арупа мире, Бодхисаттвой – в Рупа (мире форм), и в мире желаний (телесно) – как человек. Получаемые аватарической личностью духовная сила и великое сострадание внедряются в ноосферу планеты, формируя архетипические признаки человека грядущего этапа. Эти признаки сохраняются оккультным братством на весь цикл существования данной культуры, а персонифицируются признаки людьми-вестниками, знающими, как посредством творческой деятельности реализовать поток аватарического импульса. Таким вестником была Е.П.Б. Масштабы и последствия ее работы в человечестве могут быть оценены двояко: с точки зрения преобразующего влияния теософии на последовательные уровни архетипов ментальности, социальности и т.п., и с позиции личности самой Е.П.Б. Оба аспекта заслуживают самостоятельного рассмотрения в силу их чрезвычайной важности. Теософия, или Божественная Мудрость, сущность и основа всех мировых религий и философий, призвана сформировать алгоритм интеллектуальной активности нового человечества и тем самым задать основной тон реализации потенциальных возможностей и глубинных целей всемирной эволюции. От способности человечества ассимилировать теософию, сохранить и использовать это знание в соответствии с задачами нового цикла зависит его дальнейшая судьба. "В процессе постепенной эволюции человечества во время "полуденной" фазы великого цикла бытия последовательные действующие аспекты архетипической единой планетарной традиции раскрываются навстречу новым потребностям человечества и ситуациям, вызванным неповторимыми возможностями".

Индивидуальность Вестника и идущий через него поток Божественной Мудрости взаимосвязаны. Проходя через прозрачный кристалл личности Вестника, свет Мудрости окрашивается в неповторимые цвета высшего Манаса (Разума) этого человека. Происходит то, что Е.И.Рерих называла индивидуализацией мыслеобразов. Воля и судьба Вестника определяется не его биологическими и психологическими особенностями тела и характера, а миссией. Миссия Е.П.Б. – сформулировать основные принципы и положения Единой планетарной традиции (Теософии) и основать теософское общество, – подчинила всю ее жизнь, и это безусловно свидетельствует, что мы имеем дело с Адептом эзотерического знания. "Одна Блаватская знала", – писала о Елене Петровне Е.И.Рерих, несомненный для нас авторитет. Вместе с тем нельзя ни на минуту упускать из виду, что исполнение миссии Блаватской стало возможным только в результате напряженнейшего труда, личного штурма неприступной крепости знания, и, следовательно, имело прямое отношение к ее глубоко личностным характеристикам, психотипу, испытаниям, выпавшим на дороге жизни, истории ее контактов с людьми. Без учета особенностей личности Е.П.Б. невозможно понять в истинном свете кармический аспект ее миссии. Ее судьба не является частностью, малозаметной деталью быстротекущей жизни. За частными сюжетами стоит некое всеобщее свойство: законы трансформации человеческой природы, которые поддаются интерпретации только из-за их близости к чистым водам аватарического источника. Миссия Е.П.Б. слилась с ее судьбой: от первых встреч со своими Учителями до прямого претворения их замысла был пройден трудный путь. Добавим, что прошла она его одна. Отсутствие рядом человека, равного ей по мощи своих способностей, не привело Е.П.Б. к захватывающему желанию "простого человеческого счастья", ибо она, скорее всего, была из тех людей, для которых слишком человеческое выглядит несколько животным. То, что считалось идеалом и уделом для женщины XIX века, ее не устраивало. Причина этого – в складе души, а душа, как говорил Майстер Экхарт, – "тайная цитадель в сокровенной глубине человеческого существа". Фиксированность телесного бытия способна бесконечно расширять "мертвую зону" по обе стороны центра души: субстрат тела наращивает признаки возрастающей материальности (Н.Кузанский), а индивидуальность теряется в личности (телесная самоидентификация); личность теряется в толпе. Правда души предполагает осознание идеи собственного бытия, роли в нем экзистенциального (энергетического и психического) и сознательного принципа. "Человеческий мозг является неистощимым производителем наиболее тонкого качества космической энергии из низкой грубой энергии Природы; и совершенный адепт превращает себя в центр, из которого излучаются потенциальности, которые порождают корреляции за корреляциями на протяжении грядущих эонов времени. Это ключ к тайне его способности проецировать и материализовать в видимом мире формы, которые его воображение построило из инертной космической материи в невидимом мире. Адепт не создает чего-либо нового, но лишь приспосабливает и действует с материалами, которые Природа держит наготове вокруг него, и материалом, который на протяжении вечностей прошел через все формы". Результатом мыслительной работы адепта является "образование утонченной формы духовной энергии, которая в космической деятельности способна производить неограниченные результаты; тогда как автоматически действующий мозг содержит, или накапливает в себе лишь известное количество грубой силы, бесплодной для пользы индивидуума или человечества". "Человек постоянно заселяет свой поток в пространстве миром своего же порождения, наполненным порождениями его увлечений, желаний, импульсов и страстей – поток, который реагирует на любую чувствительную или нервную структуру, соприкасающуюся с ним, пропорционально его динамической интенсивности. Буддист называет это своей "Схандба"; индус именует это "Карма". Адепт выделяет эти формы сознательно, другие люди образуют их бессознательно. Чтобы быть успешным и сохранить свою силу, адепт должен пребывать в одиночестве, и более или менее внутри своей собственной души".

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru