Высшая мудрость в древнерусском искусстве также отмечена знаком Знамени Мира. Он находится на книге, которую держит Христос в новгородском "Деисусе" XV века из национального музея Стокгольма [59, с. 169].
Узором из трех точек и пересекающихся синусоид расписан свод в церкви Архангела Михаила "на Сковородке" [39, с. 219].
Знак Знамени Мира присутствует на омофорах русских святых: например, в иконе XVI века московских святителей митрополитов Петра, Алексия, Ионы [2, рис. 121] или на деревянном барельефе XVII века с изображением соловецких старцев Зосимы и Савватия [50, рис. 43].
Однако чаще всего в такой омофор облачен Никола Можайский или Никола Зарайский. Художник итальянского Возрождения Я. Тинторетто также изображает святого Николая с тремя золотыми шарами - символом благодеяния [42, рис. 122].
Два мастера XV века - русский Амвросий и Ян ван Эйк из Нидерландов - помещают Богоматерь на постамент с тремя кругами [64, №186; 69, с. 69, №5].
Вообще, все раннее Северное Возрождение и наследие интернациональной готики насыщено знаком Знамени Мира. Так называемый готический трилистник из трех кругов присутствует почти во всех готических соборах как основной декоративный элемент стен и витражей. Он украшает западный фасад собора Парижской Богоматери [37, №128] и западный фасад церкви Сен-Никез в Реймсе [37, №124]. Стрельчатые окна готических соборов обычно завершаются трилистником!. Такое же маленькое оконце изобразил Ян ван Эйк в своем знаменитом Гентском алтаре [56, №5]. Художники иллюминированных готических рукописей выводили золотом три слившихся круга. Шестилучевая звезда на груди у Уты из Наумбургского собора имеет на своих окончаниях три полусферы [14, №271]. Однако в западном искусстве встречается и неслитное изображение трех кругов. В таком варианте они присутствуют на брюссельских шпалерах начала XVI века "История рыцаря Лебедя" [20, №80] и "Легенда о Саблонской Мадонне" [20, №120].
Знамя Мира было освящено в 1931 году в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником [49, №3в]. В том же году Н.Рерих создал серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это известные его картины-плакаты "Зарево" и "Знамя Мира. Pax cultura". В триптихе "Fiat Rex!" знак нарисован дважды: на рукоятке меча и на щите воина. По-видимому, это крестоносец. (Вспомним рериховское замечание о знаках на щитах крестоносцев). Это явно не античный воин, хотя в то время на щитах также бывал знак Знамени Мира. Его мы видим на чернофигурном аттическом кувшине из Ольвии VI века до н. э. [3, с. ЗЗЗ, табл. 142].
"Знамя Мира" (1931) на вершине горы среди панорамы снежных пиков выражает свою причастность к белому небесному высокогорью, увенчанному "подвигами лучших искателей истины" [52, с. 372]. Это произведение напоминает мне реальное событие, бывшее на Алтае в 1974 году, когда Знамя Мира, занесенное нами в 100-летний юбилей Н.Рериха на пик его имени, было вот так же развернуто на фоне священной горы Белухи.
Отблеск искусства Леонардо да Винчи несет на себе "Мадонна Орифламма" (1932). Здесь все, как в лучших ренессансных образах, наполнено любованием человеческим обликом Богини и открывающимися космическими далями. Орифламма (алая боевая хоругвь французских королей) призывает здесь не к сраженью, а к охране всей красоты мира. Мафорий на голове Владычицы отмечен тремя кругами, как украшали обычно корону Богоматери художники XV века, в частности, Жан Фуке [49, №238].
"Мадонна Защитница" (1932) раскинула свой плащ, охраняя храмы, дворцы и соборы всего мира. Рерих трансформирует здесь популярный в эпоху Возрождения образ Богоматери Милосердие, изображенный, например, в произведении французского художника XV века А.Картона [49, №23, 26]. На груди Защитницы большая фибула со знаком Знамени Мира, как и у Архангела Михаила в "Страшном суде" Рогиро ван дер Вейдена [49, №58]. Интересно отметить, что там в каждом круге еще три малых круга.
"София - Премудрость" (1932) ведет свои истоки уже не от католических образов, а от православных, хотя здесь Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создает произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила - воеводы, предводителя Светлых сил. Вместо нимба у Софии - диск солнца. Согласно традиции, София держит закрытый свиток и "в нем неведомыя и сокровенныя тайны Божии" [67, с. 386]. Рерих раскрывает свиток. На нем - Знамя Мира и трижды повторенное на древнерусском языке слово "свято".
В книге художника "Держава Света" в 1931 году было написано: "Пусть теперь женщина - Матерь Мира - скажет: "Да будет Свет!" Каков же будет Свет? и в чем будет заключаться огненный подвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано: Любовь, Знание и Красота" [51, с. 37]. Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток следующим образом: "Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота". Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придет новый мир. В охваченном пожаром небе София реет над символическим мировым городом, окруженным общей кремлевской стеной. Вход к нему идет от узнаваемой всеми китайской башни.









