Смысл эволюции всего живого заключается в восхождении от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к совершенному. Объединение, как один из основных принципов эволюции, является механизмом этого восхождения. В человеческом обществе объединение требует развития сотрудничества, или кооперации, как называет этот процесс "Община". Община или коммуна, являясь одной из основных эволюционных тенденций обустройства человеческого общества, содержится в объективной энергетике человека, как бы заложена в ней. "Как из наблюдений земного пути рождается представление об эволюции, так каждый человеческий организм носит общину в своем строении".[27] Иными словами, идея общины или коммуны есть элемент объективного природно-энергетического уровня. "Учение общины должно идти в согласии с явлениями энергии".[28] Но можно ли считать, что община или коммуна, о которой пишут Учителя, есть тот же самый коммунизм, который содержится в доктрине Маркса и Ленина? Конечно, нет. Понятие это, трактуемое Учителями с позиций нового мышления, носит в "Общине" более широкий и глубокий философский смысл, нежели просто социально-экономическая категория. Коммуна, по мысли Учителей, является пространством для духовного совершенствования человека и развития его свободного творческого труда. В связи с этим возникает важнейшая проблема собственности. Однако подходы к решению этой проблемы авторов "Общины" и руководителей Русской революции были кардинально противоположными. Первые брали в основу Дух, внутренние побуждения человека и уровень его сознания, вторые же грубо вмешались в уже сложившуюся экономику России, директивами ликвидировали частную собственность, создали условия для ее перераспределения в пользу классов и партий, пришедших к власти. Такие насильственные и поспешные действия, совершаемые в стране с общим низким сознанием, привели к ряду губительных последствий и в материальной и нравственной сферах. Лозунг "Грабь награбленное" создал необратимую цепную реакцию. "Чувство собственности, — писали авторы "Общины", — измеряется не вещами, но мыслями. Так община должна быть принята сознанием. Можно иметь вещи и не быть собственником".[29] Большинство тех, кто упраздняли во время Революции частную собственность и перераспределяли ее не по своему сознанию, оставались духовными собственниками. А это состояние души было во много раз сильней, нежели материальное владение каким-либо имуществом. Ибо духовное собственничество имеет более сильную энергию, чем материальное. "Отказ, как мы знаем, — писала некоторое время спустя Елена Ивановна Рерих, — должен быть проявлен в сознании, в духе, и все остальное приложится. Также и отказ от собственности. Можно жить в полной нищете и быть привязанным к собственности; также как находиться среди вещей и не быть связанными ими. Решительно все измеряется лишь степенью сознания".[30] Только внутренняя духовная перестройка может избавить человека от синдрома собственника, и пока этого не произошло, он будет им всегда, причем в самом грубо материальном смысле этого слова. Подмена чувства собственности, являющейся духовной категорией, материальной субстанцией этого процесса, представляется одним из крупных и бедственных искажений в духовном движении социальной Революции.
Есть вещи — ты собственник, нет вещей — не собственник. Эта примитивная "плоская" концепция сдвигала и нарушала этические и нравственные ориентиры самой Революции. Зависть, порождение неверно понятого экономического равенства, и канонизированный государством грабеж (крестьяне грабили помещиков, комбедовцы "справных" крестьян, репрессивные органы — арестованных активистов по борьбе с кулачеством, и т.д. и т.п.) губили в самом зародыше ростки новых комбинаций жизнеустройства страны и укрепили старые, стыдливо, как фиговым листком прикрытые громкими лозунгами.
"Современные вожди считают, — проницательно отмечено в одной из книг Живой Этики, — что строят Новый Мир, но никому не приходит на ум, что их Новый Мир есть оскал старого. Новый мир идет новыми путями".[31] Для самой России общинное устройство не было чем-то новым. Еще в XIV в. Святой Сергий Радонежский создал первые монашеские общины. Такое общинное житие в значительной мере опиралось на общинное устройство русской деревни, и общинную психологию русского крестьянства. Возможно, поэтому, вкупе с остальными факторами, идея коммунизма, принесенная Русской революцией, нашла в нем с самого начала непосредственный отклик.
Учителя выступали против "рабской угодливости", против страха, против "младенческого материализма", который искажал и обуживал восприятие реальных процессов, идущих в Мироздании и человеческом обществе. Они проницательно и точно определили носителей таких качеств. "Помните, что не безграмотный народ будет яриться против действительности, но эти маленькие грамотеи свирепо будут отстаивать свою близорукую очевидность. Они будут думать, что мир, заключенный в их кругозоре, действителен, все же остальное, им невидимое, является вредной выдумкой. Что же лежит в основе этой нищенской узости? Та же самая, вид изменившая, собственность. Это мой свинарник, и поэтому все вне его — ненужное и вредное. Это моя очевидность, и поэтому вне ее ничего не существует".[32] Эти "маленькие грамотеи", распространившие чувство собственности и на духовную жизнь народа, представляли самую большую опасность для культуры страны. Именно на них, тщеславных и амбициозных "первопроходцах", поднялся вождь-диктатор. Авторы "Общины" разглядели его достаточно ясно еще в 1926 г. Они предвидели многие его действия. "Также непристойно для водителя переменить направление на обратное",[33] — читаем мы. "Община" обращала внимание на недопустимость у вождя низкого сознания и в то же время давала понять, что данное обстоятельство уже являлось для страны реальностью. "Сектант мечтает забрать власть для подчинения всего своему негибкому сознанию".[34]
- [1] Письма Елены Рерих, Рига, 1940, том II, 17.12.35.
- [2] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990.
- [3] стр. 103. Там же.
- [4] Н.К. Рерих. Россия. М., 1990, стр. 47.
- [5] Н.К. Рерих. Россия. М., 1990, стр. 53.
- [6] Вс. Иванов. Рерих. Рига, 1992, стр. 92-93.
- [7] Н.К. Рерих. Пути благословения. Париж, 1924, стр. 91.
- [8] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 89.
- [9] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 89.
- [10] В.И. Вернадский. Научная мысль как планетное явление. М., 1977, кн. 2, стр. 23.
- [11] Там же, стр. 31.
- [12] К. Э. Циолковский. Воля Вселенной. Неизвестные разумные силы. Калуга. 1928, стр. 14.
- [13] А. Л. Чижевский. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976, стр. 34.
- [14] А. Л. Чижевский. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924, стр. 62.
- [15] Н.К. Рерих. Держава Света. Нью-Йорк, 1931, стр. 80.
- [16] Листы Сада Мории. Зов.
- [17] Мир Огненный, ч. III, 306.
- [18] Беспредельность.
- [19] Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, стр. 92.
- [20] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 284.
- [21] Там же. Стр. 286.
- [22] Евангелие, Послание к Галатам, 5, 13-15.
- [23] Л. В. Шапошникова. Веления Космоса. М., 1996, стр. 109.
- [24] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 99. (17.6.31).
- [25] Община. Рига, 1935, 215.
- [26] Там же, 214.
- [27] Община. Улан-Батор, 4. 2, X, 6.
- [28] Община. Рига, 1935. 249.
- [29] Община. Рига, 1935, 85.
- [30] Письма Елены Рерих. Новосибирск, 1993, стр. 37.
- [31] Братство, 389.
- [32] Община, Рига, 1935, 254.
- [33] Община, Рига, 1935, 161.
- [34] Там же, 237.
- [35] Там же, 178.
- [36] Община. Улан-Батор, 1927, ч. 3, II, 3.
- [37] Там же.
- [38] Община, Рига, 1935, 273.
- [39] Н.К. Рерих. Врата в Будущее. Рига, 1935, стр. 15.
- [40] Письма Елены Рерих. 1940, т. II, стр. 264.
- [41] Там же, стр. 170.
- [42] Письма Елены Рерих, 1932-1955. Новосибирск, 1993, стр. 511.
- [43] Община, Рига, 1935, 226.
- [44] Там же, 258.
- [45] Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, стр. 119-120.
- [46] Н.А. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 187.
- [47] Журнал "Коммунист". 1988, № 18, стр. 70.
- [48] Газета "Подмосковье", 06.07.1996.
- [49] Н. Л. Бердяев. Судьба России. М., 1990, стр. 53.
- [50] Письма Елены Рерих. Рига, 1940, т. I, стр. 100.