Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Лазарев В.Н.
Великий художник
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Ясько Георгий Юрьевич

Свет неугасимый

И вот, в процессе этих перемен, мы незаметно подошли к критической точке нашего эссе, к тому, ради чего оно написано. Человеческая эволюция имеет яркую особенность, выделяющую её на пёстром фоне других потоков. Из объекта эволюции человек может и должен стать её субъектом, таков закон, установленный для него. В какой-то момент он обязан сделать это, или, если не сделает, должен перестать развиваться, стать на путь инволюции, ведущей к гибели. Как это понять?

Объектом эволюции управляют Внешние для него силы, принуждающие его развиваться в нужном эволюции направлении, влекущие его без участия собственных сознания и воли, если пред-положить, что таковые у него имеются. Субъект же эволюции осознаёт суть происходящего, он разумен, он участвует в процессе совершенствования, прикладывая все силы, чтобы этому процессу способствовать (в меру сознания) и тем самым преображать свою энергетику, подняв её вибрации на качественно другой уровень и сделав её недоступной влиянию побеждённых при этом сдвиге (или подвиге) хаотических энергий оставленного уровня сознания. Либо, в противном случае, отказавшись от борьбы за реализацию этого перехода, остаться на том же энергетическом уровне, который уже им пройден и энергии которого ничего полезного для развития сознания дать уже не могут. Эти энергии могут только взять его сознание, утратившее притяжение более высоких сфер бытия и тем оторвавшееся от Высшего, поглотить и уничтожить его, как неудавшийся экземпляр.

Вот как Николай Рерих говорит о значительности и неповторимости этой прекрасной черты перехода на следующую ступень бытия: «Казалось бы, человек, именно дойдя до черты, между периодами своей жизни, должен бы был оказываться более напряжённым, справедливым и дальнозорким. Ведь даже для прыжка через ручей должна быть известная доля сообразительности и дальнозоркости. Так бывает у земных ручьёв. Но перед потоками духовными, очевидно, в сознании человеческом применяются какие-то иные меры. Или сосредотачивается всё хорошее, помогающее славно перейти предстоящую черту, или же человека обуревают восставшие дурные свойства, мешающие ему сделать этот заветный переход.

Особенно знаменательно видеть, как именно у черты, у этой долгожданной черты происходят или особо хорошие, или особо дурные напряжения. Точно бы из какого-то глубокого хранилища выявляются основные качества и свойства...

Вообще всё происходящее у черты представляет из себя замечательнейший пример эволюции и инволюции духовной. Если слышим, что кто-то проявил или светлый подвиг, или тёмное предательство, посмотрим же внимательно, не произошло ли это у знаменательной черты его бытия. Мало когда ошибёшься в таком предположении, если то или иное действие было ярким...

Твердить об опасностях духовных инволюций не будет каким-то запугиванием. Действительно, разве можно считать запугиванием каждый дельный совет, даваемый идущему в горы. Если такому путнику скажут — не ложись на ночь под горою, с которой может свалиться камень, разве это запугивание? Если скажут — не наедайся плотно перед восхождением на вершину, это тоже не будет запугивание, но будет лишь испытанным полезным советом.

Таким же испытанным советом будет и предостережение — не погружаться в плотный мир со всеми его призраками у черты. Будет добрым советом, если скажут, что память о черте сужденной должна быть самою светлою, в которой пусть выявится только лучшее качество духа...

Много убийств происходит и без кинжала, и без физического яда. Много разрушений творится без вещественных ручных напряжений. Поистине, много дано человеку, лишь бы только он помнил обо всех тех последствиях, которыми он владеет по предоставленной ему свободной воле. Деление жизни человеческой на периоды есть завершение испытаний, неизбежных и благословенных. Ведь только мерзкий трус пожелает, чтобы испытаний вообще не было и он не подлежал бы ответственности за свои поступки и мысли...

Пусть у черты не произойдёт ничего постыдного и губительного. Ведь это черта. Та самая, долгожданная, заповедная черта, к которой так устрем-лялись, которую почувствовали всем сердцем своим. Да будет благословенна черта великая, грань жизни»! Многотомно можно выписывать «из Рериха»!..

Думаю, что нет необходимости просить у читателя извинения за столь обширную цитату. Ведь мы сейчас говорили о самом важном и таинственном моменте в жизни человека. Моменте, когда решается вопрос: «Быть или не быть». Быть ли человеку успешным путником на пути эволюции, или опасно отстающим, теряющимся, пропадающим.

Если перевести вышесказанное на христианскую терминологию, то речь идёт о «спасении» или о «погибели души».

Недаром греки называли человека Микрокосм, ибо он, как и Макрокосм, способен самосовершенствоваться.

Всё находится в движении и преображении, Космос самосовершенствуется, он эволюционирует. Вопрос «добра» и «зла» есть вопрос эволюционный. Энергии, способствующие эволюции конкретного объекта, это энергии добра, космические энергии; энергии, препятствующие его эволюции, это энергии зла, энергии хаоса. Для биолога может быть одна и та же энергия скальпелем хирурга и ножом убийцы. Но для психолога это не так.

 
Версия для печати

Актуальные конкурсы на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru