Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Шапошникова Л.В.
Тернистый путь красоты
Старовойтова О.
Она стоит подобно судьбе
Ясько Г.Ю.
Явление России
Чирятьев М.Н.
Председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР,
Вице-президент Международной Лиги Защиты Культуры

Вклад Рерихов в мировоззрение русского космизма

"И под личиной вещества бесстрастной
Везде огонь божественный горит..."
Вл. С. Соловьев

В записях Е.И.Рерих встречаем слова одного из Великих Учителей: "Материя будет побеждена материей, вспомнившей о духовном происхождении", и далее отмечено, "но для этого нужно материальные условия претворить в духовные".

К постижению основных эволюционных процессов можно приближаться, познавая закономерности взаимоотношений духа и материи. В человеческой истории также прослеживаются периоды одухотворения материи, расцвет всех ее возможностей и, как бы частичное отхождение духа от материи, ее покинутость высшим животворным началом. Причем проявляется это в сознании людей, что находит отражение в истории и наиболее ярко в культуре, побуждая творцов искусства, науки и философов к новым свершениям, утверждающим воплощенную красоту бытия или, наоборот, характеризуется манифестацией распада, разложением и хаосом.

1. В XX веке России суждено было стать ареной наиболее существенных событий истории человечества, свидетельствующих о поворотном моменте в духовном преображении жизни. Причины стремительного сближения мира духовного и мира материального стали постепенно приоткрываться тем искателям, чья мысль устремлялась в космические просторы внешнего и внутреннего миров. Сознание человечества стало живым посредником и участником этих эпохальных природно-космических событий. Отражением начавшихся эволюционных сдвигов явилось проявление новой волны космизации знаний.

Ярким примером качественно-нового взлета интереса людей к постижению смысла и истока жизни можно по праву считать явление русского космизма. Родственное движение мысли было отмечено уже в XIX веке в русской литературе, а на смене веков в музыке и живописи, а в XX веке было выражено отдельными представителями социальной философии евразийства и широко воспринято наукой. Национальная русская стихийность, о которой говорили русские евразийцы П.Н.Савицкий, Г.В.Вернадский, Н.С.Трубецкой, нуждалась и нуждается в кристаллизации. Кристаллизация этого океана русской души, бушующего между "окраинно-приморскими" материками Европы, Скандинавии, Индостана, Ирана и Китая, утверждалась на скрещениях устремленных из этих регионов культурных потоков, проходивших через Новгород, Старую Ладогу, Киев, Киммерию (древний Пантикопей) и многократно наполнявших просторы Срединной Азии. И происходило это благодаря созвучности духа наших народов, возникшей за много веков до становления русского этноса, взлетам мысли Египта и древней Эллады, ведическим, буддийским и зороастрийским учениям, а позднее — христианским откровениям, последний величественный аккорд которых принес миру шедевры итальянского и северного Возрождения.

2. Материнскую природно-географическую основу будущей России, на которой потом началось объединение различных племен, греки в 7 веке до н.э. называли Скифией. Но уже в 8 веке до н.э., в то время, когда в Греции начали проводиться Олимпийские игры, складывалось огромное единство нашей будущей территории.

Пространство Скифии правомерно расширить за пределы, описанные Геродотом, до Алтая (Южная граница, по Геродоту, проходила по берегу Черного моря и заканчивалась у Керченского пролива в древнем Боспоре Киммерийском и от этого юго-восточного угла "скифского четырехугольника" начинались восточные пределы вдоль берега Азовского моря и Дона[1]). Такое растяжение скифских пределов, конечно, правомерно не в чисто этническом смысле, а в смысле принадлежности к стадиально общей культуре. Есть основания предполагать, что именно в центральном районе Алтая, где в 6-8 веке базировался Тюркский Каганат, начались процессы формирования будущей общности Русского суперэтноса.

Скифское ядро, позднее, ко 2 веку н.э. расширилось на юг до Памира, Тянь-Шаня, вплоть до естественных границ пустынь Средней Азии и до Тибета с Гималаями, а на Дальнем Востоке до Великой китайской стены, — человеческого сооружения, сопоставимого с природными объектами геологических масштабов. На этом пространстве складывалось психологическое, языковое, энергетическое единство, запечатлевшее в своей культуре общую историческую память разных народов. Таким образом формировалась евразийская общность, условно сопоставимая по психокультурной реалии с двуполушарным типом сознания, с присущей этому типу функциональной ассимметрией доминант мышления. Такой модели свойственна, с одной стороны, образно-ассоциативная особенность целостного миро­восприятия Азии, склонного к органичному сращиванию в сознании и культуре исконных психо-физиологических и природно-космических начал самого человека и, с другой стороны, дискретная, аналитическая, конструктивно-прагматическая функция человеческого интеллекта, которая способствует построению механической цивилизации, но провоцирует напряжения между общей системой и ее частями, особенно когда это выходит на социально-исторический масштаб взаимоотношений многих народов на общем обширном пространстве. Первой фазой становления российского суперэтноса явилось монгольское продвижение со стороны заалтайских степей с Востока на Запад. Распад монгольской экспансии на этом этапе освоения пространства привел к ускорению возникновения древнерусских княжеств. Переломным моментом этого процесса явился духовный импульс, данный Святым Преподобным Сергием Радонежским, к объединению княжеств на основе роста русского самосознания, цементировавшего и оформлявшего культурную общность народов России. Второй фазой объединения, начавшейся с 15-го века и ускорявшейся с конца 16-го и в 17 веке, стало продвижение с Запада на Восток, причем преимущественно не по степной, а по лесной зоне. Казалось бы парадоксально, что малонаселенная и слабо экономически развитая Московская Русь стала осваивать Сахалин и Дальний Восток, в отличии от многочисленного соседа — Китая или Японии. Но эволюционные события имеют свою, часто неочевидную, логику.

  • [1] Агбунов. М.В. Путешествие в загадочную Скифию. – М.: Наука, 1989. – 9 с.
  • [2] Приведенный взгляд обоснован Санкт-Петербургским историком Д.А.Мачинским, создателем новой науки — геософии.
  • [3] Подробный анализ гипотез происхождения скифского звериного стиля проделан в ряде работ М.И.Ростовцева ("Скифия и Боспор" – 1925, "Iranians and Greeks in South Russia" – 1922, "The Animal Stile on South Russia and China" – Oxford , 1929). Также см. С.И. и Н.М.Руденко. Искусство скифов Алтая. ГМИИ, 1949. И известное исследование Ю.Н.Рериха "Звериный стиль у кочевников Северного Тибета" – Прага, 1930 (На англ. яз.).
  • [4] Вернадский В.И. Политические полюсы: Запад и Восток. Цит. по кн.: Росов В.А. В.И. Вернадский и русские востоковеды. СПб.: 1993. – 31 с.
  • [5] Там же. – 31-32 с.
  • [6] Мир Огненный. Ч. 3, п. 79.
  • [7] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 54 с.
  • [8] Беспредельность. Т. 2, п. 848.
  • [9] Соловьев В.С. Смысл любви. Собр.соч. в 10 томах. – СПб.: 1911-1914. Т.7.
  • [10] Соловьев В.С. Там же.
  • [11] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. – Новосибирск: 1992. Т. 2. – 26 с. (письмо от 05.09.35).
  • [12] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. – Новосибирск: 1992. Т. 1. – 438 с. (письмо от 20.04.35).
  • [13] Личков Б.Л. ААН. Ф.1039, оп. 1, д. 21, л. 41, 42, 44.
  • [14] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Цит. по кн.: Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 509 с.
  • [15] Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Цит. по кн.: Русский Космизм. – М.: 1993. – 8 с.
  • [16] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 43 с.
  • [17] Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека (Микрокосм и макрокосм). Цит. по кн. Русский Космизм. – М.: 1993. – 172 с.
  • [18] Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1988. – 132 с.
  • [19] Письмо Ф.И. Щербатского В.И. Вернадскому (Тверь), 30 июля 1931 г . ААН. Ф. 518, оп. 3, д. 1896, лл. 8-9. Автограф.
  • [20] Беспредельность. Т. 1, п. 23.
  • [21] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. – Новосибирск: 1992. Т. 2. – 58 с. (письмо от 17.10.35).
  • [22] К.Э.Циолковский. Воля Вселенной. – Калуга: 1928. – 15 с.
  • [23] Рерих Е.И. Письма 1932-1955. – Новосибирск: 1993. – 504 с. (письмо от 27.09.46).
  • [24] Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. – М.: Наука, 1981. – 231-233 с.
  • [25] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Цит. по кн.: Русский космизм. – М.: 1993. – 309 с.
  • [26] Рерих Е.И. Письма 1929-1938. Т. 1. – 16 с. (Письмо от 01.03.1929).
  • [27] Рерих Е.И. О мысли // Детская литература. 1994. № 4, – 78 с.
  • [28] Рерих Н.К. Дар небесный. 14 апреля 1935 г., Цаган Куре. Цит. по кн.: Листы дневника. – М.: МЦР, 1995. – 343 с.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru