Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Чирятьев Михаил Николаевич
Вице-президент Международной Лиги защиты Культуры,
председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР

Космос Культуры

Вивекананда постоянно стремился показать согласие между положениями Веданты и современными научными знаниями. «...Когда ученый находит во всех феноменах проявление одной и той же силы, не напоминает ли он нам о Боге, о котором говорят Упанишады: «Как единый огонь проникает Вселенную и проявляется в различных формах, так и эта единая Душа проявляется во всех душах. И, однако, она сверх того есть нечто бесконечно больше...» Наука и религия — две параллельные попытки, которые, по мнению Вивекананды, могут помочь людям выйти из рабства. Отличаются они только областью своего применения. Религия говорит об истинах мира метафизического, тогда как химия и естественные науки говорят об истинах мира физического. Ценя многогранность личности и значимость религиозного подвижничества Вивекананды, Рерих цитирует его: «Великий Свами Вивекананда говорил так: «Разве вы не видите, что кроме всего прочего я — поэт? Кто не способен чувствовать красоту и величие искусства, того не назовешь истинно религиозным человеком... Неуважение к искусству — сродни сорнякам невежества». (Н.К.Рерих «Панацея»).

Нет также и противоречий между гимном Духу Свами Вивекананды и обожествленной Природой Джордано Бруно. Ибо великий стимул творчества материи природы сокрыт в стремлении вспомнить свое духовное начало: «Я — Дух. Дух, который не может разрезать нож, который не может раздавить камень. Дух, который не горит в огне и не тонет в воде.

Нерожденный и несозданный, безначальный, бесконечный, бессмертный, благословенный и всесущий. И все беды приходят к нам потому, что мы считаем себя горстью праха. Я сам отождествляю себя с материей и пожинаю все последствия. Практическая религия — это отождествление себя с Духом. Нужно, наконец, остановиться в этом чудовищном преклонении перед телом. Нужно понять, наконец, задачу человеческой жизни!» (Свами Вивекананда «Практика религии» СПб. 1993. с. 40)

VII. Красота синтеза

Многие выдающиеся ученые так тянулись к искусству, и наоборот, художники, музыканты, поэты, вносили вклад в науку. К этим синтетическим натурам можно отнести Пифагора, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Ломоносова, Гете, Эйнштейна, на Востоке — Авиценну, Джами, аль-Фараби, Бируни, Чараку, Се-Линья Юня, Ганди, Тагора и др. Такие русские, как Ковалевская, Бородин, Чижевский, Рерих — гармонично совмещали владение искусствами и приверженность науке.

Лучшие из людей умели органично сочетать в своем творчестве социальное и природное начало, синтез этих начал в индивиде равносилен синтезу природно-космического и естественно-исторического начал в обществе. Универсальной мерой совмещения этих начал является культура. Культура вводит человека в целостные отношения с миром, помогая постоянной борьбе за восстановление в себе и вокруг целостности универсума. С помощью культуры человек, живущий в потоке истории, не растворяется в нем без остатка, но сохраняет тождественность себе, соотнося свое индивидуальное «я» со всеобщим «Я» культуры человечества, совершенствовавшего себя в соответствии с принципами и идеалами добра и красоты. Культура — это способ организации жизненного пространства, это «жизненная сила», «необходимая матрица» жизни общества и индивида, незаменимая в решении многих сложных проблем. Для гармоничного развития общества наука и техника должны быть вплетены в ткань культуры, но не наоборот.

Высокое искусство одушевляет культуру, роднит ее проявления с красотой и гармонией Космоса, насыщает благородными ритмами.

Через культуру творчество продолжает жизнь своего творца. В Древней Индии и Китае в среде художников, музыкантов, поэтов творческий процесс связывался с трансформацией изначальной энергии, эфира, в организованные сознанием формы. Творчество выступало как бы дополняющим процессом восприятию, где образы не являлись только отражением объектов, а были созданы или преобразованы талантом художника и воплощались в произведения искусства.

Разные культурные эпохи отражали различные картины мира. Последовательность эволюции этих видений мира и человека в нем имеет в истории определенную закономерность. Как эмбрион в своем развитии проходит морфогенез, отражающий становление эволюционно более низких организмов, так, наверное, и наше сознание закаляется прорастающим в нем гранями былых культур. Разнообразные пути роста кристалла сознания, различаются культурные ветви его становлений, но ствол и корни едины, в космос уходит пышная крона культурных достижений человечества и единство законов роста роднит это древо с беспредельностью. От ясности античного искусства с «нормой», «мерой», и целью мировосприятия, с идеей о необходимости гармоничности человеческой жизни, с чувственно-образным, чаще статичным пространством, в котором преобладали зрительные и осязательные составляющие, через дополняющее эллинов (напрашивается аналогия с принципом дополнительности) динамичным звучанием, напевностью и символичностью «непосредственного знания» ветхозаветного мышления Ближнего Востока, приходим к культуре раннехристианской с синтезом света в Византийской иконе и мозаике. С выходом к миру «умопостигаемому» за пределы чувственного, когда творческая фантазия выступает, как «более мудрый художник, чем мимесис (подражание)».

 
Версия для печати

Актуальные конференции на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru