Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Дживелегов А.К.
Леонардо да Винчи
Шапошникова Л.В.
Тернистый путь красоты
Книжник Татьяна Олеговна
Главный редактор публикаторского отдела МЦР

«Владыка доверил мне очищение Учений...»

Внимательный читатель, должно быть, задаст вопрос: откуда в личном архиве Рерихов столько писем, ведь если оригиналы статей и книг хранятся у автора, то письма, напротив, посылаются по всему свету. Дело в том, что Елена Ивановна и Николай Константинович строго соблюдали одно правило: письма печатались в нескольких (как правило, в двух, реже в трех) экземплярах, с тем, чтобы второй остался в архиве — для того, чтобы в случае необходимости проследить историю переписки, поднять затронутые в ней вопросы и события. При их огромной загруженности и взаимосвязи дел (например, сотрудники Нью-Йоркского Музея были связаны с Европейским Центром, Европейский Центр с Латвийским Обществом им. Рериха и т.д.) это себя оправдывало. Наверное, читателю будет интересно узнать, как выглядят эти письма. Большинство из них — это машинопись с рукописной правкой, часто под копирку — черную или фиолетовую. Однако ряд писем (в основном, адресованные Ю.Н.Рериху, К.Кэмпбелл, Дж.Уиду, Б.Боллингу и Д.Рани-Рерих) написан от руки, чернилами или карандашом. Несмотря на постоянное присутствие в доме Ираиды Михайловны Богдановой (помогавшей перепечатывать перевод «Тайной Доктрины» и некоторые книги Учения), а также Владимира Анатольевича Шибаева, секретаря Н.К.Рериха, в работе над письмами Елена Ивановна прибегала к их помощи крайне редко, только в тех случаях, когда плохое самочувствие не позволяло ей самой сесть за машинку. «Я не знаю, что делала бы я без своей машинки, — пишет она Георгию Шкляверу, секретарю Европейского Центра им. Рериха. — Ведь так ужасно зависеть от секретарей. Кроме того, в наше время не уметь писать на машинке — все равно, что быть неграмотным. Ведь это спасает столько времени! Причем Вы всегда имеете прекрасные копии, что при письме рукой почти невозможно».[3] В письмах нередко встречаются сетования на плохую работу машинки — западающие клавиши, бледную ленту, тяжелый ход. По-видимому, живя в Кулу, Елена Ивановна пользовалась машинкой фирмы «Ремингтон», ибо в письмах последних лет она вспоминает о ней с благодарностью.

Второй принципиальный момент. В этом издании вы встретите хорошо знакомые вам по двухтомнику письма, но в полном варианте. Дело в том, что в подготовке прижизненного издания принимала участие сама Елена Ивановна: она отбирала письма для публикации, просматривала корректуру, делала сокращения, и порой значительные. Так, даже не указаны имена корреспондентов. Николай Константинович Рерих писал об этом — не без сожаления — следующее: «...Изданные письма представляют лишь фрагменты, ибо столько по разным обстоятельствам должно было быть опущено. Жаль подумать, что разные житейские соображения заставляют безжалостно срезывать иногда самые яркие места. Пройдут годы, и покажется странным, почему именно эти места должны были быть отброшены... Жалко, что и письма Е[лены] И[вановны], вошедшие в два тома, даны не полностью. Сколько прекраснейших и нужнейших мыслей было изъято! Между тем сами мировые обстоятельства показывают, насколько сказанное было своевременно».[4] И вот, прошло уже 60 лет, срок немалый, и мы имеем возможность убедиться в актуальности этих писем, ибо они — не о преходящем, а о Вечном. Многие мысли Елены Ивановны о высоком предназначении человека, о науке и культуре, о судьбах России и всего мира опередили свое время. Даже когда она описывает свою повседневную жизнь в Кулу, а затем в Калимпонге, эти описания тесно переплетаются с размышлениями о судьбах мира и человечества, — размышлениями, пронизанными внутренним горением и верой в непреложность космических начертаний. Это умение увидеть Великое за повседневным было ей присуще более чем кому-либо другому. Но самое главное — строки Елены Ивановны зажгли огонь устремления во многих сердцах не одного поколения искателей, а это уже дар истинного Светоносца и Учителя.

В своей статье «Сотрудница Космических Сил» Л.В.Шапошникова высказала справедливую мысль о том, что письма Елены Ивановны невозможно подвергать какому-либо критическому анализу, «потому что мы имеем дело с уникальным материалом и с уникальным автором, перед которым стояла задача космического масштаба». С ее словами нельзя не согласиться, ибо для того, чтобы осознать истинное величие личности Елены Рерих и дать правильную оценку ее трудам, нужно, по меньшей мере, обладать такой же широтой мышления, как она сама. Поэтому ни в коей мере не смею брать на себя непосильную (а зачастую и некорректную) роль толкователя первоисточников, лишь позволю себе обратить ваше внимание на несколько, на мой взгляд, важных моментов...

В чем заключается для нас ценность писем Елены Ивановны Рерих? Почему они дороги нам? Прежде всего, потому, что они непосредственно связаны с книгами Учения Живой Этики и являются хорошей помощью и подспорьем для изучающего их. Ибо в письмах Елена Ивановна отвечает на вопросы своих корреспондентов, связанные с Учением, а, как известно, там, где нет вопросов, нет и ученичества. «Я всегда стремлюсь, — пишет она, — чтобы мои корреспонденты запрашивали меня все неясное для них, ведь с помощью Владыки я могу многое пояснить». И здесь мы видим, как проявляется ее талант популяризатора. Просто, убедительно и доступно, «по сознанию», она умела разъяснять сложнейшие вопросы о космических законах, о смысле человеческого существования, о нелегком пути ученичества, о Великих Учителях и Их жертвенном труде ради спасения нашей планеты. Тема преданности и доверия Учителю, или, как говорит Елена Ивановна, Руке Ведущей проходит через все ее творчество. Нет большего дара и счастья, не устает повторять она своим ученикам, чем приближение к Владыке и возможность расширения сознания под его наблюдением. Ни в одном из многочисленных трудов XX столетия, посвященных вопросам ученичества, этот закон не нашел более глубокого, всестороннего и доступного изложения, чем в трудах Елены Ивановны. Природа сокровенной связи Учителя и ученика, преображение внутреннего человека, развитие заложенных в нем возможностей и, конечно же, проблемы распознавания, с которыми сталкивается каждый, кто вступил на нелегкий путь самосовершенствования, так или иначе были ею рассмотрены. Она предупреждала об опасностях психизма — контакта с низшими слоями Тонкого Мира, являющегося антиподом духовного развития, о лжеучителях, будь то заблуждающиеся «избранники» или самые настоящие служители тьмы, «приходящие с вашими формулами на устах», наделенные могучим интеллектом, разносторонне одаренные, но лишенные сердечного огня. Возможно, то, что писала она о Служении — сознательном участии в эволюционном действе, требующем великой закалки сердца и духа, — для кого-то стало крушением иллюзий и несбыточных надежд, но скольких людей это спасло от незавидной участи стать жертвой своих амбиций или оказаться игрушкой в руках какого-нибудь самозванца. В ее письмах вы найдете не «тайные инструкции», ведущие к «вратам Посвящения», а самые что ни на есть простые формулы преображения жизни: «Думайте самыми широкими, самыми светлыми мыслями. Любите Учителя, любите Учение, любите работу над духом своим, устремитесь к самоусовершенствованию».[5] Не уход от жизни с ее трудностями, не магические приемы и нашептывания жителей астрального мира, утверждала Елена Ивановна, а преданность Иерархии, применение Учения в жизни и работа на Общее Благо являются главными ключами ко всем духовным достижениям и беспредельным тайнам Космоса.

  • [1] Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. II. М., 1996. С. 295.
  • [2] В этом году увидят свет второй (1934 г.) и третий (1935 г.) тома «Писем Е.И.Рерих».
  • [3] Письмо Е.И.Рерих от 2 января 1935 г.
  • [4] Н.К.Рерих. Листы дневника. М., 1996. Т. II. С. 295.
  • [5] Письмо Е.И.Рерих от 3 марта 1930 г.
  • [6] Письмо Е.И.Рерих от 30 августа 1934 г.
  • [7] Письмо Е.И.Рерих от 17 августа 1934 г.
  • [8] Письмо Е.И.Рерих от 11 июля 1934 г.
  • [9] Письмо Е.И.Рерих от 8 августа 1934 г.
  • [10] Мир Огненный. Запись от 4 декабря 1934 г.
  • [11] Там же. Запись от 6 декабря 1934 г.
  • [12] Там же. Запись от 8 декабря 1934 г.
  • [13] Письмо Е.И.Рерих от 3 ноября 1932 г.
  • [14] Письмо Е.И.Рерих от 10 декабря 1932 г..
  • [15] Письмо Е.И.Рерих от 18 июля 1951 г.
  • [16] Письмо Е.И.Рерих от 27 июня 1935 г.
  • [17] Письмо Е.И.Рерих от 14 мая 1945 г.
  • [18] Письма Е.И.Рерих от 18 июля 1951 г. и 6 ноября 1952 г.
  • [19] Письмо Е.И.Рерих от 9 января 1950 г.
  • [20] Письмо Е.И.Рерих от 10 августа 1949 г.
  • [21] Письмо Е.И.Рерих от 8 июля 1953 г.
  • [22] Письмо Е.И.Рерих от 24 марта 1933 г.
  • [23] Письмо Е.И.Рерих от 30 августа 1934 г.
  • [24] Письмо Е.И.Рерих от 28 декабря 1954 г.
  • [25] Письмо Е.И.Рерих от 24 июля 1934 г.
  • [26] Письмо Е.И.Рерих от 18 июля 1951 г.
  • [27] Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. II. М., 1996. С. 295.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru