Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей

Мать о воспитании

Но и здесь определение ума не играет особой роли: как только вы проходите промежуточные стадии, откровение оказывается всегда тем же самым. И в любом случае самым правильным подходом, самым быстрым методом будет полная преданность и самоотдача. Ибо нет радости более совершенной, чем полностью отдаться тому высочайшему, которое доступно вашему пониманию: для одних это понятие Бога, для других Совершенства. Если вы продолжаете отдавать себя настойчиво и с жаром, наступит момент, когда вы превысите собственное понимание и достигнете состояния, превосходящего любые описания, но которое почти всегда оказывает на человека одно и то же воздействие.

Есть существенная разница между таким отождествлением и соединением с психическим существом. Последнее может становиться постепенно все более и более длительным, а в некоторых случаях оно оказывается непрерывным и никогда не покидает того, кто его достиг, каковы бы при этом ни были его внешние действия. Другими словами, соединение достигается уже не в медитации и при сосредоточении; его действие ощутимо непрерывно, и во сне и наяву.

С другой стороны, освобождение от внешней формы и отождествление с тем, что находится вне формы, не может протекать во всей полноте; так как это неизбежно привело бы к потере материальной формы. Некоторые традиции говорят, что такая потеря неизбежно наступает через двадцать дней после абсолютного отождествления. И все же в этом нет необходимости; даже если опыт оказывается кратковременным, он производит в сознании такие последствия, которые никогда не исчезают и дают отклик на всех уровнях существа, и внешних, и внутренних. Более того, случившись единожды, такое отождествление может возобновляться вновь и вновь, позволяя вам понять, как вернуть себя в те же самые условия.

Такое проникновение в бесформенное приносит величайшее освобождение, которого ищут те, кто стремится уйти от существования, переставшее быть для них привлекательным. И неудивительно, что их не удовлетворяет мир в его нынешнем состоянии. Но освобождение, которое оставляет тем же самым мир и никак не затрагивает самих условий жизни, от которой страдают другие, не может удовлетворить тех, кто отказывается жить счастьем, приносящим радость лишь нам одним, и кто мечтает о мире, достойном восхищения, скрытого за видимым беспорядком и общей ничтожностью. Они мечтают о том, чтобы другие тоже были достойны чудес, открывшихся им в их внутренних поисках. И теперь, когда они достигли вершины восхождения, средства к тому в пределах их досягаемости.

Из-за пределов формы можно призвать новую силу, иную силу сознания, не проявлявшуюся до сих пор, которая своим вмешательством будет способна изменить ход событий и дать рождение новому миру. Истинное решение проблемы страдания, невежества и смерти не в индивидуальном спасении бегством от земных невзгод в непроявленное и не в сомнительном коллективном спасении от вселенского страдания общим и окончательным возвращением творения к его творцу, то есть исцелением вселенной путем ее уничтожения, но в преображении, во всеобщем превращении материи как естественном завершении восходящего движения Природы в ее стремлении к совершенству, в создании нового вида, для которого человек станет тем же, чем для человека является животное. И это будет проявлением на Земле новой силы, нового сознания и нового могущества.

В противоположность тому типу воспитания, о котором мы вели речь до сих пор и которое начинается с нижних частей человека и захватывает постепенно, по мере их возвышения, все более и более высокие зоны, новое (супраментальное) воспитание будет развиваться сверху вниз, его действие, начинаясь сверху, будет распространяться от одного уровня человека к другому, пока не коснется последнего уровня, физического. Это последнее преображение проявится зримо только тогда, когда внутренние уровни человека будут уже достаточно преобразованы. И поэтому было бы неправомерно пытаться судить о присутствии нового (супраментального) сознания по физическим проявлениям. Физическое изменяется в последнюю очередь, новая сила может работать в человеке достаточно долго, прежде чем что-то из этого проявится в жизни тела.

Короче говоря, можно сказать, что целью такого воспитания будет не столько совершенствование человеческой природы, не столько постепенное развитие ее скрытых способностей, сколько преобразование самой природы, преображение самого существа во всей его целостности, новое восхождение человеческого рода, преодолевающего свои пределы, к сверхчеловеку, и рождение в конце концов на Земле Божественной расы.

Беседы Матери с учителями и учениками школы ашрама

Мать в классе детей 10-ти лет

В: Как следовало выучить детей французскому?

М: Лучше всего рассказать им сказку, используя очень простые слова и фразы так, чтобы им было понятно (небольшую историю, короткую и интересную или смешную), а потом попросить их описать то, что они услышали.

В: Да, но дети очень шумят.

М: Некоторая тишина, конечно, необходима. Я знаю, что самые недисциплинированные дети обычно и самые способные. Но им, чтобы вести себя тихо, нужно ощущать давление интеллекта, который был бы более мощным, чем их собственный. И поэтому нужно уметь не опускаться на их уровень и в первую очередь уметь не обращать внимания на то, что они делают. По сути это проблема мастерства в йоге.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru