Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Чирятьев М.Н.
Председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР,
Вице-президент Международной Лиги Защиты Культуры

Вклад Рерихов в мировоззрение русского космизма

Стремление к совершенному всеединству подразумевает соизмеримость материальной вещественной организации со способностью преобразующих сил к вмещению и растворению в единой идее. Но именно в этом и состоит камень преткновения для реальных эволюционных процессов, претерпеваемых сознательной материей, достигшей интеллектуального уровня волеизъявления. И, если рост сознания отстает от развития масштабов проявления сил, направленных на изменение внешней природы, то преобразования угрожают стать разрушительными, а не созидательными.

6. В XX веке это глобальное противоречие приняло планетарные размеры. В первую очередь болезненные явления начали сказываться на жизнедеятельности целостных систем. Отметим кратко две из них: микрокосм и его среда обитания, природно-планетарный дом. А именно: 1) Организм человека (включая всю полноту психо-физиологических функций). Резко увеличилось число нервных, сердечно-сосудистых, эндокринных и других системных заболеваний. Причем разлад более тонкоорганизованных систем все чаще стал являться причиной патологий более грубых, вещественных систем (таких, как мышечная, костная и т.п.); 2) Биосфера и Ноосфера. Угрожающие масштабы экологического кризиса превратили его в одну из глобальных проблем выживания человечества.

Бездумная прагматичная эксплуатация природы нарушила эволюционное равновесие ее стихийных сил. Возросло число ураганов, землетрясений, наводнений. Человек загрязнил информационно-энергетическое пространство. Средства массовой информации стали разносчиками психических наркотиков и ядов, провоцируя социальные эпидемии.

"Цивилизация вытеснила понятия культуры, и многие не понимают, что можно быть цивилизованным дикарем. Упускается из виду, что наслоения культуры накапливаются веками, но цивилизация может быть создана в одно десятилетие"[11]. Культура, являясь эволюционным очистителем, охранителем и восстановителем внутренних и внешних жизненных пространств, сама постоянно подвергается разрушениям. Культура служит проводником для проявления духовного, божественного начала в наш земной мир.

Е.И.Рерих отмечает: "Именно, обособление Бога от Проявленной Природы и порождает все ошибки, все страшные противоречия. Так мало, кто задумывается серьезно над понятием Вездесущности Бога, и что, следовательно, сам человек есть прежде всего носитель этого Бога. Почему думать также, что "человек не может утратить уже раз развитые качества"? Ведь в Космосе заключается как инволюция, так и эволюция. И если в Космосе нечто проявленное может снова разложиться в хаос, то и в человеке, этом микрокосме, вместо эволюции может произойти инволюция, или разложение, когда лучшие чувства в нем, допустив комбинацию с низшими проявлениями самости, начнут претворяться в саморазрушительные энергии"[12].

7. За миллионы лет своей эволюции Биосфера выявила достаточное количество творцов, мыслителей, религиозных подвижников, способных охватить сознанием путь планетарного развития и создать условия для качественного скачка. Современные знания на новом уровне подтверждают многие открытия древних культур. Наука стала постепенно постигать глубинные космические истоки жизни. Но цепной реакции, преображающей сознание человеческого сообщества, не происходит. Интеллектуальная сила Знания не достаточно одухотворена и направляема сердечной мощью этической Добродетели. Без такого эволюционно необходимого соотношения высшего и низшего не возможны принципиальные качественные сдвиги.

Вехой чрезвычайной важности в постижении законов космической эволюции стал феномен русского космизма.

Характерная животворная особенность этого явления заключается в том, что мышление русских космистов органично вместило и целесообразно трансформировало исторический и культурный опыт всего человечества. Индия, Египет, Греция, Италия, Китай, Америка, Россия дали своих ярких посланников в будущее. И свойства русской души оказались готовыми для восприятия мыслей и творчества Гермеса, Платона, Пифагора, Конфуция, Бруно, Шекспира, Данте, Ломоносова, Гете, Вивекананды, Ауробиндо Гхоша, Тагора, Эмерсона, Вагнера, Скрябина, многих религиозных подвижников Христианства, Буддизма, Ислама...

Научно-философский космизм XIX-XX вв. с готовностью принял эстафету у натурфилософии, религии и всей мировой культуры, благодаря осознанному литераторами, художниками, музыкантами широкому синтезу русской культуры, созревавшему в многовековых испытаниях народа.

Характерно вспомнить идеал Ф.М.Достоевского, вдохновенно выраженный в его речи на открытии памятника А.С.Пушкину: "Что такое сила духа русской народности, как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и всечеловечности?.. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть и значит только... стать братом всех людей, всечеловеком..."

Существенной стороной русского космизма, вместе с пониманием своих религиозно-философских истоков, является и его этическая направленность. Так, например, ученик В.И.Вернадского Б.Л.Личков пишет: "Но приходится в то же время сказать, что творцы религиозных систем были как мыслители-моралисты большими мудрецами и формулировали целый ряд моральных истин вроде той, которую сформулировал Кант в "Критике <чистого> разума". Сюда относятся моральные откровения Моисея, Будды, Конфуция. Они много разъяснили в отношении тех моральных устоев, на которые только и может опираться индивидуальная мораль людей, которая должна существовать как основа морали и быть предпосылкой социальных идей в ноосфере <...>. Называя Моисея и особенно Христа с их заповедями, мы выдвигаем их здесь не как религиозных деятелей того или иного направления, а как мыслителей-моралистов, которые создали как бы первое пришествие ноосферы с основными ее принципами. В качестве таких же примеров мы могли бы взять Будду или Конфуция, и говорили бы о том же — о всеобщем равенстве, воплощенном пока не в действительности, а в правилах заповедей. Они — преддверие, грядущий вклад ноосферы с ее могуществом и силами. Их правила, это, можно сказать, преддверие грядущей за ними ноосферы. Это, можно сказать, первые моральные правила, говорящие о периоде ноосферы."[13].

  • [1] Агбунов. М.В. Путешествие в загадочную Скифию. – М.: Наука, 1989. – 9 с.
  • [2] Приведенный взгляд обоснован Санкт-Петербургским историком Д.А.Мачинским, создателем новой науки — геософии.
  • [3] Подробный анализ гипотез происхождения скифского звериного стиля проделан в ряде работ М.И.Ростовцева ("Скифия и Боспор" – 1925, "Iranians and Greeks in South Russia" – 1922, "The Animal Stile on South Russia and China" – Oxford , 1929). Также см. С.И. и Н.М.Руденко. Искусство скифов Алтая. ГМИИ, 1949. И известное исследование Ю.Н.Рериха "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета" – Прага, 1930 (На англ. яз.).
  • [4] Вернадский В.И. Политические полюсы: Запад и Восток. Цит. по кн.: Росов В.А. В.И. Вернадский и русские востоковеды. СПб.: 1993. – 31 с.
  • [5] Там же. – 31-32 с.
  • [6] Мир Огненный. Ч. 3, п. 79.
  • [7] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 54 с.
  • [8] Беспредельность. Т. 2, п. 848.
  • [9] Соловьев В.С. Смысл любви. Собр.соч. в 10 томах. – СПб.: 1911-1914. Т.7.
  • [10] Соловьев В.С. Там же.
  • [11] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. – Новосибирск: 1992. Т. 2. – 26 с. (письмо от 05.09.35).
  • [12] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. – Новосибирск: 1992. Т. 1. – 438 с. (письмо от 20.04.35).
  • [13] Личков Б.Л. ААН. Ф.1039, оп. 1, д. 21, л. 41, 42, 44.
  • [14] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Цит. по кн.: Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 509 с.
  • [15] Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Цит. по кн.: Русский Космизм. – М.: 1993. – 8 с.
  • [16] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 43 с.
  • [17] Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека (Микрокосм и макрокосм). Цит. по кн. Русский Космизм. – М.: 1993. – 172 с.
  • [18] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 132 с.
  • [19] Письмо Ф.И. Щербатского В.И. Вернадскому (Тверь), 30 июля 1931 г . ААН. Ф. 518, оп. 3, д. 1896, лл. 8-9. Автограф.
  • [20] Беспредельность. Т. 1, п. 23.
  • [21] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. – Новосибирск: 1992. Т. 2. – 58 с. (письмо от 17.10.35).
  • [22] К.Э.Циолковский. Воля Вселенной. – Калуга: 1928. – 15 с.
  • [23] Рерих Е.И. Письма 1932-1955. – Новосибирск: 1993. – 504 с. (письмо от 27.09.46).
  • [24] Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М.: Наука, 1981. – 231-233 с.
  • [25] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Цит. по кн.: Русский космизм. – М.: 1993. – 309 с.
  • [26] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. Т. 1. – 16 с. (Письмо от 01.03.1929).
  • [27] Рерих Е.И. О мысли // Детская литература. 1994. № 4, – 78 с.
  • [28] Рерих Н.К. Дар небесный. 14 апреля 1935 г., Цаган Куре. Цит. по кн.: Листы дневника. – М.: МЦР, 1995. – 343 с.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru