Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Тютюгина Наталья Владимировна
Кандидат искусствоведения, ст. науч. сотрудник
Художественного музея им. М.В.Нестерова, г. Уфа

Рерих и Нестеров

Необычно для Рериха изображение в картине «Меркурий Смоленский» святого, держащего в руке свою отрубленную голову. Подобное изображение имеет в иконописи свою традицию: как правило, с отрубленной головой на иконах изображалс я Иоа нн Креститель. Подобный сюжет в станковую картину в русском искусстве впервые вводит опять же Нестеров, создавший в 1895 году картину «Чудо», где изобразил святую Варвару.[17] Но в отличие от Нестерова, который следует в данном случае традициям западноевропейской живописи, Рериху в картине «Меркурий Смоленский» ближе древнерусская живопись.[18] Аналогии с Нестеровым в решении образов просматриваются у Рериха и в его работе «Пантелеймон-целитель» (1916, вариант 1931). Фактически это тот же пустынник, которого воплотил Нестеров в 1899 году, увидев его в современной жизни как проявление вековых традциий в русской православной культуре. Рерих же в своем образе протянул связи еще глубже, вплоть до языческой Руси. Вслед за Нестеровым Рерих разрабатывает в своих картинах мотив молитвенного шествия, а также мотив движения по воде. Сравните, например, такие работы Рериха, как «И мы трудимся» и Нестерова «Труды Сергия Радонежского» (левая часть триптиха); Рериха «И мы несем свет» и Нестерова «Под благовест» (1895), «Великий постриг» (1898); Рериха «Святой остров», «Святые гости» (20-30-е), «Генисаретское озеро» (20-30-е) и Нестерова «Тихие воды» (1912), «Молчание».

Отметив некоторые изобразительные приемы, в которых Нестеров в русском искусстве оказался первооткрывателем и которые затем нашли свое воплощение и получили дальнейшее развитие в творчестве Рериха, обратимся теперь к самому главному, что объединило двух таких отличных друг от друга мастеров, – к образу Святого Сергия Радонежского.

После «Видения отроку Варфоломею» Нестеров создает целую серию работ, посвященную Преподобному Сергию: «Юность Преподобного Сергия» (1892-1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1896 – 1897), «Преподобный Сергий Радонежский (1891 -1899), «На Руси» («Старец в пути») (1900). В 1892 году В России отмечали 500-летие со дня кончины святого Сергия, и это событие отчасти послужило для Нестерова внешним толчком для создания подобного цикла, но глубоко внутри, в душе художника, все-таки лежала вера. Она никак не проявлялась вовне – известно, что Нестеров всю жизнь вел обычный для своего круга светский образ жизни. Возможно, именно это послужило поводом для С.Глаголя усомниться в глубине веры художника.[19] Но нам уже не приходится сомневаться: все творчество художника свидетельствует о том, что верил он глубоко и искренне. Сам Нестеров писал: «Я не любил и не люблю тем "сегодняшнего дня"– тем общественных, особенно касающихся "политики"... Искусство имеет свою сферу влияний на человека. Оно как бы призвано оберегать эту "душу", не допускать, чтобы она засорялась скверной житейской. Искусство сродни молитве».[20]

Сильнейшее впечатление, по словам биографа Нестерова С.Дурылина, произвела на художника речь историка В.О.Ключевского, произнесенная по случаю 500-летия со дня кончины святого Сергия. Эту же речь позднее вспоминал и цитировал Рерих.

После завершения в 1900 году первого цикла картин, посвященного Преподобному Сергию, Нестеров оставил этот образ на многие десятилетия, если не считать его повторений, не вносящих в осмысление образа ничего нового, – мы имеем в виду росписи храма Александра Невского в Абастумане (1899-1904) и картину «Святая Русь» (1901-1905).

Второй цикл картин, посвященных святому Сергию, появляется у Нестерова только в 1931–32 году. (К сожалению, судить о картинах, не обладая сведениями об их воспроизведении и местонахождении, автор этих строк может лишь по описанию С.Дурылина).[21] В этот цикл картин вошли три работы художника: «Дозор», «Пересвет и Ослябя» и «Небесные защитники». Основная идея всех трех произведений – это заступничество Сергием Радонежским за землю русскую – и в те отдаленные времена, когда он благославлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву, и после ухода с земного плана бытия, когда он поддержал народ при обороне Москвы от польского нашествия. Нестеров завершает свой цикл в тот год, когда далеко на востоке, в другой части света, в Гималаях, также в 1932 году завершает серию картин, посвященных образу Преподобного Сергия, другой русский художник – Рерих. Свою серию Рерих начал в 1922 году. Хотя она и носит название «Санкта», образы, созданные в этой серии, тесно связаны с воссозданием духовного облика Общины, основанной святым Сергием. Одна из работ этого цикла, куда вошли произведения «И мы открываем врата», «И мы продолжаем лов», «И мы трудимся», «И мы не боимся», «И мы видим», «И мы приносим свет», «Сам вышел», – так и называется «Святой Сергий». Интересен тот факт, что серия «Санкта» была написана в Америке, поэтому первым ее увидел западный зритель, не имеющий ни малейшего представления о наших духовных традициях. Рерих для них был первооткрывателем.

  • [1] Образование, 1908, № 8. М.В.Фармаковский (1873–1946) – русский художник. Автор признателен Людмиле Васильевне Короткиной, кандидату искусствоведения, сотруднику Государственного Русского музея, за оказанную помощь в ознакомлении с текстом этой статьи, издание которой является библиографической редкостью.
  • [2] Эрнст С. Рерих. Пг., 1918. С. 63-64.
  • [3] Беликов П.Ф., Князева В.П. Н.К.Рерих. М., 1972. Переиздана в 1996 году издательством «Агни», Самара, где см. С. 168.
  • [4] Полякова Е.И. Николай Рерих. М., 1973. С. 213.
  • [5] Вагнер Г.К. В поисках Истины. Религиозно-философские искания русских художников. Середина XIX – начало XX
  • [6] Там же. С. 128
  • [7] Нестеров М.В. Воспоминания. 1985. С. 269
  • [8] Нестеров М.В. Письма. Л. Искусствою 1988. С. 288
  • [9] Нестеров М.В. 1985. С. 269
  • [10] Николай Рерих. Листы дневника. М., МЦР, 1995, том I. С. 379.
  • [11] Фармаковский М. 1908. С. 44.
  • [12] Над образом святого Сергия работали и другие русские художники, особенно в период приближения торжеств в честь 500-летия со дня кончины святого. Среди них были В.Васнецов, Е.Поленов, К.Коровин. Но только у Нестерова и Рериха образ св. Сергия стал одним из центральных в творчестве и был воплощён не в одном произведении, а в цикле работ.
  • [13] Слово «светское» здесь употребляется как антитеза официально церковному, а не религиозному искусству.
  • [14] По этому поводу исследователь А.Д.Алехин писал: «Творчество Рериха едино и последовательно. Вся его деятельность и, конечно, его искусство программны и глубоко рациональны. Но программность и рациональность чудесным образом уживались со свойственной ему поэтичностью, творческой фантазией, размахом и внутренним огнём». См.: Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сб. Статей. М., 1978. С. 61.
  • [15] Нестеров М.В., 1985. С. 127.
  • [16] В позднем варианте этой картины, 1931 года, нимб изображён.
  • [17] Воспроизведение см. в кн.: Сергей Глаголь. Михаил Валентинович Нестеров. Жизнь и творчество. М. 1914. С. 47.
  • [18] Кстати заметить, общность взглядов художников проявилась и в отношении к западноевропейской живописи. Оба они выделяли творчество французского художника второй половины XIX века Пюви де Шаванна.
  • [19] Он писал: «Изображая схимника, представшего взору отрока Варфоломея, Нестеров хотел изобразить его таким, каким мог его увидеть отрок. И в своих стремлениях Нестеров, конечно, далеко уходит от собратьев-реалистов. Эти стремления сближают его с рядом новых течений, которые в самую свою основу положили ту же неразрывную связь живописи с передаваемой ею темой, которые хотят рисовать древнюю Русь в тех образах, какие создавал художник в доисторическую эпоху, хотят передавать историю в формах, родных её времени и пр. Во многом Нестеров является даже передовым бойцом этого направления, одним из первых его провозвестников. Но при этом, конечно, остаётся ещё большим вопросом, сделался ли сам художник духовидцем, верил ли он сам в появление святого схимника перед отроком Варфоломеем, да и нужна ли была неизбежно эта вера». См.: Сергей Глаголь, 1914. С. 47-48.
  • [20] Нестеров М.В. «Продолжаю верить в торжество русских идеалов». Письма к А.В.Жиркевичу. Наше наследие, 1990, № 3. С. 20.
  • [21] Дурылин С. Нестеров в жизни и творчестве. М., 1976. С. 169-173.
  • [22] Повторяем, что судить мы можем о ранних работах Нестерова, произведения 1931-32 гг. для анализа нам пока недоступны.
  • [23] Тютюгина Н.В. Православная культура в живописи Н.К.Рериха. В сб.: Защитим Культуру. Материалы международной общественно-научной конференции, посвящённой 60-летию Пакта Рериха. 1995. М., МЦР, 1996.
  • [24] Кстати заметить, в советском искусствознании есть мнение, что данное изображение наиболее достоверно отображает реальный исторический облик святого.
  • [25] Нестеров М.В., 1985. С. 155.
  • [26] Глаголь С., 1914, С. 34. Воспр. см.: А.Михайлов. М.В.Нестеров. Жизнь и творчество. 1958. С. 123.
  • [27] Вспр. см.: А.Михайлов, 1958. С.173.
  • [28] Рерих, зная древние истоки этого символа, переносит его на Знамя Мира, призванного защищать культурное достояние всех наций и народностей нашей планеты.
  • [29] См.: Письма Елены Ивановны Рерих. В 3-х томах. 1929-1955. Новосибирск, 1992-1993, т. I. С. 319; т. II. С. 279; т. III. С. 149. Е.И.Рерих писала: «Конечно, Преподобный Сергий, «Богом данный Воевода Земли Русской», есть единая Великая Индивидуальность, столь близкая нам. Теперь Вы понимаете, почему появилась книга «Знамя Преподобного». Близко время, когда народ вспомнит, Кто был его настоящим духовным Воспитателем и Строителем его Государства и Кто его Заступник, Хранитель и Водитель». См. также: Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 1991.
  • [30] Цит. по кн.: Наше наследие, 1990, № 3. С. 22.
  • [31] Рерих Н.К. Листы дневника. 1995, т. 1. С. 213.
  • [32] Цит. по кн.: Держава Рериха. Составитель Л.В.Шапошникова. М., МЦР, 1993. С. 16.
  • [33] Рерих Н.К. Листы дневника. 1995, т. 1. С. 213.
 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru