Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Лазарев В.Н.
Великий художник
Тютюгина Н.В.
Рерих и Нестеров

Мать о воспитании

Любить учиться – это самый дорогой подарок, который можно преподнести ребенку: любить учиться всегда и при любых обстоятельствах. Пусть все условия, все события в жизни станут постоянно возобновляющейся возможностью для того, чтобы узнавать все больше и больше.

1. Нельзя не согласиться с тем, что из всех препятствий на пути интеллектуального развития ребенка самым большим будет постоянная рассеянность мысли. Его мысль порхает беспорядочно, подобно мотыльку, и требуется неимоверное усилие, чтобы ее остановить. И тем не менее способность к этому у него есть. Так, если вам удастся заинтересовать его чем-то, он в состоянии уделить этому достаточное количество внимания. И тогда искусство воспитателя будет состоять в том, чтобы приучить постепенно ребенка к способности дольше поддерживать усилие внимания и к возможности все глубже и глубже погружаться в выполняемую им работу. Полезным будет все, что позволяет развить способность быть внимательным: возможны любые средства в зависимости от потребностей и окружающих условий - от игр до награды. Но важнее всего психологическое действие: самыми лучшими будут те средства, которые пробудят в ребенке интерес к предмету, который он хочет изучать, вкус к работе, желание развиваться.

Для этого внимание и сосредоточенность должны быть дополнены наблюдением, точным описанием и хорошей памятью. Способность наблюдать может быть развита самыми разными и неожиданными упражнениями, позволяющими использовать любой повод для того, чтобы сохранить широту, подвижность, быстроту мышления ребенка. Более всего необходимо следить, чтобы росло его понимание. Более того, никогда нельзя отказывать ребенку в том, чтобы объяснять все его "как" и "почему". Если не можете сделать это сами, отошлите его к тому, кто это сможет, или к книге, которая даст ответ на вопрос. И тем самым вы пробудите в ребенке вкус к настоящему исследованию и привычку прилагать усилия для того, чтобы узнавать новое.

Так мы естественным образом подходим ко второй ступени, на которой ум должен стать шире и обогатиться.

2. По мере того, как ребенок развивается, вы будете показывать ему, что при правильной постановке вопроса объектом, достойным изучения, может быть буквально все. Самая лучшая школа это повседневная жизнь, каждый ее момент: она наполнена разнообразными, сложными, не предвиденными опытами, проблемами, ждущими решения, ясными и точными примерами и очевидными последствиями. Как легко пробудить в ребенке здоровое любопытство, если только отвечать умно и ясно на все его бесконечные вопросы! Интересный ответ вызывает в свою очередь другие, и ребенок, заинтересовавшись, узнает гораздо больше, чем он узнал бы, сидя за школьной партой. Тщательным н толковым подбором книг нужно помочь ему привить вкус к здоровому чтению, которое было бы одновременно и поучительным, и привлекательным. И в этом случае нам также не стоит бояться того, что пробуждает и приносит удовлетворение его воображению. Для того, чтобы повысить гибкость и понятливость ума, необходимо не только следить за подбором большего числа и разнообразия тем для обучения, но, в частности, и за различными приложениями одной и той же темы; таким образом ребенок на практике поймет, что существует множество подходов для решения одной и той же интеллектуальной проблемы. Это даст возможность избежать косности ума и обеспечит в то же время богатство и гибкость мысли, способной к обобщению и осмысленному синтезу.

А ребенок вместе с тем проникнется чувством крайней относительности интеллектуального знания и мало-помалу начнет пробуждаться к тому, чтобы впитывать знания из более истинного источника.

3. Действительно, по мере того как ребенок растет и развивается, его ум также становится все более зрелым и способным к обобщению; а вместе с этим неизбежно приходит и потребность в некой несомненности, в знании, достаточно надежном, чтобы служить основой для интеллектуального построения, способного выдержать все разнообразие, разрозненность, а подчас и противоречивость представлений, собранных в уме, организовать их и упорядочить. Такое упорядочивание в действительности крайне необходимо для того, чтобы избежать путаницы в собственных мыслях. Любые противоречия можно превратить в противоположности, дополняющие друг друга, но для этого нужно вначале открыть более универсальную идею, которая может их сгармонизировать. Полезно каждую проблему рассматривать с разных точек зрения, чтобы избежать их частности и ограниченности: но для того, чтобы мысль стала действенной и плодотворной, всегда в конечном итоге должен быть предпринят естественный и логический синтез всех рассмотренных точек зрения. Но если вы хотите, чтобы такое обобщение было действенным и конструктивным, вам нужно с особой тщательностью отнестись к выбору центральной идеи вашего интеллектуального обобщения; так как от этого будет зависеть ценность вашего синтеза.

Понятно, что работа, связанная с организацией ума, не может быть выполнена в один прием. Чтобы у человека сохранились бодрость и юность мышления, ум должен все время развиваться, пересматривать свои старые понятия в свете новых знаний, расширяя свои представления, включая в них новые понятия и тем самым пересматривая и перестраивая свои мысли, так, чтобы каждая из них могла найти свое надлежащее место среди других, а целостность оставалась гармоничной и упорядоченной.

 
Версия для печати

Актуальные конкурсы на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru