Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Карклиня И.Н.
Рыцарь духа
Тютюгина Н.В.
Рерих и Нестеров
Чирятьев Михаил Николаевич
Вице-президент Международной Лиги защиты Культуры,
председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР

Космос Культуры

Вместе с этим, мы можем видеть, что и такие мыслители, как П.А.Флоренский (Представления о Пневматосфере), А.В. Сухово-Кобылин (Учение «Всемира»), Н.А.Бердяев и особенно Е.И. и Н.К. Рерихи, приближались в своих исканиях к пониманию природы Культуры. Родственность их взглядов состоит в понимании того, что Культура животворит благодаря особой духовной энергии, исходящей преимущественно из сердца и несущей утонченные качества синтеза. Рассудок силен логикой анализа и в этом его вклад в построение механической цивилизации. Но цивилизации преходящи, временны. Культура же понятие вечное. Культура воспроизводится творчеством своих носителей благодаря внутренним, неисчезающим накоплениям духа. Цивилизация держится внешними, механическими способами и, поэтому, часто приходит к конфликту с качественно иными, более высокими способами развития Культуры, которой родственен эволюции живого сознательного организма и природы в целом. Огонь духа и созидательное мыслетворчество — основные источники культурообразующих сил человечества.

«Именно Культура, — писал Н.К.Рерих, — есть сознательное познавание, духовная утонченность и убедительность, между тем, как условные формы цивилизации вполне зависят даже от проходящей моды. Культура, возникнув и утвердившись, уже неистребима. Могут быть различные степени и методы ее выявления, но в существе своем она незыблема и, прежде всего, живет в сердце человеческом. Случайная фраза рассудка может удовлетворяться и механической цивилизацией, тогда как просветленное осознание может дышать лишь в Культуре. Казалось бы, уже давно сказано, что Культура есть то прибежище, где дух человеческий находит пути к религии и ко всему просветительному и прекрасному.» (Н.К.Рерих «Культура победительница» Листы дневника. МЦР. М. 1995. с. 81). Рериховская концепция Культуры исходит из того, что мысль - это энергия. Она представляет высшую (для человеческого царства) эволюционную форму дифференциации единоначальной или психической энергии. Научное изучение и овладение свойствами этой энергии откроет человеку новые эволюционные горизонты. Но это будет созидательным, только в том случае, если знание будет основано на высокой этике и добродетели.

«Каждая эпоха, — утверждает Е.И.Рерих, — имеет призыв, и сила мысли будет зовущим началом Нового Мира. Потому мы зовем вас к усвоению великого значения творческой мысли, и первою ступенью на этом пути будет открытие сознания, освобождение от всех предрассудков, всех предвзятых и навязанных понятий. Охватим взором всю ширь ночного неба, облетим мыслью все бесчисленные миры и тайники бесконечного пространства. Ведь мысль, в сущности своей, безгранична и лишь наше сознание ставит ей предел. Потому без промедления приступим к следующей ступени — расширению сознания.

Древнейшая мудрость Индии говорит: «мысль есть первоисточник мироздания». Великий Платон сказал: «мысли управляют миром». И современные нам ученые, как, например, профессор Комптон, высказав предположение о действенной разумной силе за каждым феноменом природы и о действии мысли на материю, заканчивает следующими значительными словами: «Возможно, что мысли человека являются самым важным фактором мира» (Е.И.Рерих «О мысли». В журнале «Детская литература». 1994. № 4. с. 78).

V. Одухотворенная Природа

Культура — вторая природа, имеющая свои уровни организации. Так же как обычная природа. Некоторые мыслители-космисты видели будущее состояние человечества в его преодолении уз плотного вещества этого мира, в выходе в иные пространства и измерения. К.Э.Циолковский говорил о «лучевой» форме жизни, а А.В.Сухово-Кобылин мечтал о «летающем» человечестве, «одухотворившемся до невесомой материи, т.е. эфира». Он представлял будущее человечество как «сверхчувственное, невидимое».

В культуре А.В.Сухово-Кобылин видел залог этого одухотворения: «Культурный человек противоположен естественному человеку, сыну природы, т.е. дикому человеку, и потребления этой дикости и есть социальный процесс или всемирная история человечества... Одухотворение природы есть сотворение человека, или лучше, сам человек и есть это исхождение природы в дух, ибо человек, как и Янус, имеет два лица, два фаса, одним он обращен к природе — это и есть его тело, а другим он обращен к духу и это есть его мышление, т.е. чистый бестелесный дух. Этот бестелесный человеческий дух и есть сам Разум, или разумный Бог. Боги будете, сказано в Писании» (А.В.Сухово-Кобылин «Философия духа или социология (учение «Всемира»)», цит. по кн. «Русский космизм», М. 1993. с. 63).

Определенный импульс для мышления в этом направлении был дан В.И.Вернадскому православным священником и выдающимся ученым, отцом Павлом Флоренским: «Со своей же стороны хочу высказать мысль, нуждающуюся в конкретном обосновании и представляющую, скорее, эвристическое начало. Это именно мысль о существовании в биосфере или, может быть, на биосфере того, что можно было бы назвать пневматосферой, т.е. о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа. Несводимость этого круговорота к общему круговороту жизни едва ли может подлежать сомнению. Но есть много данных, правда, еще недостаточно оформленных, намекающих на особую стойкость вещественных образований, проработанных духом, например, предметов искусства. Это заставляет подозревать существование и соответственной особой сферы вещества в космосе». (Письмо П.А.Флоренского к В.И.Вернадскому от 21 сентября 1929. «Новый мир». 1989. № 2).

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru