Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Маточкин Евгений Палладиевич
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Национального музея Республики Алтай

Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха

Идеи Пакта Рериха и Знамени Мира вдохновляют и других мастеров кисти и резца. Прежде всего, значительны портреты самого Н.Рериха, написанные его сыном Святославом в тридцатые-сороковые годы. Среди них есть такие, где автор пакта изображен со Знаменем Мира.

На одном из портретов Н.Рерих предстает на фоне Гималаев рядом с камнем, где нарисован конь с Сокровищем Мира. В стилистическом отношении этот народный примитив близок кельтскому образцу I тысячелетия до н. э. [15, рис. 299-2], а тот в свою очередь - еще более древнему памятнику II тысячелетия до н. э. с территории Франции [15, рис. 298-3]. На территории России подобный сюжет - конь с тремя кругами на спине - известен среди шаманских изображений XI-XII веков н. э., среди шаманских изображений пермского звериного стиля [63, с. 131, рис. 386].

Среди памятников этого круга есть поразительная серебряная пластина - как бы Знамя Мира, покоящееся на квадратном пьедестале [71, р. 162, Fig. 755]. Квадрат обрамляют тридцать и семь маленьких кружков. Знаменитая триада окружена кружками, дающими в сумме также число тридцать. Все это указывает, надо полагать, на календарный смысл изделия.

В 1937 году ваятель из Литвы Д. Тарабильдене создал интересную скульптуру "Мадонна Знамени Мира", которая воспроизводилась на фотооткрытках.

Из произведений последних лет со Знаменем Мира следует отметить картину тувинского художника Саая Сарыг-Оола "Экспедиция Н. К. Рериха в Центральной Азии" (1978) [58, рис. 26], а также монументальное мозаичное панно новосибирского художника В. Сокола "Советская Сибирь" (1979) [30].

Итак, даже из тех примеров, которые удалось рассмотреть, проистекает вывод, что знак Знамени Мира был чрезвычайно широко распространен с ранней истории человечества. В нем сознание народов объединялось в "устремлении к Высшему" [53, т. 1, с. 202]. Знаковая, числовая информация запечатлела долгий опыт астрономических наблюдений, когда пытливая мысль познавала космические закономерности.

Не случайно Н.Рерих начинает свою статью "Знаки" с Ориона [53, т. 1, с. 202]. Вознося взгляд к небу, человек видел там и духовную высоту. Самые дорогие и священные изображения несли на себе знак Знамени Мира. Разные религии, разные народы отмечали знаком триады своих воителей за правду, великих святых и великих учителей. Более всего отмечены им Богоматерь и Николай Чудотворец, а также образы Архангела Михаила, Сергия Радонежского и Благословенного. С их делами, с их приходом люди связывают надежду на будущее. Знак Знамени Мира - это, несомненно, знак новой эры. Следуя совету Николая Константиновича Рериха, постараемся запомнить это на путях к Свету.

  • [1] Альбедиль М.Ф. Протоиндийское "колесо времени" // Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993.
  • [2] Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.: Искусство, 1966.
  • [3] Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. М.: Наука, 1984.
  • [4] Археология СССР. Восточные славяне в VI-XIII вв. М.; Наука, 1982.
  • [5] Археология СССР. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. М.: Наука, 1985.
  • [6] Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981.
  • [7] Археология СССР. Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М.: Наука, 1989.
  • [8] Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М.: Наука, 1987.
  • [9] Археология СССР. Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. М.: Наука, 1994.
  • [10] Археология СССР. Эпоха бронзы лесостепной полосы СССР. М.: Наука, 1987.
  • [11] Банк А.В. Византийское искусство. Л.; М.: Сов. художник, 1966.
  • [12] Брюсова В.Т. Андрей Рублев, М.: Изобр. искусство, 1995.
  • [13] Вадецкая Э.Б., Леонтьев Н.Б., Максименков Г.А. Памятники окуневской культуры. Л.: Наука, 1980.
  • [14] Всеобщая история искусств. Т. 2: Искусство средних веков. - Кн. 1. М.: Искусство, 1960, №271.
  • [15] Голан А. Миф и символ. М., 1993.
  • [16] Государственный Эрмитаж. Каталог Французская живопись. Начало и середина XIX века. Л.: Искусство, 1983.
  • [17] Дроздов Н.И. Наскальные рисунки и каменное изваяние Северного Приангарья // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР: Сборник научных трудов АН СССР: Сборник научных трудов АН СССР, институт археологии / Отв. Ред. М.А.Дэвлет, М., 1990.
  • [18] Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур-Саргола. М.: Наука, 1980.
  • [19] Живопись древнего Пскова. М.: Гознак, 1971.
  • [20] Западноевропейские шпалеры в Эрмитаже. Л.: Сов. художник, 1965, №80.
  • [21] Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX в. // Труды института этнографии. М.; Л., 1954, т.22.
  • [22] Искусство Китая М.: Изобр. искусство, 1988. Искусство стран Востока. М.: Просвещение, 1986.
  • [23] История искусства зарубежных стран. М.: Изобр. искусство, 1979.
  • [24] История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток. Античность. М.: Изобр. искусство, 1979.
  • [25] История искусства народов СССР. Т. 2: Искусство IV-XIII веков. М.: Изобр. искусство, 1973.
  • [26] История Сибири. Т. 2: Сибирь в составе феодальной России. П.: Наука, 1968.
  • [27] Кальжанова Г.И. Символизм в творчестве Николая Рериха // Пути восхождения. М.: МЦР, 1995.
  • [28] Кашина Т.Н. Керамика культуры Яншао. Новосибирск: Наука, 1977.
  • [29] Клименко М. Слава труду созидающему! // Советская Сибирь, 1979, 3 ноября.
  • [30] Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М.: Наука, 1990.
  • [31] Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986, т. 2.
  • [32] Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М.: Искусство, 1971.
  • [33] Лазарев В.Н. Новгородская иконопись. М.: Искусство, 1969.
  • [34] Лазарев Е. Знамя Грааля // Наука и религия, 1987, №12.
  • [35] Ларичев В.Е. "Белая лошадь" - святилище древнекаменного века Хакасии. Новосибирск, 1992.
  • [36] Лясковская О.А. Французская готика XII-XIV веков. М.: Искусство, 1973, №128.
  • [37] Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. М.: Искусство, 1976.
  • [38] Малков Ю.Г. О датировке росписи церкви Архангела Михаила "на Сковородке" в Новгороде // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М.: Наука, 1984.
  • [39] Маточкин Е.Л. К расшифровке петроглифов грота Куйлю // Семантика древних образов. Первобытное искусство. Новосибирск: Наука, 1990.
  • [40] Мифы народов мира. В 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1982.
  • [41] Музеи мира. Музей истории искусства. Вена. М.: Изобр. искусство, 1986.
  • [42] Муха М. Редкая английская монета Эдуарда I // Сообщения государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1982, вып. XLVR.
  • [43] Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984.
  • [44] Одна из ранних икон со знаком Знамени Мира: Ростово-Суздальская школа живописи. М.: Советский художник, 1967.
  • [45] Окладников А.П. Лики древнего Амура. Новосибирск, 1968.
  • [46] Окладников А.П. Петроглифы Центральной Азии. Л.: Наука, 1980.
  • [47] Окладникова Е.А. Загадочные личины Азии и Америки. Новосибирск, 1979.
  • [48] Памятники мирового искусства. Искусство Возрождения в Нидерландах, Франции, Англии. М.: Искусство, 1994, №238.
  • [49] Померанцев И. Русская древняя скульптура. М.: Сов. художник, 1967.
  • [50] Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992.
  • [51] Рерих Н.К. Из литературного наследия. М.: Изобр. искусство, 1974.
  • [52] Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР 1995.
  • [53] Рерих Н.К. Пути благословения. Нью-Йорк: Алатас, 1924.
  • [54] Рыбаков Б.А. Язычество Древних славян. М.: Наука, 1981.
  • [55] Сарабьянов А.Д. Ян ван Эйк // Изобразительное искусство, 1990, №5.
  • [56] Сердюк Е.А. Японская театральная гравюра 17-19 веков. М.: Искусство, 1990.
  • [57] Сибирь социалистическая. V зональная художественная выставка. Л., 1983.
  • [58] Смирнова Э.С. "Деисус" с Николой и неизвестным святым в национальном музее Стокгольма // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М.: Наука, 1984.
  • [59] Смирнова Э.С. Живопись великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М.: Наука, 1976.
  • [60] Сокровища анапской земли // Наука и жизнь, 1977, №1.
  • [61] Сотникова М. О некоторых древнегреческих сюжетах на русских монетах XV века // Сообщения государственного Эрмитажа. Л.: Искусство, 1982, вып. XLVR.
  • [62] Спицын А.А. Шаманские изображения. Западные отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. СПб., 1906, вып. I, т. 8.
  • [64] Троице-Сергиева Лавра. М.: Искусство, 1968.
  • [65] Тюляев С.И. Искусство Индии. М.: Искусство, 1988.
  • [66] Филип Ян. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага: Артия.
  • [67] Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2 т. М.: Правда, 1990, т. 1.
  • [68] Шан чжоу цинтунци вэньши (Узоры на бронзовых изделиях эпохи Шан и Чжоу). Пекин: Веньу, 1984.
  • [69] Шедевры западноевропейской живописи XIV-XVIII вв. из собрания Тиссен-Борнемиса. Милан: Электа, 1987.
  • [70] Ястребов В.Н. Лядинский и Томниковский могильники // Материалы по археологии России. СПб., 1893.
  • [71] Antiquites du Nord Finno - Ougrien, publiees a laide dune subvention de I Etat par J. R. Aspelin. Vol. ll. 1 age Per. Antiguites Permiennes. Helsingfors, 1877.
  • [72] Jacgueline Decker. Nicholas Roerich. The life and art of a russian master. London: Thames and Hudson Ltd, 1989.
  • [73] Ornamentik der Volkskunst in Europa Leipzig: Ed "Leipzig", 1981.
  • [74] Svetlin Bossikov. 12 ikon from Bulgaria. Sofia: The Bulgarski Houdozhnik Publishing House, 1979.
  • [75] The Altai culture. Catalogue. Seoul, 1995.
  • [76] Zubor Hajek. Chinesische Kunst. Prag: Artia, 1995.
 
Версия для печати

Актуальные конкурсы на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru