Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Шапошникова Л.В.
Тернистый путь красоты
Шапошникова Людмила Васильевна
Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха,
первый вице-президент МЦР, академик

«Мой сын Борис...» Шесть писем Е.И.Рерих из архива МЦР

«...с радостью, троекратно, подтверждаю то, что Вы передаете мне, как именно исходящее из Высшего источника.

Итак, не опасайтесь некоторого сомнения в себе, в свои силы, но вложите все доверие во Вл.[адыку] и стремитесь лишь выполнить возложенную на Вас миссию - уявиться свидетелем проявлений Вел.[икого] Вл.[адыки]. Очень хотела бы иметь еще строки Изречений, явленных Вам. Храните эти жемчужины, и не удивляйтесь, что услышанное и рождающееся в Вашем мозгу близко к получаемому Учению, но иначе как же усвоить даваемое?»

Из письма Е.И.Рерих Б.Н.Абрамову от 28.12.1954 г.
Борис Николаевич Абрамов
Борис Николаевич Абрамов

Осенью 1992 года я приехала в Новосибирск по приглашению местного Рериховского общества. Там впервые встретилась с «Гранями Агни Йоги» и услышала фамилию «Абрамов». И то, и другое исходило от Бориса Андреевича Данилова, который, появившись в моем гостиничном номере, положил мне на стол видавшую виды тетрадь.

- Прошу вас прочесть это, - сказал он. - И если можно, выскажите свое мнение. День был у меня напряженный и занятый, и только поздно вечером я раскрыла принесенную Даниловым тетрадь. В ту ночь я не ложилась и оторвалась от тетради только тогда, когда в окно забрезжил тусклый свет пасмурного осеннего утра. Все, что я прочла, было для меня крайне интересным и ценным, тем более, что написанное было явно связано с Живой Этикой. Занимаясь достаточно долго последней, я не нашла в записях ничего такого, что бы вызвало во мне протест или отрицание. Когда пришел вновь Данилов, я сказала ему о том, что думала, и добавила, что написанное в тетради необходимо опубликовать.

Борис Андреевич покивал утвердительно головой и улыбнулся.

- Конечно, конечно, - сказал он. - Я тоже так считаю.

Потом он рассказал мне о Борисе Николаевиче Абрамове и его многолетнем труде.

Первая книга «Грани Агни Йоги» вышла уже в 1993 году. Теперь же среди рериховцев не найдется, полагаю, ни одного человека, который, в той или иной степени, не соприкоснулся бы с этим уникальным изданием. Но, как всегда, все новое и необычное вызывает в этом мире разноголосицу мнений. Не миновало это и «Грани Агни Йоги».

И вот сейчас передо мной лежат два материала. Один - письмо, присланное в наш журнал «Мир Огненный» Сергеем Овером из Хабаровска, другое - опубликованная в «Знамени Мира» (г.Томск) статья «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке», принадлежащая перу главного редактора этой газеты Г.Горчакова. Оба материала выражают разные мнения. Первый автор ставит ряд серьезных проблем, связанных с изучением «Граней Агни Йоги» и их соотношением с Учением Живой Этики, второй - полностью отрицает и отметает «Грани».

С Сергеем Овером я бы во многом согласилась, хотя некоторые уточнения стоило бы сделать. Вряд ли можно принять утверждение, что после смерти Жданова «Россия вздохнула свободно», это исторически неверно. Также, на мой взгляд, не совсем удачны прямолинейные сравнения параграфов Живой Этики с записями Абрамова. Всегда необходимо при этом иметь в виду личность и индивидуальные особенности принимающих Единый источник, а также учитывать еще одно обстоятельство. Учение - это мощная энергетическая структура, воздействующая на сознание человека, соприкасающегося с ней. Учение развивается не столько через увеличение объема информации, с ним связанной, сколько через процесс изменения сознания самого изучающего, когда завтра мы видим в этом Учении то, что не заметили вчера или сегодня, когда завтра мы поражаемся глубине мысли, показавшейся нам еще вчера банальной. Учение развивается настолько, насколько мы сами развиваемся в нем, вбирая в себя ту энергетику, которая заложена там Великими ее Создателями. Что же касается утверждения, что Живая Этика есть последний «Огонь, последняя Пища и Вода», оно не так уж несправедливо, если мы приложим его к нашему виду человечества. Каковой будет диалектика развития Учения на уровне следующего вида, для которого оно собственно и предназначено, пока остается лишь догадываться. Подобное же утверждение ни в коем случае не может являться оправданием пренебрежения к «Граням Агни Йоги», которые помогают тем, кто еще не постиг глубины Учения, понять его или включиться в процесс этого понимания. Я бы назвала «Грани» важнейшим комментарием к Учению. Наталья Дмитриевна Спирина в своем коротком предисловии к этому труду написала: «Записи незаменимы, как спутники книг Живой Этики. Они делают книги ближе к нам».[1] С этим нельзя не согласиться. Но считать «Грани», при всей их высокой ценности и значимости, продолжением Учения или его дальнейшим развитием, нельзя. Все, что связано с Живой Этикой и помогает ее усвоению и пониманию, должно быть использовано теми, кто ее изучает. При этом надо помнить, что Учение имеет в своем основании мощнейший пласт мировой культуры, соприкосновение с которым облегчает усвоение самой Живой Этики. Всем нам известно, как был широк культурно-духовный кругозор Рерихов. Последуем их примеру.

  • [1] Грани Агни Йоги. 1960, Новосибирск, 1993, с.7.
  • [2] Газета «Знамя Мира», октябрь 1997.
  • [3] Там же.
  • [4] Там же.
  • [5] Братство, 604.
  • [6] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову 14.04.36. Архив МЦР.
  • [7] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову 28.01.37.
  • [8] Там же.
  • [9] Там же, 26.10.50.
  • [10] Там же, 4.12.50.
  • [11] Там же.
  • [12] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 23.01.51.
  • [13] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 21.05.51.
  • [14] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 8.07.52.
  • [15] Е.И-Рерих - Б.Н.Абрамову, 6.11.52.
  • [16] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 21.12.52.
  • [17] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 18.09.53.
  • [18] Там же.
  • [19] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 24.01.54.
  • [20] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 28.12.54.
  • [21] Е.И.Рерих - Б.Н.Абрамову, 14.03.55.
 
Версия для печати

Актуальные конкурсы на портале Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru