Везде огонь божественный горит..."
В записях Е.И.Рерих встречаем слова одного из Великих Учителей: "Материя будет побеждена материей, вспомнившей о духовном происхождении", и далее отмечено, "но для этого нужно материальные условия претворить в духовные".
К постижению основных эволюционных процессов можно приближаться, познавая закономерности взаимоотношений духа и материи. В человеческой истории также прослеживаются периоды одухотворения материи, расцвет всех ее возможностей и, как бы частичное отхождение духа от материи, ее покинутость высшим животворным началом. Причем проявляется это в сознании людей, что находит отражение в истории и наиболее ярко в культуре, побуждая творцов искусства, науки и философов к новым свершениям, утверждающим воплощенную красоту бытия или, наоборот, характеризуется манифестацией распада, разложением и хаосом.
1. В XX веке России суждено было стать ареной наиболее существенных событий истории человечества, свидетельствующих о поворотном моменте в духовном преображении жизни. Причины стремительного сближения мира духовного и мира материального стали постепенно приоткрываться тем искателям, чья мысль устремлялась в космические просторы внешнего и внутреннего миров. Сознание человечества стало живым посредником и участником этих эпохальных природно-космических событий. Отражением начавшихся эволюционных сдвигов явилось проявление новой волны космизации знаний.
Ярким примером качественно-нового взлета интереса людей к постижению смысла и истока жизни можно по праву считать явление русского космизма. Родственное движение мысли было отмечено уже в XIX веке в русской литературе, а на смене веков в музыке и живописи, а в XX веке было выражено отдельными представителями социальной философии евразийства и широко воспринято наукой. Национальная русская стихийность, о которой говорили русские евразийцы П.Н.Савицкий, Г.В.Вернадский, Н.С.Трубецкой, нуждалась и нуждается в кристаллизации. Кристаллизация этого океана русской души, бушующего между "окраинно-приморскими" материками Европы, Скандинавии, Индостана, Ирана и Китая, утверждалась на скрещениях устремленных из этих регионов культурных потоков, проходивших через Новгород, Старую Ладогу, Киев, Киммерию (древний Пантикопей) и многократно наполнявших просторы Срединной Азии. И происходило это благодаря созвучности духа наших народов, возникшей за много веков до становления русского этноса, взлетам мысли Египта и древней Эллады, ведическим, буддийским и зороастрийским учениям, а позднее — христианским откровениям, последний величественный аккорд которых принес миру шедевры итальянского и северного Возрождения.
2. Материнскую природно-географическую основу будущей России, на которой потом началось объединение различных племен, греки в 7 веке до н.э. называли Скифией. Но уже в 8 веке до н.э., в то время, когда в Греции начали проводиться Олимпийские игры, складывалось огромное единство нашей будущей территории.
Пространство Скифии правомерно расширить за пределы, описанные Геродотом, до Алтая (Южная граница, по Геродоту, проходила по берегу Черного моря и заканчивалась у Керченского пролива в древнем Боспоре Киммерийском и от этого юго-восточного угла "скифского четырехугольника" начинались восточные пределы вдоль берега Азовского моря и Дона[1]). Такое растяжение скифских пределов, конечно, правомерно не в чисто этническом смысле, а в смысле принадлежности к стадиально общей культуре. Есть основания предполагать, что именно в центральном районе Алтая, где в 6-8 веке базировался Тюркский Каганат, начались процессы формирования будущей общности Русского суперэтноса.
Скифское ядро, позднее, ко 2 веку н.э. расширилось на юг до Памира, Тянь-Шаня, вплоть до естественных границ пустынь Средней Азии и до Тибета с Гималаями, а на Дальнем Востоке до Великой китайской стены, — человеческого сооружения, сопоставимого с природными объектами геологических масштабов. На этом пространстве складывалось психологическое, языковое, энергетическое единство, запечатлевшее в своей культуре общую историческую память разных народов. Таким образом формировалась евразийская общность, условно сопоставимая по психокультурной реалии с двуполушарным типом сознания, с присущей этому типу функциональной ассимметрией доминант мышления. Такой модели свойственна, с одной стороны, образно-ассоциативная особенность целостного мировосприятия Азии, склонного к органичному сращиванию в сознании и культуре исконных психо-физиологических и природно-космических начал самого человека и, с другой стороны, дискретная, аналитическая, конструктивно-прагматическая функция человеческого интеллекта, которая способствует построению механической цивилизации, но провоцирует напряжения между общей системой и ее частями, особенно когда это выходит на социально-исторический масштаб взаимоотношений многих народов на общем обширном пространстве. Первой фазой становления российского суперэтноса явилось монгольское продвижение со стороны заалтайских степей с Востока на Запад. Распад монгольской экспансии на этом этапе освоения пространства привел к ускорению возникновения древнерусских княжеств. Переломным моментом этого процесса явился духовный импульс, данный Святым Преподобным Сергием Радонежским, к объединению княжеств на основе роста русского самосознания, цементировавшего и оформлявшего культурную общность народов России. Второй фазой объединения, начавшейся с 15-го века и ускорявшейся с конца 16-го и в 17 веке, стало продвижение с Запада на Восток, причем преимущественно не по степной, а по лесной зоне. Казалось бы парадоксально, что малонаселенная и слабо экономически развитая Московская Русь стала осваивать Сахалин и Дальний Восток, в отличии от многочисленного соседа — Китая или Японии. Но эволюционные события имеют свою, часто неочевидную, логику.









