Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Ясько Георгий Юрьевич

Свет неугасимый

Наука давно уже пришла к пониманию, что видимая Вселенная не может существовать и эволюционировать без постоянной энергетической подпитки и оперативного исправления ошибок и сбоев происходящих в ней процессов (которые неизбежны из-за сложности её строения) со стороны другой, на порядок более высокоорганизованной системы. (Теорема Маккалока-Литса.) Главным критерием уровня организованности системы является её устойчивость. Устойчивость системы увеличивается с уменьшением числа её элементов и достигает максимума при их сведении к минимуму. Доказано, что число этих элементов не может быть меньше трёх. Именно система из трёх элементов и обеспечивает эволюцию всей иерархической соподчинённости систем, или миров, образующих сложную структуру Космоса. Трёхмерный мир является подножием этой пирамиды миров, а венчает эту пирамиду триединство Логоса (Света). От этого триединства происходит, в частности, христианская доктрина Троицы. Это триединство Всевышнего Принципа Бытия символизирует знак, который Николай Рерих принял как эмблему Знамени Мира — три круга в одном круге, или «три в одном».

Таким образом, наш мир, в реальности которого мы убеждаемся с помощью наших пяти чувств, пронизан другими, Высшими Мирами, пропитан их энергетикой, он был создан этими мирами, их постоянное воздействие обеспечивает само его существование. Наш мир возник из Высших Миров подобно тому, как звуки музыки возникают из энергии музыканта и нот, которые, в свою очередь, появились как запись музыки сфер, звучащей в душе композитора. А что такое музыка сфер, как не отражение прекрасного ритма работы творческих сил Света?

Основной принцип Природы, позволяющий человеку её познавать, заключается в целесообразности её процессов, в «сообразности» этих процессов цели, к которой они стремятся. А целью эволюции Космоса является достижение совершенства Света, по образу и подобию которого он создан.

Наш трёхмерный мир создан по образу и подобию Высших Миров, а необходимость его заключается в том, что только здесь творчество эволюции достигает напряжения, при котором потенциал сознания, который несут волны эволюционирующей жизни, может кристаллизоваться в самосознание, в самосознающую себя жизнь, в человека. И в человеке жизнь может осознать целесообразность естественных процессов и сознательно устремиться к прекрасной цели. Таким образом, поиск прекрасного является наследственной эволюционной силой. Это естественный ответ человека на что-то совершенное, к чему стремится вся природа через свои великие эволюционные силы, заложенные в каждом из нас, в каждом проявлении природы. В слове «совершенство» заключён смысл этого понятия, он созвучен понятиям «свершение», «завершение», «окончание чего-либо», «достижение цели». А достижение цели начинается с её «осознания».

Но как же подступиться к осознанию немыслимого совершенства? Рерих пишет: «Не могу не вспомнить покойного друга моего поэта Блока и его глубокие слова о Несказуемом. Блок прекратил посещение религиозно-философского общества, ибо: «Там говорят о Несказуемом». Именно, есть предел слов, но нет границы чувств и вместимости сердца. Всюду прекрасное. Все путники добра, все искатели искренние приставали к этому берегу... Та же любовь сердца вспыхивает, когда мы читаем о молниях красоты во всех заветах.

Трогателен персидский апокриф о Христе: «Когда проходил Христос с учениками, по пути оказался труп собаки. Отшатнулись ученики от тления. Но Учитель и здесь нашёл красоту и указал на белизну зубов животного».

В час отхождения вспоминает Будда: «Как прекрасна Раджагриха и скала коршуна! Прекрасны долины и горы. Вейсали, какая это красота!»

Каждый Бодхисаттва среди прочих своих выявлений должен быть совершенен в художестве»,

«Будьте совершенны», — сказал Христос.

«Осознание красоты спасёт мир», — сказал Рерих.

«Истина в Красоте. Космос утверждает на этой формуле эволюцию. Космос направляет мир к овладению Красотою», — сказал Бодхисаттва Майтрейя.

«Сотри случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен», — писал Блок. Сквозь пелену жизненных бурь совершенство мира проявляется во всех видах красоты. Красота разлита во всём сущем, она следует за каждым движением Природы, у каждого этого движения — своя красота, и все эти грани красоты сливаются воедино. Красота соединяет Миры с Вершиной Бытия, и человек, идущий этим мостом, с каждым шагом преображается под влиянием неотразимого обаяния самой сути жизни.

«Будучи явлением эволюционным, связанным с материей и образованием её форм, с одной стороны, а также с духом и сознанием человека — с другой, красота представляет собой вселенскую гармонию, порядок, само мироздание. Красота — это то, что возникает в результате борьбы Космоса с Хаосом и победы первого над последним. Спасительная сущность красоты заключается в энергетическом результате, обуславливающем гармонию в мироздании и в самом человеке. Космос рождал красоту в творческих потрясениях жизни и смерти миров, планета творила её в гибельных конвульсиях и катастрофах, человек создавал её, кристаллизуя в ней тяготы и страдания своей жизни». Вот откуда у Достоевского: «Красота — это страшная, ужасная вещь... Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердце людей». Дьявол в христианской символике олицетворяет в некоторых своих аспектах Хаос, а Бог — Космос. Культ Красоты, присущий Достоевскому, есть результат их борьбы в сердце писателя и победы Бога. Перипетии этой борьбы складываются в ритм, объединяющий Космос, Планету и человека, и приобщают последнего к сотрудничеству с самим Космосом, делая его сотворцом этого великого процесса.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru