Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Дживелегов А.К.
Леонардо да Винчи
Зорина Е.В.

Упасика. Учителя и Елена Петровна Блаватская

Очень немного имеется текстов, из которых можно было бы получить информацию о непосредственных отношениях Е.П.Б. с ее Учителями: это Письма Махатм и письма самой Е.П.Б. На основании таких неоспоримых свидетельств лучше понимаются принципы отношений между Гуру и его чела, непривычные для Цивилизации европейского образца. Развитие этих отношений имеет свои особые закономерности. Прежде всего, подлинных Учителей в мире очень мало, и еще меньше тех, которые прибегают к физическому контакту. Только в экстраординарных обстоятельствах, как в случае основания теософской школы для европейского человечества был нарушен закон. "Вы знаете, – пишет К.Х., – что я был единственным, кто пытался и упорствовал на своей идее... хотя бы небольшого отступления от чрезвычайной неуклонности наших правил, если мы хотим, чтобы европейские теософы численно увеличились и работали для просвещения и пользы человечества". "Но я один, а вас много, и ни один из моих Собратьев за исключением М., не будут помогать мне в этой работе... Люди ищут познания до полного изнеможения, но даже они не ощущают нетерпения помочь своим знанием людям; отсюда возникает холодность и взаимное равнодушие, которые делают того, кто знает, несообразным с самим собой и негармоничным с окружающей средой". "Нам приходится с ревностной заботой охранять свой умственный план от враждебных влияний, ежедневно возникающих при нашем прохождении через земную жизнь... Железный закон требует, чтобы каждый сам приобретал любые силы". "Помните, что мой Брат (Учитель М.) и я (Учитель К.Х.) – единственные среди Братства, кому дорого распространение – (в известных пределах) наших Учений, и Е.П.Б. была до сих пор нашим единственным орудием и понятливым агентом... Она дала вам величайший стимул к завершению дела... Если бы Е.П.Б. умерла прежде, чем мы нашли ей заменителя,... все это угасло бы". Уникальность личного контакта с Учителями, освященная эволюционными задачами, а не эмоциональными пристрастиями, подводит к мысли, что Учитель вовсе не ищет учеников и не находится в радостном их ожидании. Наоборот, ищущий ученичества в шкале Мудрости (ученичества, а не адептства), полагаясь на свои, и только свои собственные силы, завоевывает внимание к своей персоне. Как тут не вспомнить библейское "царство Божие берется силой!". Более того, даже слишком беспокойное ожидание не только утомительно, но и опасно также. Каждое горячее и более скорое биение сердца уносит столько жизненных сил. Страсти и привязанности не могут быть потворствуемы тем, кто ищет Знать: ибо они разрушают земное тело своими таинственными силами; и тот, кто хочет достичь своей цели, должен быть холоден. Он даже не должен желать слишком настойчиво или слишком страстно цель, которую он хочет достичь, иначе это самое желание воспрепятствует возможности его выполнения, в лучшем же случае задержит и оrбросит назад... " Осторожность в выборе и контакте с учеником имеет кармическое основание. А это означает, что в течение огромных периодов времени, многих жизней неуклонное устремление, которое Е.И.Рерих называла "огненным" и была даже более, чем права, учитывая метафизику огненного качества устремленности, подготавливает долгожданную встречу с Гуру. Пока ученик не прошел этого периода, мы предоставляем ему самому сражаться в своих битвах, как только он может; и так нам иногда приходится поступать с высшими и посвященными чела, с такими, как Е.П.Б., раз им разрешено работать в миру, чего мы все более или менее избегаем... мы позволяем, чтобы наши кандидаты искушались на тысячу ладов с тем, чтобы выявить всю их внутреннюю натуру и дать ей шанс остаться победительницей так или иначе. Нас всех так проверяли; и тогда как некто Мурад Али провалился, я выдержал. Венец победы уготован только тому, кто сам оказывается достойным его носить; тому, кто атакует Мару в единоборстве и побеждает демона похоти и земных страстей; и не мы, но он сам возлагает его на свое чело. Не пустая это была фраза Татхагаты: "Тот, кто овладевает своим Я, тот более велик, чем тот, кто побеждает в тысяче битв", – нет другой более трудной борьбы. Если бы это было не так – адептство было бы дешевым приобретением" Учитель приходит только тогда, когда ученик готов.

Кармический характер отношений Гуру с чела имеет прямые последствия для обеих сторон. Промахи ученика тяжелой ношей ложатся на плечи того, кто взял на себя ответственность за другое сознание: "Разделяя тайны с другими, Адепт неизменным законом отсрочивает свой собственный прогресс к Вечному Покою. Справедливость этого закона находится вне человеческой логики, в соответствии с которой благие деяния приносят носителю неизменно благие плоды. По всей видимости, привычная логика сталкивается здесь с законом соизмеримости. Теряя соизмеримость, теряем правду, особенно, если принять во внимание, что речь идет о состоянии Нирваны (Вечный Покой), которое также не является конечным пунктом Архата, но космическим ритмом вечного становления, присущего всей беспредельной Вселенной. Присутствие ученика меняет карму Учителя, но и дает последнему дополнительные средства улучшить мир. Но, конечно, ученик получает гораздо больше, поскольку "Мир силы есть мир Оккультизма... ученик прежде всего открывает этот мир... Чтобы сделаться Адептом, требуются долгие годы, но, наконец, он становится властелином. Скрытое становится явным, тайна и чудо исчезают навсегда... Но каждый должен начать с начала, а не с конца". В плане развития отношений Гуру со своим чела "начало и конец" имеют важный смысл: от первого осознанного стремления искать учителя до спонтанной встречи с ним расстояние измеряется не одной жизнью, но еще большее расстояние отделяет этот этап от закономерных и постоянных встреч со своим учителем. Далеко не каждый, кто получил (или думает, что получил) весть из единого для планеты источника Мудрости в силу кармических заслуг, может рассчитывать на постоянный контакт с Учителями: новое знание несет в себе опасности, которые в состоянии оценить, учитывая сознание ученика, только его наставник. Ученики могут ошибаться, могут заблудиться, только предательство исключено из их жизни. Е.П.Б. писала об учителе К.Х.: "Почему этот человек имел на меня такое влияние? Причины я до сих пор не знаю. Но если бы он сказал мне броситься в бездну, я не колебалась бы ни секунды. Я боялась его и сама не знала, почему – ибо никто не был в обращении благороднее и проще, чем он". Справедливо замечает П.Ф.Бепиков в книге"Рерих. Опыт духовной биографии", что принятые ученики с детских лет "находились под наблюдением и покровительством Учителя и не однажды, в прошлых жизнях, уже были позваны на служение и в настоящем воплощении выполняют миссию Владык. Такое приближение в прошлых жизнях и поручение в текущем воплощении дает право на установление постоянной связи с Учителем, на Его руководство. Но это не значит, что План Владык открывается им моментально во всех своих деталях. Происходит всегда поэтапное прояснение миссии".

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru