Вопросы, поднимаемые в этой книге, нисколько не утратили своего значения. Напротив, в связи с современными религиозными и национальными противоречиями, в том числе в Латвии и в России, она своевременна как никогда. Словно само провидение водило рукой автора, загодя подготавливая объяснения многим событиям сегодняшнего дня, пробуждая сознание окружающих к поиску вечных истин в новых обстоятельствах. Духовный наставник автора, Елена Ивановна Рерих, писала в одном из своих писем (22.10.1937): «Мы должны сеять добрые семена, и не нам судить, где и когда они дадут всходы. Наш урожай принадлежит будущему, и не оскудеет ли он, если мы что-то отложили?»
Пролежав в силу исторических событий более 50 лет, книги Е.А.Зильберсдорфа, сохраненные временем, помогают лучше понять пережитое, разобраться в сложных событиях настоящего, объясняют особенности переходного периода к Новой Эпохе, делают возможным правильно оценить возможности будущего.
Из переписки Е.А.Зильберсдорфа с Е.И.Рерих мы узнаем, что он планировал продолжить тему второй книги, чтобы показать путь развития сознания человека религиозного и научного мышления. Но эти планы были прерваны войной, репрессиями, и события жизни автора, видимо, не позволившими завершить задуманное. Также и Елена Ивановна советовала не торопиться с освещением этой темы и уделить время для сбора нужной информации, которая должна была подойти в будущем.
ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ
К концу 30-х годов Двинская группа представляла небольшой, но сплоченный коллектив людей. Группа состояла из старшей, основной, в которую входили члены Латвийского Общества Рерихов (ЛОР) и из группы друзей, которая состояла в основном из молодежи, интересующейся учением Живой Этики.
Члены старшей группы выполняли поручения правления ЛОР, участвовали в проведении культурных мероприятий в Риге. Е.А.Зильберсдорф принимал также участие в работе правления Латвийского Общества, устанавливал и поддерживал связи с группами в Литве, Эстонии. Он интересовался астрологией, ездил для ее изучения в Литву к председателю литовской рериховской группы Н.П.Серафинене, переписывался с редактором журнала «Оккультизм и Йога» А.М.Асеевым, который даже просил Евгения Александровича быть редактором этого журнала в Нарве, тесно сотрудничал и дружил с писателем А.И.Клизовским. Учительница Ф.В.Осташева вместе с членом правления Латвийского Общества К.Я.Драудзинь участвовала в работе женской секции Латвийского Общества. Ф.В.Осташева и А.И.Эссе, учительницы иностранных языков, помогали делать русско-латышские переводы по поручению председателя Общества Р.Я.Рудзитиса. Ф.С.Барун налаживал в Даугавпилсе работу с молодежью. Все вместе встречались с литовскими и рижскими друзьями. В 1937 году члены Двинской группы были участниками Конгресса обществ имени Рериха Прибалтийских стран. Это был форум, продемонстрировавший устремление последователей Рерихов тех лет к сотрудничеству и единению, еще теснее сплотивший литовских и латвийских рериховцев.
![Члены Двинской группы](/files/pics/topics/dvin_group-3.jpg)
Второй ряд, вторая справа Л.К.Дексне
Заботясь об организационном устройстве, целостности и единстве созданного в Латвии Общества, Н.К.Рерих писал: «Двинской группе считать себя филиалом Рижского и так сотрудничать с Рижским Обществом. Учение Жизни прежде всего призывает к сотрудничеству и единению, сейчас эти основы священно охранены» (1.03.1939).
Отличительным качеством входящих в старшую, основную группу было трепетное отношение и преданность Учителям и Учению, выполнение дисциплинарных и нравственных основ духовной жизни. Выполнение Указов, следование Учению было правилом их внутренней и личной жизни. Это было обязательным условием для зачисления в основную, старшую группу Общества. Отошедшие, хотя бы временно, от дел группы, прервавшие духовный ритм и напряжение подъема, должны были начинать все сначала в группе изучения Живой Этики. Это было не просто формальным уставным требованием, а глубоким пониманием смысла Учения, позволявшим им выполнить возложенную на них задачу.
![Ф.В.Осташева и К.Я.Драудзинь](/files/pics/topics/dvin_ostasheva-draudzin.jpg)
Понимая, что «... сознание перерождается после Учения» (О. 124), они изучали его основы. Поскольку книг не хватало, переписывали тексты от руки, перепечатывали их на машинке, передавали друг другу, изучали самостоятельно и небольшими группами. В письме Рерихам (12.03.1939) Р.Я.Рудзитис писал о том, что Дергачев из Двинска составил полный Указатель к темам Учения, над которым работал два года по 8 часов ежедневно. И хотя его работа впоследствии была оценена в Риге недостаточно глубокой, трудолюбие, проявленное автором, характеризует его отношение и устремленность к получению знаний. Такие Указатели, выписки из Учения делали все. Сохранился рукописный Указатель, составленный Е.С.Баруном, объемом около 30 ученических тетрадей, а также Указатель, составленный И.С.Веретинским объемом в 19 общих тетрадей.