Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Тютюгина Наталья Владимировна
Кандидат искусствоведения, ст. науч. сотрудник
Художественного музея им. М.В.Нестерова, г. Уфа

Рерих и Нестеров

Всему вышесказанному хотелось бы сделать следующее заключение. Несмотря на такую очевидную разность творческих методов двух русских художников, Нестерова и Рериха, их, несомненно, сближает глубокая вера в духовность пути, каким шла и идет Россия, «...через Крестный путь и свою Голгофу – родина наша должна придти к великому воскресению. Когда оно свершится! – кто знает, – но знамение есть», – писал Нестеров.[30] «Великая вера заложена в творчестве. Издревле освещены пути художества», – отмечал Рерих.[31]

Истоки духовности России для Нестерова были заключены прежде всего в недрах православной культуры, для Рериха эти истоки были многообразны: он видел их и в язычестве Руси, и в связи ее с Востоком. Но как бы там ни было, Нестеров открыл новые пути для осмысления этой духовности в искусстве, обратившись к иконным образам в светской живописи и вводя в нее приемы иконописания. Единственным художником, который продолжил и развил эти начинания в русском искусстве начала XX века, оказался Рерих. Развил не только в плане формы, все активнее усваивая художественные принципы иконы, но и в плане глубины постижения духовной природы православной культуры. Нестерову этот путь позволил создать необыкновенно человечные образы святых, приблизив божественное к зрительскому восприятию, а Рериху – возвысить их до величественных вершин, внушая зрителю преклонение перед ними и устремляя его к этим вершинам. В этой связи вспоминаются слова Сергея Маковского, критика начала века: «Есть художники, познающие в человеке тайну одинокой духовности. Они смотрят пристально в лица людей, и каждое лицо человеческое – мир отдельный от мира всех. И есть другие: их манит тайна души слепой, близкой, общей для для целых эпох и народов, проникающей всю стихию жизни, в которой тонет отдельная личность, как слабый ручей в темной глубине подземного озера. Два пути творчества. Но цель одна. Достигая сновидения, и те, и другие художники (сознательно или невольно) создают символ. Цель – символ, открывающий за внешним образом мистические дали».[32] Точкой схода этих двух сторон бытия у Нестерова и Рериха явился образ святого Сергия, в силу и покровительство которого художники глубоко верили. И не такой уж случайностью нам видится факт совпадения во времени создания этого образа у двух великих русских живописцев.

Как писал Рерих: «Как бы ни шли путники разными тропами, но если вышли они под единым благословением, то и благодатно встретятся они на перепутьях».[33]

  • [1] Образование, 1908, № 8. М.В.Фармаковский (1873–1946) – русский художник. Автор признателен Людмиле Васильевне Короткиной, кандидату искусствоведения, сотруднику Государственного Русского музея, за оказанную помощь в ознакомлении с текстом этой статьи, издание которой является библиографической редкостью.
  • [2] Эрнст С. Рерих. Пг., 1918. С. 63-64.
  • [3] Беликов П.Ф., Князева В.П. Н.К.Рерих. М., 1972. Переиздана в 1996 году издательством «Агни», Самара, где см. С. 168.
  • [4] Полякова Е.И. Николай Рерих. М., 1973. С. 213.
  • [5] Вагнер Г.К. В поисках Истины. Религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX – начало XX
  • [6] Там же. С. 128
  • [7] Нестеров М.В. Воспоминания. 1985. С. 269
  • [8] Нестеров М.В. Письма. Л. Искусствою 1988. С. 288
  • [9] Нестеров М.В. 1985. С. 269
  • [10] Николай Рерих. Листы дневника. М., МЦР, 1995, том I. С. 379.
  • [11] Фармаковский М. 1908. С. 44.
  • [12] Над образом святого Сергия работали и другие русские художники, особенно в период приближения торжеств в честь 500-летия со дня кончины святого. Среди них были В.Васнецов, Е.Поленов, К.Коровин. Но только у Нестерова и Рериха образ св. Сергия стал одним из центральных в творчестве и был воплощён не в одном произведении, а в цикле работ.
  • [13] Слово «светское» здесь употребляется как антитеза официально церковному, а не религиозному искусству.
  • [14] По этому поводу исследователь А.Д.Алехин писал: «Творчество Рериха едино и последовательно. Вся его деятельность и, конечно, его искусство программны и глубоко рациональны. Но программность и рациональность чудесным образом уживались со свойственной ему поэтичностью, творческой фантазией, размахом и внутренним огнём». См.: Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сб. Статей. М., 1978. С. 61.
  • [15] Нестеров М.В., 1985. С. 127.
  • [16] В позднем варианте этой картины, 1931 года, нимб изображён.
  • [17] Воспроизведение см. в кн.: Сергей Глаголь. Михаил Валентинович Нестеров. Жизнь и творчество. М. 1914. С. 47.
  • [18] Кстати заметить, общность взглядов художников проявилась и в отношении к западноевропейской живописи. Оба они выделяли творчество французского художника второй половины XIX века Пюви де Шаванна.
  • [19] Он писал: «Изображая схимника, представшего взору отрока Варфоломея, Нестеров хотел изобразить его таким, каким мог его увидеть отрок. И в своих стремлениях Нестеров, конечно, далеко уходит от собратьев-реалистов. Эти стремления сближают его с рядом новых течений, которые в самую свою основу положили ту же неразрывную связь живописи с передаваемой ею темой, которые хотят рисовать древнюю Русь в тех образах, какие создавал художник в доисторическую эпоху, хотят передавать историю в формах, родных её времени и пр. Во многом Нестеров является даже передовым бойцом этого направления, одним из первых его провозвестников. Но при этом, конечно, остаётся ещё большим вопросом, сделался ли сам художник духовидцем, верил ли он сам в появление святого схимника перед отроком Варфоломеем, да и нужна ли была неизбежно эта вера». См.: Сергей Глаголь, 1914. С. 47-48.
  • [20] Нестеров М.В. «Продолжаю верить в торжество русских идеалов». Письма к А.В.Жиркевичу. Наше наследие, 1990, № 3. С. 20.
  • [21] Дурылин С. Нестеров в жизни и творчестве. М., 1976. С. 169-173.
  • [22] Повторяем, что судить мы можем о ранних работах Нестерова, произведения 1931-32 гг. для анализа нам пока недоступны.
  • [23] Тютюгина Н.В. Православная культура в живописи Н.К.Рериха. В сб.: Защитим Культуру. Материалы международной общественно-научной конференции, посвящённой 60-летию Пакта Рериха. 1995. М., МЦР, 1996.
  • [24] Кстати заметить, в советском искусствознании есть мнение, что данное изображение наиболее достоверно отображает реальный исторический облик святого.
  • [25] Нестеров М.В., 1985. С. 155.
  • [26] Глаголь С., 1914, С. 34. Воспр. см.: А.Михайлов. М.В.Нестеров. Жизнь и творчество. 1958. С. 123.
  • [27] Вспр. см.: А.Михайлов, 1958. С.173.
  • [28] Рерих, зная древние истоки этого символа, переносит его на Знамя Мира, призванного защищать культурное достояние всех наций и народностей нашей планеты.
  • [29] См.: Письма Елены Ивановны Рерих. В 3-х томах. 1929-1955. Новосибирск, 1992-1993, т. I. С. 319; т. II. С. 279; т. III. С. 149. Е.И.Рерих писала: «Конечно, Преподобный Сергий, «Богом данный Воевода Земли Русской», есть единая Великая Индивидуальность, столь близкая нам. Теперь Вы понимаете, почему появилась книга «Знамя Преподобного». Близко время, когда народ вспомнит, Кто был его настоящим духовным Воспитателем и Строителем его Государства и Кто его Заступник, Хранитель и Водитель». См. также: Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 1991.
  • [30] Цит. по кн.: Наше наследие, 1990, № 3. С. 22.
  • [31] Рерих Н.К. Листы дневника. 1995, т. 1. С. 213.
  • [32] Цит. по кн.: Держава Рериха. Составитель Л.В.Шапошникова. М., МЦР, 1993. С. 16.
  • [33] Рерих Н.К. Листы дневника. 1995, т. 1. С. 213.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru