Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Лазарев В.Н.
Великий художник
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Маточкин Евгений Палладиевич
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Национального музея Республики Алтай

Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха

Бляшка IV века до н. э. из Анапы состоит из трех больших и 31 малой полусферы [61, 4-я сторона обложки]. Последние распределены кольцами в количестве 12, 13, 13. Хронологический алгоритм был, надо полагать, достаточно универсальным. Левое кольцо позволяло фиксировать по месяцам земной год.

В подобной же бляшке из бронзы трансильванской группы скифо-сарматского времени три больших круга окружены двенадцатью маленькими [7, с 334, табл. 29, №31]. В сумме они составляют пятнадцать - половину месяца. Однако здесь каждый большой круг рассечен двумя дугами, вследствие чего появляется возможность прибавлять и отнимать не только целые, но и полуцелые числа. Так можно получить числа 31 и 29, 5 - значения лунного синодического месяца.

Бляшки словен новгородских первой половины первого тысячелетия н. э. состоят только из трех полусфер, но зато каждая из них окружена манжеткой с насечками. Иногда четыре такие бляшки объединяются в одну сложную композицию с центральным отверстием [4, с. 87, табл. 21, №19, №26].

Замечательные украшения словен новгородских, лунницы, выполнены в виде серпа луны с тремя кругами в центре, каждый из которых состоит из трех маленьких полусфер [4, с. 281, табл. 68, №14]. Лунницу из Старо-сиверского монастыря окаймляют тридцать маленьких полусфер; орнамент же из мелких точек, видимо, также содержит числовую информацию [4, с. 227, табл. 53, №16].

Удивительно, что среди некоторых венгерских находок Восточной Европы средневекового времени встретилась сердцеобразная фигура, которая почти точно повторяет протоиндийский символ года [8, с. 352, табл. 103, №5]. Такой же формы бляхи тюхтятскои культуры IX-X веков найдены в Хакасии [31, с. 98, табл. 21, №13].

В наскальном искусстве знак Знамени Мира также появляется с эпохи камня. Так, круг с тремя точками и три соединенные окружности выбиты в Монголии на каменных плитах в Аршанхаде и Цагаан-айриге еще в мезолитическое время [44, с. 32, рис. 7]. Круг с тремя точками, как считает Э.Новгородова, может быть сравним с антропоморфными фигурами эпохи палеолита, напоминающими женские и мужские символы [44, с. ЗЗ]. Знак Знамени Мира можно обнаружить среди амурских изображений Сакачи-Аляна неолитического времени [46, с. 218, рис. 84] и петроглифов Ангары эпохи бронзы [17, с. 213, рис. 1]. А.Окладников, нашедший подобный знак на горе Тэшб в Монголии, охарактеризовал его как "три кольца, соединенных вместе и образующих как бы треугольник, похожий на Символ Пакта Рериха" [47, с. 28, табл. 58, №7; с. 253, табл. 153, №25]. Именно такие изображения воспроизводит в своих картинах Н.Рерих "Святые камни. Монголия" (1935-1936) и "Монголия. Всадники" (1935-1936). "Чингиз-хан (Всадник. Монголия)" имеет на груди такие же три круга.

Нормальные и перевернутые изображения знака с центральным кругом внизу, называемые в археологии личинами, нашли отражение в картине Рериха "Заклятие земное" (1907). Художник реконструирует один из наиболее загадочных обрядов древности, связанный с масками-личинами, и археологически точно воспроизводит петроглифы Сакачи-Аляна и Форта Руперт (США) [48, с. 152, табл. 13, №4]. Поразительно близкий сюжет, подтверждающий верность реконструкции Рериха, был недавно открыт в урочище Мугур-Саргол (Тува). Здесь на скалах, выступающих из Енисея, выбит из камня человек с посохом в странной полусогнутой позе, шагающий среди антропоморфных личин. Как отмечает исследователь енисейских петроглифов М. Дэвлет, эту композицию можно отчасти связать с обширной группой танцующих человечков в петроглифах Карелии и мелкой пластики Прибалтики [18, с. 180, 233].

Огромная трехчашечная личина видна у Н.Рериха среди облаков в эскизе декорации "Великая жертва" (1910) к балету Стравинского "Весна священная", а также в полотне "Путь великанов" (1910).

Для интерпретации трех соединенных кругов в петроглифах Сакачи-Аляна и горы Тэшб А. Окладников привлекает бытующие в Азии легенды, где говорится о трех солнцах. Два из них убивает космический стрелок, одно остается [46, с. 163; 47, с. 86]. Символом полуденного солнца или небесным оком обозначал И. Савенков так называемый "третий глаз" на окуневских стелах эпохи бронзы [13, с. 58]. Там он вместе с двумя обычными глазами образует композицию, подобную знаку Знамени Мира [13, рис. 11, 22, 27, 71].

К солнечной символике ведут и праславянские фибулы, и браслеты VII века до н. э. На бронзовом браслете из радолинского клада представлено три солнечных диска, два из которых сопровождаются лебедиными шеями [55, с. 34]. Три солнца, считает Б. Рыбаков, выражают идею движения светила по небосклону: восходящее солнце - утро, в зените - полдень, заходящее - вечер русских сказок.

Само же сочетание солнечной темы с темой лебедей встречается в искусстве и мифологии достаточно широко [55, с. 343]. Как Знамя Мира с лучами выглядит солнце на шаманских бубнах алтайцев конца XIX- начала XX века [21, с. 644, рис. 8в].

Обнаруженные нами на Алтае три выбитые по кольцу окружности из грота Куйлю, относящиеся к концу эпохи камня, возможно, представляют собой символическое изображение души [40, с. 48]. Самые последние изображения Знамени Мира появились на Алтае в 1975 году. Тогда в марте группа Е. Великанова, спускаясь с вновь открытого перевала Рериха (второе название - перевал 30-летия Победы) в сторону Кучерлинского озера, оставила для будущих восходителей этот знак на скале в качестве ориентира. В том же году, в июле, группа под моим руководством совершила первое восхождение на пик Рериха с запада. На вершине пика трое участников нарисовали красной краской три знака Знамени Мира. В этот момент мы увидели грандиозное зрелище - лавину с Белухи.

  • [1] Альбедиль М.Ф. Протоиндийское "колесо времени" // Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993.
  • [2] Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.: Искусство, 1966.
  • [3] Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М.: Наука, 1984.
  • [4] Археология СССР. Восточные славяне в VI-XIII вв. М.; Наука, 1982.
  • [5] Археология СССР. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М.: Наука, 1985.
  • [6] Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981.
  • [7] Археология СССР. Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М.: Наука, 1989.
  • [8] Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.: Наука, 1987.
  • [9] Археология СССР. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. М.: Наука, 1994.
  • [10] Археология СССР. Эпоха бронзы лесостепной полосы СССР. М.: Наука, 1987.
  • [11] Банк А.В. Византийское искусство. Л.; М.: Сов. художник, 1966.
  • [12] Брюсова В.Т. Андрей Рублев, М.: Изобр. искусство, 1995.
  • [13] Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.Б., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, 1980.
  • [14] Всеобщая история искусств. Т. 2: Искусство средних веков. - Кн. 1. М.: Искусство, 1960, №271.
  • [15] Голан А. Миф и символ. М., 1993.
  • [16] Государственный Эрмитаж. Каталог Французская живопись. Начало и середина XIX века. Л.: Искусство, 1983.
  • [17] Дроздов Н.И. Наскальные рисунки и каменное изваяние Северного Приангарья // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР: Сборник научных трудов АН СССР: Сборник научных трудов АН СССР, институт археологии / Отв. Ред. М.А.Дэвлет, М., 1990.
  • [18] Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур-Саргола. М.: Наука, 1980.
  • [19] Живопись древнего Пскова. М.: Гознак, 1971.
  • [20] Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже. Л.: Сов. художник, 1965, №80.
  • [21] Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX в. // Труды института этнографии. М.; Л., 1954, т.22.
  • [22] Искусство Китая М.: Изобр. искусство, 1988. Искусство стран Востока. М.: Просвещение, 1986.
  • [23] История искусства зарубежных стран. М.: Изобр. искусство, 1979.
  • [24] История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток. Античность. М.: Изобр. искусство, 1979.
  • [25] История искусства народов СССР. Т. 2: Искусство IV-XIII веков. М.: Изобр. искусство, 1973.
  • [26] История Сибири. Т. 2: Сибирь в составе феодальной России. П.: Наука, 1968.
  • [27] Кальжанова Г.И. Символизм в творчестве Николая Рериха // Пути восхождения. М.: МЦР, 1995.
  • [28] Кашина Т.Н. Керамика культуры Яншао. Новосибирск: Наука, 1977.
  • [29] Клименко М. Слава труду созидающему! // Советская Сибирь, 1979, 3 ноября.
  • [30] Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М.: Наука, 1990.
  • [31] Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986, т. 2.
  • [32] Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М.: Искусство, 1971.
  • [33] Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М.: Искусство, 1969.
  • [34] Лазарев Е. Знамя Грааля // Наука и религия, 1987, №12.
  • [35] Ларичев В.Е. "Белая лошадь" - святилище древнекаменного века Хакасии. Новосибирск, 1992.
  • [36] Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков. М.: Искусство, 1973, №128.
  • [37] Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М.: Искусство, 1976.
  • [38] Малков Ю.Г. О датировке росписи церкви Архангела Михаила "на Сковородке" в Новгороде // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М.: Наука, 1984.
  • [39] Маточкин Е.Л. К расшифровке петроглифов грота Куйлю // Семантика древних образов. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1990.
  • [40] Мифы народов мира. В 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1982.
  • [41] Музеи мира. Музей истории искусства. Вена. М.: Изобр. искусство, 1986.
  • [42] Муха М. Редкая английская монета Эдуарда I // Сообщения государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1982, вып. XLVR.
  • [43] Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984.
  • [44] Одна из ранних икон со знаком Знамени Мира: Ростово-Суздальская школа живописи. М.: Советский художник, 1967.
  • [45] Окладников А.П. Лики древнего Амура. Новосибирск, 1968.
  • [46] Окладников А.П. Петроглифы Центральной Азии. Л.: Наука, 1980.
  • [47] Окладникова Е.А. Загадочные личины Азии и Америки. Новосибирск, 1979.
  • [48] Памятники мирового искусства. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М.: Искусство, 1994, №238.
  • [49] Померанцев И. Русская древняя скульптура. М.: Сов. художник, 1967.
  • [50] Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.
  • [51] Рерих Н.К. Из литературного наследия. М.: Изобр. искусство, 1974.
  • [52] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР 1995.
  • [53] Рерих Н.К. Пути благословения. Нью-Йорк: Алатас, 1924.
  • [54] Рыбаков Б.А. Язычество Древних славян. М.: Наука, 1981.
  • [55] Сарабьянов А.Д. Ян ван Эйк // Изобразительное искусство, 1990, №5.
  • [56] Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра 17-19 веков. М.: Искусство, 1990.
  • [57] Сибирь социалистическая. V зональная художественная выставка. Л., 1983.
  • [58] Смирнова Э.С. "Деисус" с Николой и неизвестным святым в национальном музее Стокгольма // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М.: Наука, 1984.
  • [59] Смирнова Э.С. Живопись великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М.: Наука, 1976.
  • [60] Сокровища анапской земли // Наука и жизнь, 1977, №1.
  • [61] Сотникова М. О некоторых древнегреческих сюжетах на русских монетах XV века // Сообщения государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1982, вып. XLVR.
  • [62] Спицын А.А. Шаманские изображения. Западные отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. СПб., 1906, вып. I, т. 8.
  • [64] Троице-Сергиева Лавра. М.: Искусство, 1968.
  • [65] Тюляев С.И. Искусство Индии. М.: Искусство, 1988.
  • [66] Филип Ян. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага: Артия.
  • [67] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2 т. М.: Правда, 1990, т. 1.
  • [68] Шан чжоу цинтунци вэньши (Узоры на бронзовых изделиях эпохи Шан и Чжоу). Пекин: Веньу, 1984.
  • [69] Шедевры западноевропейской живописи XIV-XVIII вв. из собрания Тиссен-Борнемиса. Милан: Электа, 1987.
  • [70] Ястребов В.Н. Лядинский и Томниковский могильники // Материалы по археологии России. СПб., 1893.
  • [71] Antiquites du Nord Finno - Ougrien, publiees a laide dune subvention de I Etat par J. R. Aspelin. Vol. ll. 1 age Per. Antiguites Permiennes. Helsingfors, 1877.
  • [72] Jacgueline Decker. Nicholas Roerich. The life and art of a russian master. London: Thames and Hudson Ltd, 1989.
  • [73] Ornamentik der Volkskunst in Europa Leipzig: Ed "Leipzig", 1981.
  • [74] Svetlin Bossikov. 12 ikon from Bulgaria. Sofia: The Bulgarski Houdozhnik Publishing House, 1979.
  • [75] The Altai culture. Catalogue. Seoul, 1995.
  • [76] Zubor Hajek. Chinesische Kunst. Prag: Artia, 1995.
 
Версия для печати

Актуальные конкурсы на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru