Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Лазарев В.Н.
Великий художник
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Чирятьев Михаил Николаевич
Вице-президент Международной Лиги защиты Культуры,
председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР

Космос Культуры

Ренессанс снова начинает заменять дуализм средневекового полифонического мышления на антропоцентричный «гомофонный», совмещающий зачатки научных исканий будущего XVII века и стремление к имитации искусством реального пространства, антропоцентрически постигаемого. Музыка обращается к чувственному плану, к природным образам, эмоционально укрепляя человека. При этом северное Возрождение через богатую символику продолжает проводить идею о связи миров и ответственности человека. Возрождение в отличие от античности,— эпоха, в которой, еще сильнее, чем в средневековье, звучит мысль о творческом призвании человека, который может улучшать природу. «Искусство, — пишет Николай Кузанский,— формирует все». Отмечая важность отражения мира, Леонардо, призывает художника учиться творческому искусству формирования образа в душе: «...Все, что существует во Вселенной, как сущность, как явление или как воображаемое, он имеет сначала в душе, а затем в руках...». Зримость внутреннего и внешнего для Леонардо как позднее для Гете, была основополагающей. Через реальные формы земной красоты, воплощенные дерзания мысли учил художник прозревать невидимое, всесвязующее, закономерное. «Живопись должна в одно мгновение вложить в восприятие зрителя все свое содержание».

Позже Н.К.Рерих, неоднократно обращаясь к мнению Леонардо, писал: «Леонардо заповедал: «Тот, кто презирает живопись, презирает философское и утонченное созерцание мира, ибо живопись есть законная дочь или, лучше сказать, внучка Природы. Все, что есть, родилось от Природы, и родило, в свою очередь, науку и живопись. Вот почему говорю я, что живопись — внучка Природы и родственница Бога. Кто хулит живопись, тот хулит Природу. Живописец должен быть всеобъемлющ. О, художник, твое разнообразие да будет столь же бесконечно, как явления Природы! Продолжая то, что начал Бог, стремись умножить не дела рук человеческих, но вечные создания Бога. Никому никогда не подражай. Пусть будет каждое твое произведение как бы новым явлением Природы» (Н.К.Рерих» Панацея», в кн. «Химават». Самара, 1995. с. 221-222).

Не случайно именно Рерих дает, наверное, самое высокое в истории, толкование понятия Культуры — почитание света, исходящее из санскритского корня «ур» — свет, огонь. Различая культуру, цивилизацию и образование, Н.К.Рерих пишет: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентом, затем следует утонченность и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры». Комментируя это высказывание Н.К.Рериха, Е.И.Рерих отмечает: «Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может назваться носителем культуры. Культура есть синтез, культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь. Но кто осознал основы Бытия?» (Е.И.Рерих. Письмо от 29.05.1931). Сам Н.К.Рерих, несомненно, обладал редкими качествами утонченности и сознанием духовного синтеза. Грандиозные накопления Духа, широта сознания и высокая культурность позволили всем Рерихам выявить понимание глубокого единства сущностного знания о Природе, Космосе и Человеке, передаваемого поколениями из глубины времен в разных формах искусства, науки, религии. Именно Николай Константинович Рерих был призван поднять над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры. А Елена Ивановна Рерих открыла миру сокровищницу эволюционных космических знаний — Учение Живой Этики. Прозревая грядущее, Е.И.Рерих писала: «События помогут движению Культуры развиваться, как последнему прибежищу! Пусть никто не считает это движение не новым, оно будет порогом Нового Мира. Конечно, преддверие Новой Эпохи, несущей Переустройство Мира и сопровождающееся необычайными Открытиями и открытиями науки, не может быть легким, но прекрасно закладывать основы блестящего Будущего. Сознание спасительного маяка Иерархии Света среди океана безумия так необходимо, так неотложно! Знамя Мира должно напомнить о грозном времени.

Наступающая Эпоха приоткроет и завесу над Миром Надземным. Многое станет очевидным и доступным земным чувствованиям. Именно это радует меня. Границы между духовным и материальным, между земным и надземным начнут постепенно стираться, и люди еще при земной жизни будут сознательно готовить в себе продолжение в Мире Надземном. И сама земная жизнь не будет бессмысленным обрывком, но явится сознательным творчеством, выполнением и продолжением принятого на себя задания в обоих мирах. Можно представить себе, как облагородится и ускорится эволюция! А пока что человечество занято самоистреблением! Итак, будем утверждать Культуру и Знамя ее — Знамя Мира. Культура в основе своей есть Эволюция, отрицая культуру, заменяя ее Технократией, мы отвергаем эволюцию и нарушаем Космический закон! (Письма Е.И.Рерих, Т. 3., 27.09.46.).

Таким образом, по своей природе, культура — это эволюционно-обусловленное космическое явление. Культура космична, так как она содержит исконную сущностную целостность бытия и творческий потенциал космического многообразия в величественной красоте Единства.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru