Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Зорина Е.В.

Упасика. Учителя и Елена Петровна Блаватская

Не забудьте упомянуть, что, к немалому удивлению многих, я родилась с турецкой сигареткой во рту, изумрудным кольцом на большом пальце левой ноги, и, в довершение всего, из моего пупка рос небольшой кустик крыжовника. Укажите, что меня назвали Гелионой (а не Еленой, как меня называют сейчас), греческим именем, взятым у Солнца-Гелиоса, потому что (во-первых) в тот день было затмение Луны, и те, кто разбирался в пророчествах, должны были заключить, что новорожденный младенец затмит Луну на долгие годы, и (во-вторых) это дало возможность духовенству и миссионерам 19 века писать мое имя с двумя "эль"(то есть, "Геллиона") и, тем самым, с большей легкостью убеждать свою паству, что я являюсь порождением Ада. Ну что, разве приведенных фактов недостаточно, чтобы заставить самого Марка Твена умереть от "cholera morbus", вызванной приступом зависти и гнева?».

Надо сказать, приступ зависти вызывают тексты Е.П.Б. у пытающихся писать людей, а не только у известных писателей. Легкость и исключительная простота в сочетании с изысканным юмором, даже при переводе с иностранных языков, на которых были написаны многие письма, очевидны. Действительно, кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Веселая насмешка вовсе не умаляет способности Е.П.Б. к щепетильной честности и серьезности, когда речь заходила о Теософии и Махатмах. Сочетание двух начал – строгости и юмора – только украшают палитру красок ее талантливой натуры, родившейся под знаком Льва, то есть Царственного Огня.

Экзистенциальные характеристики личности Блаватской важны и интересны, но есть вопросы, которые к ним не сводимы. Например, загадка внетелесного общения с Учителями, пророческий дар, огромные знания, потребовавшиеся для создания "Тайной Доктрины". Почему именно в ней проявились эти уникальные способности, что отвечает за механизмы их реализации? Такие вопросы относятся к метафизике человека и требуют ряда теоретических разъяснений, основанных, в свою очередь, на теософской антропологии (учении о человеке). Подход к проблеме сущности человека в теософии осуществляется с позиций двух принципов: 1) каждый человек представляет собой особую семеричную структуру; 2) в человеке следует различать его личность и его Божественную Индивидуальность, Божественное Эго.

В западной культуре признается дуальность человека, наличие в нем телесного и разумного начала. На языке науки это формулируется как психофизиологический (или психосоматический) параллелизм. Философы греческой античности и средневековые теологи выделяли триадическую структуру человека: тело, душу и дух, при этом, если с полярностью тела и духа более-менее все ясно, то человеческая душа интерпретировалась по-разному главным образом потому, что она связана с разумом, а разум, как правило, относили к атрибуту духа (или под духом понимали разум). Революция в естествознании XVIII века положила начало пониманию души, как сознания, но в таком случае, где в нем место духу и как оно соотносится с разумом? В отличие от методологической несостоятельности научных гипотез психики, сознания и разума, проблема которых, кстати сказать, так и не разрешена в современной философской и научной методологии, теософия предлагает свое видение структуры человека. Эта структура отражает единство в человеке физиологического, экзистенциально-энергетического, астрально-психического, интеллектуально-психического и духовного планов или состояний. Тело в этой структуре является временной одеждой и действительной собственностью каждого живущего Эго, и чаще всего именно с ним отождествляет себя человек, что по праву кармического владения не такая уж и ошибка. Гораздо важнее разобраться с высшими структурами, "собственность" на которые далеко не так очевидна. Астрально - психический комплекс, выражающий себя как "Кама" (что означает "тело желаний"), отвечает за поведение человека-животного, пользующегося инстинктами и рефлексами, доставшимися от животных прародителей. Деятельность разума (в системе теософии он называется Манас) формирует собственно "человека", сознательного индивида. Разумная, Манасическая, природа человека выше психической, и именно она ответственна за ментальную эволюцию человечества (и вообще за эволюцию планеты). Теософская интерпретация Манаса предполагает его расщепление на низшую и высшую ментальную активность. Поэтому дуальность человека с точки зрения теософии вовсе не в том, что у человека есть тело и разум, но в том, что сам разум дуален. Упрощенно говоря, "низший" разум есть рассудок, человеческий интеллект, а "высший" разум вместе с Буддхи и Атма составляет божественное начало человека, его подлинную духовную Триаду (подробное объяснение семи принципов находится в "Тайной Доктрине" Е.П.Блаватской, во 2-м и З-м томах в соответствующих разделах). Не вдаваясь в подробное объяснение "высшей Триады" Эго, отметим, что эта триада отвечает за духовную Индивидуальность (не личность) человека, только она способна вывести его за рамки "просто человека" к сверхчеловеку, сверхсознанию. «"Высшая сущность", или дух, не может усвоить такие чувства (страсти и личные желания – Е.З.), так же, как вода не смешивается с маслом или неочищенным жидким жиром. Именно разум, единственное звено и посредник между земным человеком и высшей Сущностью, является единственно страдающим; он находится в постоянной опасности того, что он будет увлечен вниз этими страстями, которые могут пробудиться в любой момент, и погибнет в бездне материи. И как же он может настроить себя на божественную Гармонию высшего Принципа, если эта гармония разрушается самим фактом наличия таких плотских страстей внутри святилища? Как может гармония торжествовать и побеждать, если душа увлечена шумом страстей и земными желаниями телесных чувств, или даже "астрального человека"? Ибо этот "астральный" – теневой "двойник" (как у животных, так и у человека) – это спутник не божественного, а земного тела. Это связь между личным Эго, низшим сознанием манаса и телом, и является оболочкой временной, ограниченной жизни. Подобно тени, отбрасываемой человеком, он рабски следует за его движениями и импульсами, и склоняется к материи, никогда не поднимаясь к духу. Лишь тогда, когда совершенно умирает сила страстей, когда они уничтожаются в реторте непреклонной воли; когда становятся мертвыми не только все плотские желания и страсти, но убивается и осознание личного Эго, и "астральное" вследствие этого уменьшается до нуля (нелишне вспомнить слова Е.И.Рерих о том, что астральный двойник Н.К.Рериха сгорел еще при его жизни), – тогда может иметь место союз с "Высшим Эго". Тогда же, когда "Астрал" отражает только победившего человека, еще живого, но не имеющего больше подверженной страстям эгоистической личности, тогда сверкающий Аугоэйдос, божественное Эго, может колебаться в сознательной гармонии с обоими полюсами человеческой сущности – очищенным материальным человеком и вечно чистой духовной душой – и находиться в присутствии УЧИТЕЛЯ-ЭГО, мистического Христа гностиков, смешанное, сплавленное, и отныне единое с Ним».

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru