Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Старовойтова О.
Она стоит подобно судьбе
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Карклиня Инга Николаевна
Искусствовед, член Латвийского общества имени Н.К.Рериха

Рыцарь духа

Александр Иванович Клизовский предлагал ей вступить в общество Феликса Лукина, но она не решалась, отвечая, что «еще не готова... не разобралась в себе». Упомянула, что ее уже приглашала туда молодая актриса — супруга поэта Рудзитиса Элла... Она же ее и привела туда в 1932—33 годах. У д-ра Феликса Лукина был острый глаз на духовную сущность человека. После образования Общества он подыскивал себе подходящую кандидатуру для руководителя секцией Женского Единения.

Переводчица Мэта Яновна Пормале (1897—1993) вспоминает в своем интервью (1989 г.): «После появления в Обществе Катрины Драудзинь, (занимавшейся вместе с ней в старшей группе) он однажды объявил: «А я уже нашел "золотой ключик"...». До Катрины Яковлевны руководителем этой секции была ее подруга актриса Мильда Яновна Риекстинь-Лицис. Прекрасный человек с чуткой поэтической, по-детски наивной душой, она, однако, не обладала организационными и педагогическими способностями.

Конечно, о каждом члене этого Общества 30-х годов можно сказать много добрых слов: все они были глубоко преданы Учению Живой Этики и приносили большую пользу в его становлении и развитии его. Особенно высок был моральный и духовный престиж. Ведь Латвийское Общество Рериха было самым любимым для семьи Рерихов, связанным глубокими корнями с их родословной. К тому же и первый президент Общества д-р Феликс Лукин был особенно близок их сердцу. Об этом свидетельствует обширное эпистолярное наследие Рерихов в Латвии.

В 1934 году Николай Константинович писал: «Когда мы узнали, что Ф. Лукин стал во главе нашего Латвийского Общества, почувствовалось, что устои Общества будут прочны... И не на время, но по существу навсегда». По обширной корреспонденции, которая приходила в адрес Латвийского Общества, начиная с 1931 года можно было проследить этапы его становления и развития. Тесные контакты с семьей Рерихов подтверждали, что любые мероприятия, проблемы д-р Лукин и его Правление решало совместно с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной. В письме к д-ру Лукину в 1931 году Н. К. Рерих пишет: «В Риге должно быть не только Общество, но и отделение музея. Для этого из Нью-Йорка будет послана группа моих картин». В декабре 1932 года Обществом было получено 8 картин: «Бхагаван», «Брамапутра», «Твердыня Тибета», этюды «Майтрейя», «Тибетский стан» и другие. Все они созданы в 1932 году. Пришли (они) без рам, но с комментариями автора, какими они должны быть. 12 октября 1934 года было получено разрешение рижской префектуры на постоянную экспозицию картин Рериха в помещении Общества на ул. Элизабетес 21-а.

С этого времени Общество стало носить название «Общество-музей им. Н.К.Рериха». В Обществе было создано более пяти секций восточной философии и Живой Этики: «Наследие семьи Рерихов», «Пакт Рериха», «Знамя Мира», «Женское Единение». Руководя последней, Катрина Драудзинь находилась в непосредственной переписке с Еленой Ивановной Рерих, получая от нее не только советы, предложения, но и публикации ее работ. «Женщина должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответственности за судьбы человечества», — писала в своих письмах 30-х годов Елена Ивановна. В 1932—33 годах были записаны, а затем в 1937 году изданы «Собеседования с д-ром Ф. Лукиным» под названием «Зерна мыслей». Среди них есть и такие афоризмы: «Понять можно интеллектуально, но нужно воспринять и сердцем»; «Полузнание может человека сделать высокомерным»; «Труд — большая радость. Он может изменить и человеческую карму»; «Бездействие омертвляет дух, бездействие — это яд»; «Только в осознанном труде можно исправить свои ошибки»; «Вера без труда бездейственно мертва»; «Испытания и страдания обогащаются опытом»; «Чем раньше человек поднимется духовно, тем больше он поможет это сделать другим»; «Воспитывать в себе терпение к недостаткам других, чтобы не разжечь злобу и ненависть, отравляющие окружающее пространство»; «Каждая мысль фиксируется в пространстве, поэтому делайте доброжелательные посылки мыслей всем и Миру, а не только себе...»; «Нельзя опускать крылья во время полета»... Отдельные труды Лукина посвящены оздоровлению человеческого организма через психическую энергию и духовное состояние. «Плохие мысли — источник многих физических заболеваний, — утверждает д-р Лукин. — Среди них не только нервно-психические, но также сердечные, желудочные и также кожные...». «Употребление любых наркотических сре дств пр итупляет и даже омертвляет интеллектуальную деятельность. Большую роль в оздоровлении организма играет правильное питание, начиная с хлеба». Коллеги д-ра Лукина рассказывали о том, что он сам давал рецепты выпекания хлеба без дрожжей с крупным помолом муки. У д-ра был свой метод определения болезни по глазам. Он большое значение придавал «излучению вещей», находящихся в квартирах больных, и интересовался, откуда они пришли и что знали о них прежние хозяева, поэтому очень осторожно относился к предметам, приобретенным в антиквариатах... Высоко ценил получаемые из Индии рецепты тибетской медицины. Собирал и проверял их на практике. Огорчало Феликса Денисовича то, что его сын Гаральд, обладающий очень большой целительной психической энергией, прекрасный врач-гинеколог и терапевт, в ранний период своей жизни не уделял должного внимания любимому детищу отца — Обществу Рериха.

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru