Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Хейдок Альфред Петрович

Я – бессмертен

Астральный, Ментальный план

«Также несомненно, что многие духовно развитые люди и особенно ученики Великих Учителей работают по ночам на астральном и даже ментальном плане, помогая своим: близким и знакомым или же выполняя поручения Учителей... Физический мозг не может запечатлевать с такою легкостью эти тончайшие вибрации, и, если начать часто насильственно подымать его вибрации, разрушение организма неминуемо. Можно чаще сохранять воспоминания о своей ночной деятельности при достижении известной степени Агни-Йоги, но для этого нужно наличие и соблюдение соответствующих космических и физических условий. Так, нужна чистота окружающей атмосферы и гармоничность ее, и значительная высота» (Письма Е.И.Рерих).

Четвертый принцип – Кама Манас. Кама Манас – это низший разум, рассудок, интеллект. Кама – влечение начал, мужского и женского, друг к другу – Любовь. Манас – разум. Следовательно, Кама Манас означает разум, развившийся, выработавшийся на эволюционном пути человечества на основе труда и борьбы за удовлетворение полового влечения, которое потребовало созидания жилищ для себя и потомства, их прокормления и т.д. Именно поэтому Кама Манас еще называют животной душой. Кама Манас сам по себе ничего не знает. Свои знания он приобретает путем умозаключений, то есть он наблюдает явления или факты и делает из них выводы. Кама Манас – это тот рассудок, которым мы постоянно пользуемся в своей повседневной жизни, в решениях жизненных проблем, в науке, в искусстве, во всей обширной деятельности человека.

Седьмой принцип – Атма. «Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе» (Письма Е.И.Рерих, т. I, 30.06.1934).

Седьмой принцип есть синтетическое начало человека. Почему – седьмой? А где пятый и шестой принципы, почему они пропускаются? – недоуменно спросят читатели.

– Потому, – отвечаем мы, – что пятый и шестой принципы невозможно объяснить, предварительно не ознакомившись с седьмым – Атмой.

Е.И.Рерих говорит: «Седьмой и шестой принцип без пятого не имеют сознания на плане проявленного Космоса» – и еще: «Атма – Дух, или огненное начало, или энергия, разлитая во всем Космосе».

Там же: «Атман и Атма также часто упоминаются как синонимы, экзотерически являя седьмой принцип, который есть вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе. Но эзотерически Атма часто называется Мировой Душой».

Она – то божественное несказуемое начало. Это начало в Библии названо Огнем. Помните изречение: «Бог есть Огонь поядающий», – говорит Моисей во Второзаконии (гл. 4, ст. 24).

Пятый принцип – Манас. «... пятый принцип Манас – самосознание, или мыслитель (высший разум)» (Письма Е.И.Рерих, 11.06.1935).

«Седьмой и Шестой принцип без пятого не имеют сознания на плане проявленного Космоса. Но мы знаем, что в Космосе все стремится к сознательной жизни, потому Мысль (Манас), одухотворенная всеначальной энергией (Буддхи), дает Венец Космоса, который с завершением каждого нового цикла, или круга, или Манвантары, становится все прекраснее и прекраснее, и так в беспредельность.

Всеначальная или психическая энергия дает бессмертие» (Письма Е.И.Рерих).

Для лучшего понимания назовем Атму духом, Буддхи – душой, субстанцией[1], то есть материей. При соединении Духа с материей в последней возникает жизнь. Где жизнь – там и чувство. Не может быть бесчувственной жизни. Чувства вызывают мысли, мысли вызывают чувства. Мыслит сознание. Понятие Сознание неотделимо от понятия Разума. Что такое сознание[2]?

Сознание есть синтез чувства и Разума. Значит, Манас также есть Разум. В отличие от Кама Манаса, или интеллекта[3] (рассудка), который сам по себе ничего не знает и добывает знания лишь путем умозаключений.

Шестой принцип – Буддхи. «Буддхи – духовность, духовная душа, в отличие от человеческо-животной души, проводник, через который проявляется Атма» (Письма Е.И.Рерих, 16.11.1935).

Буддхи[4] – это индивидуализированная частица Атмы. Это обособленная или обособившаяся частица из Вселенского океана Атмы. «Буддхи есть индивидуализированная частица Мировой Души, Огненная Субстанция, Пламя или Разумная творческая Энергия Беспредельности – Матери Мира».

«<...> Так высший, или основной, синтетический принцип есть огненная энергия жизни или духа, разлитая во всем Космосе, требующая для своего фокусирования шестой принцип, или Буддхи (часто называемый духовной душой, в отличие от человеческо-животной души), образуя, таким образом, монаду, которая является первичным, несознательным воплощающимся Ego» (Письма Е.И.Рерих, 11.06.1935).

Буддхи[5] – субстанция, являющаяся сознанием.

Манас, порожденный слиянием Атмы и Буддхи, называется Высшим Манасом или духовной душой, тогда как Манас называют животной душой.

  • [1] Субстанцией будем называть материю в каком-либо из ее тонких состояний.
  • [2] Сознание есть основная энергия, и психическая энергия есть ее высшее качество (Письма Е.И.Рерих, 24.06.1935). «Каждая энергия имеет свое сознание». «Усовершенствование разума есть утончение и расширение сознания». «Утончение сознания и заключается прежде всего во внимании к окружающему» (Мир Огненный, ч. II, § 27).
  • [3] «(...) Нисколько не удивляюсь непониманию «Мира Огненного» некоторой категорией интеллигентных лиц. Разве так называемая интеллигентность была когда-либо залогом истинного знания или накопления «чаши»? Интеллект не есть высший манас, Высший разум есть мудрость, плод многолетних накоплений. Можно обладать блестящим интеллектом и не иметь великого синтеза, который дает нам прозрение в истинную сущность вещей. Часто узкие специалисты особенно блещут интеллектом и полным отсутствием синтеза. Им никакие разъяснения не помогут, ибо ничто так медленно не накопляется, как синтез. <...>» (Письма Е.И.Рерих, 24.06.1935).
  • [4] «Буддхи – Космическая любовь. Буддхи ассимилирует от Манаса лишь то, что относится к Беспредельности, это и будет «амрита» бессмертия» (Н.Уранов к § 55 Беспредельности).
  • [5] Буддхи – очищенный интеллект (Рамакришна).
  • [6] Автор – А. Бэк.
  • [7] Махат – положительный аспект Акаши и является Манасом Космического тела. Махат по отношению к Акаше есть то же самое, что Манас по отношению к Буддхи (Т. Д., III, с. 546).
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru