В декоративно-прикладном искусстве знак Знамени Мира в неолитическое время фигурирует как композиционный принцип на эламской керамике [38, с. 49, рис. 31] и как узорный мотив на венчике мачанского сосуда культуры Яншао [29, с. 133]. В Китае знак продолжает использоваться в ранний период династии Западной Чжоу IX-X веков до н. э. [68, с. 243, №693] и на бронзовой фигурке оленя в V-III веках до н. э. [76, Fig. 232].
Три круга из трех концентрических колец украшают изделия из Кобанского могильника Х-VII веков до н. э. (экспонируется в Эрмитаже). Широко распространяется знак Знамени Мира в скифо-сарматское время среди памятников Трансильванской [6, с. 334, табл. 29, №23; 24] и Потисской [6, с. 335, табл. 30, №32; 75] групп. Изображен он и на изящной золотой серьге из раскопок В. Кубарева [75, рис. 98]. Мотив из трех полусфер используется на памятнике из Пантикапея 400 года (экспонируется в Эрмитаже), на бронзовом кельтском браслете [66, табл. 30] и как декоративный элемент латенского стиля [66, с. 54, рис. 13]. В эпоху Средневековья знак Знамени Мира можно обнаружить на предметах Лядинского могильника (древняя Мордва IX-XI веков) [70, вып. 10, табл. V, №1], на украшениях вымской культуры Прикамья [8, с. 305, табл. 57], а также на предметах инвентаря памятников Молчановского типа финно-угров [8, с. 316, табл. 68, №5; 16]. В керамике знак продолжает наблюдаться в начале II тысячелетия в Армении [26, с. 167, рис. 164] и Грузии [26, с. 252, рис. 248].
В XVIII веке трехточечным узором расписана датская прялка [73, №78], а еще позднее разноцветные сферы украшают декоративное панно из Монголии [22, с. 313]. Н.Рерих в статье "Везде" упоминает о черкесских боевых клинках со знаком Знамени Мира, но этот знак существовал еще в эпоху бронзы в триалетской культуре Дагестана [9, с. 265, табл. 100], в фибуле из Мингечаура [5, с. 171, табл. 57], в украшениях скифо-сарматского времени из Северной Осетии [7, табл. 107], в амулете из Мокрой Балки VII-VIII веков [6, с. 181, рис. 64, №33]. Что касается тамги Тамерлана, то у нее на территории Средней Азии были свои предшественники среди изделий из Маргианы IV-I веков до н. э. [5, с. 388, табл. 100] и Мархаматского комплекса из Ферганы I - IV веков н. э. [5, с. 439, табл. 151].
Говоря о старинных английских монетах, Н.Рерих, надо полагать, имел в виду гроут короля Эдуарда I, выпущенный в 1279 году, с эффектным повтором трех кругов в четырех секторах круга [43, вып. XLVR, c. 77-79]. Еще более древним денежным знаком в Европе была кельтская золотая монета II века, так называемая радужная чашечка с тремя кругами и окаймляющим полукольцом [66, с. 134, рис. 31]. Вспоминая кельтские древности, Рерих создает эскиз костюма Изольды к опере Р. Вагнера "Тристан и Изольда" (1912). В верхнем правом углу листа художник дает крупным планом деталь декоративного убранства костюма с характерным для кельтского искусства строгим контуром и тремя кругами.
На денге Б. Тверского (1460), схематически изображающей поединок Геракла с Немейским львом, такие же три круга [62, с. 79-82]. Вообще, в древнерусском искусстве немало примеров использования знака Знамени Мира. Действительно, как упоминает Рерих, мы находим его на иконах Чудотворца Николая [45, с. 53, №20] и преподобного Сергия [64, с. 167]. Дионисий рисует знак на образе Григория Богослова [33, рис. 74] и Кирилла Белозерского [33, рис. 79]. Поэтому не случайно и у самого Рериха на двух картинах, изображающих святого Сергия (1932, ГТГ, МЦР), также присутствует знак Знамени Мира.
На иконах XIV века тремя кругами помечены шапки святых Бориса и Глеба [34, рис. 21; 19, рис. 31]. Более ранняя традиция нанесения знака на одежду восходит, по-видимому, к античному времени, например, к боспорской пелике IV века до н. э. из Пантикапея [3, с. 302, кат. №4]. Знаком из трех точек отмечены одежды Девы Марии на новгородских царских вратах XIII века [60, с. 273, кат. №4]. Затем такой же узор обнаруживается на древне-болгарской иконе XIV века [74, р. 1]. В картине Н.Рериха "Труды Мадонны" (1931) плащ святой Заступницы также декорирован орнаментом из трех элементов в треугольной композиции. В раннем византийском блюде-дискосе - три круга обрели смысловую наполненность и временную соподчиненность [11, рис. 122]. Идея воскресения через страдание и смерть выражена с помощью трех евангельских сюжетов. Прочтение композиции начинается с нижнего правого круга со сценой Распятия, затем идет к левому кругу с Гробом Господним и заканчивается верхним кругом с Вознесением.
В гениальной "Троице" Андрея Рублева как бы незримо присутствует круг, символизирующий триединство Божества. Рерих в своей картине "Знак Троицы" (1932), выявляя этот круг и сближая нимбы ангелов, получает ясную композиционную формулу. Знак Знамени Мира раскрывается здесь через знак Троицы. Согласно мифологическим представлениям, на вершине мировой горы, куда Рерих помещает Троицу, находится Дом Божий. Сияя на фоне небесного Иерусалима, знак Троицы - знак Знамени Мира с чашей Христа - славит гармонию высших сил и высшую любовь в ее жертвенном подвиге.









