С развитием Ноосферы человек впервые становится "крупнейшей геологической силой, он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше"[14]. То есть, самоорганизация природы доходит до уровня, когда ее разумная часть — человечество начинает влиять на природные процессы, стремится управлять ими, использовать в своих интересах. Когда это влияние принимает планетарный размах и человек вооружается придуманными им механическими, электрическими и атомными средствами покорения природы, побуждаемый эгоистическими намерениями, не подозревает о смысле и направленности общей эволюции, это приводит к постепенному самоубийству. Но это не значит, что саморазвитие природы лишено целесообразности. Выход в бессмертие возможен через сознательный труд во имя общего блага. "Природа в нас, — писал Н.Ф.Федоров, — начинает не только сознавать себя, но и управлять собою". "В регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим". "Должна быть умерщвлена, наконец, и смерть сама — самое крайнее выражение вражды, невежества и слепоты, т.е. неродственности". "Все должны быть познающими и все — предметом знания"[15].
8. Итак, выход в осознанном возвращении к единству, к исконному родству и, более того, к братству. "Впервые идея единства всего человечества, людей как братьев, вышла за пределы отдельных личностей, к ней подходивших в своих интуициях или вдохновениях, стала двигателем жизни и быта народных масс и задачей государственных образований"[16]. Одновременно с этим возникает вопрос об ответственности человека перед природой, сообществом, перед его личным эволюционным призванием. Без этической оценки научного познания мира этот вопрос не разрешить. И если прав В.И.Вернадский, утверждая, что "научно понять — значит установить явление в рамки научной реальности — космоса" , то прав и Н.А.Бердяев, наделяя космос свойствами живого, этически организованного и разумного существа, с жизнью которого неразрывно связана жизнь каждого человека: "Степень ответственности за то состояние, в котором находится омертвелая природа, зависит от степени свободы и иерархического места в космосе. Всего более ответственен человек и всего менее камни. Царь ответственнее, чем последний из его подданных... Освобождение и творческий подъем всечеловека есть освобождение и творческий подъем космоса. Судьба микрокосмоса и макрокосмоса нераздельна, вместе они падают и поднимаются... Человек не может просто уйти от космоса, он может лишь изменить и преобразить его. Космос разделяет судьбу человека и потому человек разделяет судьбу космоса. И только человек, занявший место в космосе, уготованное ему Творцом, в силах преобразить космос в новое небо и новую Землю... "[17].
Идеи единства родственны всем космистам. Закон Иерархии обоснован на естественнонаучном уровне обобщения В.И.Вернадским. Вспомним в учении о Биосфере наличие уровней взаимосвязей живого и косного вещества, где живое вещество, включившее в свой кругооборот косное вещество Биосферы, ускоряет его эволюцию посредством биогеохимической энергии. Да и развитие самой биогеохимической энергии в высшую форму "энергии человеческой культуры", создающей ноосферу[18], говорит о том же великом Законе. Таким образом социально-культурные формы организации живого вещества, развивая ноосферу, ускоряют эволюцию живого вещества биосферы в значительной мере через действие научной мысли как планетного явления. Биогеохимическая энергия поддерживает эту иерархическую целостность эволюционных слоев материи. Родственным биогеохимической энергии понятием у Рериха выступает психическая энергия. Обобщив изученные за много веков свойства психической единоначальной энергии, Рерихи открыли новые горизонты для научных исследований этой единоначальной энергии, являющейся основой жизненных процессов.
В начале века физика начала интересоваться единой теорией поля и искать обобщающие законы взаимосвязи вещества и энергии через открытия теории относительности и квантовой механики. Вернадский делает первую грандиозную попытку ввести понятие всесвязующей энергии в макромир. Ведь вся Биосфера "покрыта трансформаторами" живого вещества, преобразующими энергию одного вида в другой. Как они взаимосвязаны, какие силы их объединяют, каков смысл этой грандиозной симфонии жизни, какой стимул, магнит толкает волну множества жизней на новые проявления; и поскольку жизнь это космическое явление, то и источник, двигатель, сердце земной жизни, наверное, нужно искать в космосе — эти вопросы мучили ученого. С ними он обращался к мыслителям прошлого, к истории религии. Известный буддолог, Ф.И.Щербатской, друг В.И.Вернадского, так отвечал ему в одном из писем: "То, что Вам нужно, т(о) е(стъ) "биохимическая энергия", вероятно, соответствовала бы индийскому понятию о карме; это всеобщая пружина бытия, бергсовский "alone vital"[19].









