На темы Востока Рерих написал несколько произведений со знаком Знамени Мира. Своеобразным эпиграфом к ним можно считать картину "Тибет" (1933). Расходящиеся из небесного фокуса линии гор как бы осеняют высшим светом монастырь - символ земной мудрости. На смысловой центр полотна указывает тибетская хоругвь, на которой изображен конь с тремя горящими кругами - сокровищем мира Чинтамани. Легенду о Чинтамани, запечатленную кем-то на каменной глыбе, Рерих перенес к себе на холст в картине "Белый камень" (1933). Художник оживляет этот сюжет в своих полотнах "Знаки Чинтамани" (1937) и в раннем варианте "Сокровище Мира. Чинтамани" (1924). Изображение коня с сокровищем мира присутствует также в раскрытом свитке в картине Рериха "Приказ Ригдена" (1933). Могучий и пламенеющий, с золотой короной из трех сфер, он посылает в мир своих огненных вестников. Подобными же коронами увенчаны на византийском моливдовуле VII века Констант II с сыном [11, №120]. Узор из трех жемчужин украшает корону и плащ императора франков в картине французского художника Мейссонье "Карл Великий" (1840) [16, с. 338, №307]. Круг стремя разноцветными кругами, желтым, синим и красным, держит герой Рериха в картине "Бхагаван" (1931, Рига, Художественный музей).
Картина "Оттуда" (1936) изображает "тибетскую женщину, сидящую на каменистом берегу реки, одетую в халат, орнаментированный тремя кругами знака Знамени Мира" [72, р. 194]. В картине "Мысли огненные" (1934) на груди у героини - фибула с тремя кругами, какие носят тибетки. Высокий женский образ с пламенной чашей на фоне священной Канченджанги как бы отодвигает своей духовной энергией наползающие на мир темные тучи.
Следует отметить поразительный факт, что еще задолго до того, как Рерих предложил охранное знамя, такой же знак присутствовал в произведениях художника. Помимо "Заклятия земного", в том же 1907 году Н.Рерих рисует знак Знамени Мира на плаще Архангела Михаила на иконе из иконостаса для фамильной церкви Каменских в женском монастыре в Перми. По-видимому, Н.Рерих продолжает здесь некую негласную художественную традицию. Среди западной иконографии она, просматривается в упомянутых выше образах святого Доминго из "Силоса", святого Михаила Бартоломео Вермехо и Рогира ван дер Вейдена, а также святого Маврикия - мастера из Мулена [49, №251]. Среди старо болгарских памятников три белые точки на красных плащах Архангелов можно обнаружить на иконе XVI века "Спас Эммануил с Архангелами" [74, Plate VII, X], а также на иконе XVII века "Архангел Михаил" [74].
В эскизе "Царица Небесная" (1910) для росписи Талашкинской церкви Рерих украшает трон каймой из трех кругов в полуокружье. В 1912 году Н.Рерих пишет эскизы декораций и костюмов к пьесе А. Островского "Снегурочка", поставленной на сцене Петербургского драматического театра Рейнеке. Костюм Снегурочки весь украшен большими и маленькими кругами, объединенными по три и оканчивающимися завитком. Кстати, такой же декоративный мотив обрамляет герб Сибири на Жалованной грамоте 1690 года [27, с. 23].
Знак Знамени Мира в своем полном завершении, уже с внешним кругом, оказался на скоморошьем костюме, написанном Н.Рерихом в 1914 году к опере А. Бородина "Князь Игорь" - лист "Скоморохи Скула и Брошка". Костюм жреца из балета И. Стравинского "Весна священная" (1912) также декорирован орнаментом из трех красных колец.
Все эти круги в ранних работах Рериха на русскую тематику появились, конечно, не случайно. Ведь еще в эпоху неолита на русской равнине от Камы до Прибалтики процветала волосовская культура (название от поселка Волосово в бассейне Волги), в которой был широко распространен кружковый орнамент, в том числе и из трех кругов [10, с. 158, рис. 2]. Такой же орнамент из трех кругов прослеживается и на глиняной посуде в андроновскую эпоху в Сибири [10, с. 389, рис. 110]. Сам Рерих, исследуя истоки русского костюма, писал, что равнина России и Сибири несет в своих недрах "наслоения самые неожиданные" [54, с. 73].
Подчас для своих образов Рерих привлекает известные шедевры мирового искусства. В триптихе "Жанна д'Арк" (1931) за основу центральной композиции "Вечная Матерь" он берет знаменитый витраж Шартрского собора (14, с. 280-281). Здесь те же густые синие и красные тона. Художник позволил себе изменить лишь рисунок короны Богоматери, добавив к ней три красных круга, образующих знак Знамени Мира.
В картине "Меч Мира" (1933) герой Рериха напоминает статую воина из Аллеи Духов - погребального сооружения минских императоров Шисаньлин близ Пекина XV-XVII веков [22, №139]. Художник рисует на шлеме воина знак Знамени Мира, меч в горизонтальном положении, а руки в жесте моления. Рерих создал здесь образ, исполненный огромной внутренней силы и духовной мощи, направленной на благо мира.
Характерно, что в древнерусском искусстве три круга часто объединяются в трилистник. Наиболее четко в окаймляющем круге он выведен у А. Рублева в Евангелии Андронникова монастыря [12, рис. 8]. Этот очень древний символ фигурирует на изображении древнеегипетской богини неба Хатор XIV века [41, т. 2, с. 585], на фаюмском портрете II-III века н. э. [24, рис. 383], на одеянии святого Дмитрия в византийской мозаике VII века [32, рис. 43]. Уместно вспомнить здесь и одно из ранних на Востоке изображений трилистника на скульптуре жреца из Мохенджо-Даро III тысячелетия до н. э. [65, №32-33] и его повторение на мужском одеянии из Безе-клика средневекового времени (экспонируется в Эрмитаже). На плече у рериховского "Ярослава Мудрого" (1941) красуется слитый из трех кругов знак трилистника. Также и на костюмах японских актеров начала XVIII века в качестве отличительного знака использовались моны в виде кольца с тремя кругами внутри [57, с. 49].









