10. Сопоставляя эволюционные концепции Вернадского и Рерихов, важно отметить их различия в понимании роли мысли.
Вернадский разъяснял: "Созданная в течение всего геологического времени, установившаяся в своих равновесиях биосфера начинает все сильнее и глубже меняться под влиянием научной мысли человечества. Вновь создавшийся геологический фактор — научная мысль — меняет явления жизни, геологические процессы, энергетику планеты... Прежде всего это видно в том, что ходу научной мысли свойственна определенная скорость движения, что она закономерно меняется во времени, причем наблюдается смена периодов ее замирания и периодов ее усиления... Этот бурный поток нового, ускорение хода научных достижений, когда в немногие десятилетия достигается то, что обычно создается в столетия или в тысячелетия, очевидно, является проявлением какой-то силы, связанной с духовной творческой энергией человека... Научная мысль сама по себе не существует, она создается человеческой живой личностью, есть ее проявление. В мире реально существуют только личности, создающие и высказывающие научную мысль, проявляющие научное творчество — духовную энергию"[24]. Аналогией этого ускоряющегося процесса может быть, по мнению Вернадского, взрыв. Т.е. все, казалось бы, говорит о энергетических процессах. Но Вернадский пишет: "Здесь перед нами встает загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен. Его поставил впервые американский ученый, родившийся во Львове, математик и биофизик Альфред Лотка. Но решить его он не мог. Как правильно сказал некогда Гете (1749-1832), не только великий поэт, но и великий ученый, в науке мы можем знать только как произошло что-нибудь, но не почему и для чего"[25].
Для Рерихов, в отличии от сомнений В.И.Вернадского, мысль — высшая творческая сила, данная эволюцией человеку. Мысль для них бесспорно — энергия. Но она является одной из дифференциаций единоначальной энергии или "энергии психической", к научному исследованию которой человечество подошло вплотную только в XX веке и через правильное освоение которой можно разрешить основные проблемы современности. Е.И.Рерих пишет: "Беда в том, что разум человека разобщился со своим источником, Разумом Космоса. Будучи частью Космоса, человек не видит своей солидарности, своего единства с Космосом. И наблюдения над явлениями природы не рождают в нем аналогий. Между тем, лишь в этих наблюдениях и сопоставлениях с человеческою сущностью нужно искать ключи ко всем Тайнам Бытия, а следовательно, и разрешение многим проблемам жизни. Люди, как попугаи, повторяют излюбленную древнюю формулу "макрокосм есть микрокосм"! Сколько говорится, сколько повторяется без внимания к смыслу сказанного! Навязанные догмы, законы человеческие, стандарт жизни отучили человечество от процесса мышления и сделали из него, за редкими исключениями, автомата, повторяющего заученные, принятые формулы. Когда же явится возможность раскрепостить человеческую мысль? Все твердят о различных свободах, но самые противоположные лагери боятся одного и того же зверя — свободы мысли!"[26]. Рерихи призывали к пониманию того, чем является мысль и внимательно следили за исследованиями по передаче мысли и ее воздействиям, ибо понимали эпохальную значимость открытия свойств этой силы. "Каждая эпоха имеет свой призыв, и сила мысли будет зовущим началом Нового Мира. Потому мы зовем вас к усвоению великого значения творческой мысли, и первой ступенью на этом пути будет открытие сознания, освобождение от всех предрассудков, всех предвзятых и навязанных понятий. Охватим взором всю ширь ночного неба, облетим мыслью все бесчисленные миры и тайники бесконечного Пространства. Ведь мысль, в сущности своей, безгранична и лишь наше сознание ставит ей предел. Потому без промедления приступим к следующей ступени — расширению сознания. Древнейшая мудрость Индии говорит: "мысли управляют миром". И современные нам ученые, как, например, профессор Комптон, высказав предположение о действенной разумной силе за каждым феноменом природы и о действии мысли на материю, заканчивает следующими значительными словами: "Возможно, что мысли человека являются самым важным фактором мира"[27].
11. Красота была для Рериха высшим спасительным даром, но для спасения необходимо развить божественные способности восприятия Красоты и умение творить Прекрасное. Проникновение в мир надземный, постижение его законов требуют знаний, опыта и усилий. Накануне подписания Пакта Рериха в Вашингтоне он, находясь в далекой Азии, писал: "Культура Небесных даров в земных условиях представляет собой трудную науку. Именно трудную, ибо это познание рождается в трудах. Именно науку, ибо многие опыты, многие испытания должны произойти, прежде чем цветок Небесного дара расцветет без повреждений во всем своем сужденном великолепии"[28].
Сотрудничество с Иерархией Света позволило всей семье Рерихов получать цветы Небесных даров и делиться ими с человечеством.









