Бляшка IV века до н. э. из Анапы состоит из трех больших и 31 малой полусферы [61, 4-я сторона обложки]. Последние распределены кольцами в количестве 12, 13, 13. Хронологический алгоритм был, надо полагать, достаточно универсальным. Левое кольцо позволяло фиксировать по месяцам земной год.
В подобной же бляшке из бронзы трансильванской группы скифо-сарматского времени три больших круга окружены двенадцатью маленькими [7, с 334, табл. 29, №31]. В сумме они составляют пятнадцать - половину месяца. Однако здесь каждый большой круг рассечен двумя дугами, вследствие чего появляется возможность прибавлять и отнимать не только целые, но и полуцелые числа. Так можно получить числа 31 и 29, 5 - значения лунного синодического месяца.
Бляшки словен новгородских первой половины первого тысячелетия н. э. состоят только из трех полусфер, но зато каждая из них окружена манжеткой с насечками. Иногда четыре такие бляшки объединяются в одну сложную композицию с центральным отверстием [4, с. 87, табл. 21, №19, №26].
Замечательные украшения словен новгородских, лунницы, выполнены в виде серпа луны с тремя кругами в центре, каждый из которых состоит из трех маленьких полусфер [4, с. 281, табл. 68, №14]. Лунницу из Старо-сиверского монастыря окаймляют тридцать маленьких полусфер; орнамент же из мелких точек, видимо, также содержит числовую информацию [4, с. 227, табл. 53, №16].
Удивительно, что среди некоторых венгерских находок Восточной Европы средневекового времени встретилась сердцеобразная фигура, которая почти точно повторяет протоиндийский символ года [8, с. 352, табл. 103, №5]. Такой же формы бляхи тюхтятскои культуры IX-X веков найдены в Хакасии [31, с. 98, табл. 21, №13].
В наскальном искусстве знак Знамени Мира также появляется с эпохи камня. Так, круг с тремя точками и три соединенные окружности выбиты в Монголии на каменных плитах в Аршанхаде и Цагаан-айриге еще в мезолитическое время [44, с. 32, рис. 7]. Круг с тремя точками, как считает Э.Новгородова, может быть сравним с антропоморфными фигурами эпохи палеолита, напоминающими женские и мужские символы [44, с. ЗЗ]. Знак Знамени Мира можно обнаружить среди амурских изображений Сакачи-Аляна неолитического времени [46, с. 218, рис. 84] и петроглифов Ангары эпохи бронзы [17, с. 213, рис. 1]. А.Окладников, нашедший подобный знак на горе Тэшб в Монголии, охарактеризовал его как "три кольца, соединенных вместе и образующих как бы треугольник, похожий на Символ Пакта Рериха" [47, с. 28, табл. 58, №7; с. 253, табл. 153, №25]. Именно такие изображения воспроизводит в своих картинах Н.Рерих "Святые камни. Монголия" (1935-1936) и "Монголия. Всадники" (1935-1936). "Чингиз-хан (Всадник. Монголия)" имеет на груди такие же три круга.
Нормальные и перевернутые изображения знака с центральным кругом внизу, называемые в археологии личинами, нашли отражение в картине Рериха "Заклятие земное" (1907). Художник реконструирует один из наиболее загадочных обрядов древности, связанный с масками-личинами, и археологически точно воспроизводит петроглифы Сакачи-Аляна и Форта Руперт (США) [48, с. 152, табл. 13, №4]. Поразительно близкий сюжет, подтверждающий верность реконструкции Рериха, был недавно открыт в урочище Мугур-Саргол (Тува). Здесь на скалах, выступающих из Енисея, выбит из камня человек с посохом в странной полусогнутой позе, шагающий среди антропоморфных личин. Как отмечает исследователь енисейских петроглифов М. Дэвлет, эту композицию можно отчасти связать с обширной группой танцующих человечков в петроглифах Карелии и мелкой пластики Прибалтики [18, с. 180, 233].
Огромная трехчашечная личина видна у Н.Рериха среди облаков в эскизе декорации "Великая жертва" (1910) к балету Стравинского "Весна священная", а также в полотне "Путь великанов" (1910).
Для интерпретации трех соединенных кругов в петроглифах Сакачи-Аляна и горы Тэшб А. Окладников привлекает бытующие в Азии легенды, где говорится о трех солнцах. Два из них убивает космический стрелок, одно остается [46, с. 163; 47, с. 86]. Символом полуденного солнца или небесным оком обозначал И. Савенков так называемый "третий глаз" на окуневских стелах эпохи бронзы [13, с. 58]. Там он вместе с двумя обычными глазами образует композицию, подобную знаку Знамени Мира [13, рис. 11, 22, 27, 71].
К солнечной символике ведут и праславянские фибулы, и браслеты VII века до н. э. На бронзовом браслете из радолинского клада представлено три солнечных диска, два из которых сопровождаются лебедиными шеями [55, с. 34]. Три солнца, считает Б. Рыбаков, выражают идею движения светила по небосклону: восходящее солнце - утро, в зените - полдень, заходящее - вечер русских сказок.
Само же сочетание солнечной темы с темой лебедей встречается в искусстве и мифологии достаточно широко [55, с. 343]. Как Знамя Мира с лучами выглядит солнце на шаманских бубнах алтайцев конца XIX- начала XX века [21, с. 644, рис. 8в].
Обнаруженные нами на Алтае три выбитые по кольцу окружности из грота Куйлю, относящиеся к концу эпохи камня, возможно, представляют собой символическое изображение души [40, с. 48]. Самые последние изображения Знамени Мира появились на Алтае в 1975 году. Тогда в марте группа Е. Великанова, спускаясь с вновь открытого перевала Рериха (второе название - перевал 30-летия Победы) в сторону Кучерлинского озера, оставила для будущих восходителей этот знак на скале в качестве ориентира. В том же году, в июле, группа под моим руководством совершила первое восхождение на пик Рериха с запада. На вершине пика трое участников нарисовали красной краской три знака Знамени Мира. В этот момент мы увидели грандиозное зрелище - лавину с Белухи.









