Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Лазарев В.Н.
Великий художник
Старовойтова О.
Она стоит подобно судьбе
Шапошникова Л.В.
Вестник грядущего
Климов В.
Деревнина Н.

Певец любви и радости

Очерк о Альфреде Петровиче Хейдоке
Альфред Петрович Хейдок
Альфред Петрович Хейдок

"Любовь. Что я произнёс? Имя ли ласкового бога, перед которым благоговейно склоняется всё живущее? Или имя демона, слепо и беспощадно, железным бичом гонящего всё живущее к размножению?

Нет в мире более таинственной, дразнящей и манящей, страшной в своей неотразимости силы, способной толкнуть человека как на величайший подвиг, так и на самое страшное преступление!

Откуда она? Куда она нас ведёт? Как с нею быть? - вопросы, которые в разное время по-разному решались философами, писателями, поэтами и представителями религий. Отвечали по-разному и всё неудачно, потому что не достигло ещё человечество той ступени развития, когда можно раскрывать перед ним, хотя бы частично, одну из самых сокровеннейших тайн бытия - тайну отношения Начал - Мужского и Женского. Как ни странно - без знания истинной космогонии эту тайну не объяснишь! Также без широкого охвата сознанием Мирового эволюционного процесса..." - писал в феврале 1982 года Альфред Петрович Хейдок в своём эссе с названием "Любовь".

Кто он, А.П.Хейдок? Если среди жителей нашей страны провести опрос, то немногие, вероятно, вспомнят его захватывающий сборник необычных историй «Радуга Чудес» (изданный в Магнитогорске) или его потрясающую «Грешницу» (журнал "Сибирские Огни" 1991 №1) Эти люди скажут, что он был писателем. И будут правы. Хейдок - замечательный, талантливый писатель. Вот что пишет одна его читательница из Красноярска: "Во время написания светлого "Мотылька" А.П.X. было уже ведь 67 лет, а посмотрите, какой дерзостной, звенящей молодой романтикой веет от рассказа! И этот ищущий дух молодости пронизывает все его рассказы. Словно бы А.П. говорит нам: "Не важно, сколько тебе лет; главное, чтобы душа была молодая и не переставала искать!" Жизнеутверждающий оптимизм рассказов покоряет..."

В трудных жизненных ситуациях, к сожалению, потеряны многие произведения писателя, а те, что сохранились объединены в большие циклы. Так, ранние «Звезды Маньчжурии» известны, это 16 рассказов, к которым написал предисловие сам Николай Константинович Рерих. А цикл "Россыпь Чудесного" включает множество правдивых историй, собранных писателем. Многие замечательные рукописи ждут часа своего издания на Алтае, в городе Змеиногорске.

Именно там, в тишине маленького городка, в чистой атмосфере алтайских гор провел Хейдок последние годы жизни и написал, и продиктовал более 40 эссе. Среди потока современной печатной продукции эссе - почти невстречаемый жанр. Этот жанр, стоящий между литературой и философией, был основан ещё в XVI веке Мишелем Монтенем. Хейдок - прекрасный эссеист. Обратите внимание только на названия его эссе: "Красота", "Радость", "Подвиг", "Огонь", "Духовность", "Дальние миры", "Ведите себя верхним путём"... А листы повести "На зачарованных Путях" составили чисто теософские записи о карме, о значении труда и о других вопросах, связанных с "зачарованными Путями" духовного совершенствования.

Но не только в эссе, а даже в простых рассказах, рассчитанных на самый широкий круг читателей, писатель слегка касается и очень гармонично вплетает в тему насущнейшие вопросы современного мира, связанные с духовно-нравственным ростом человечества; возвеличивает силу любви и радости. Любовь для Хейдока - всеобъемлющая Космическая Сила, а Источник этой Силы есть вечная Тайна.

В Начале, когда не было еще ни Солнца, ни Луны, ни неба, ни земли и вся Вселенная покоилась ещё в лоне Единого Абсолютного Того, что есть Тайна Тайн, не было ни духа, ни материи. Другими словами - ни мужского, ни женского - они были еще раз слиты воедино в Том состоянии неописуемого блаженства, о котором мы не должны говорить (потому что ум наш не способен понять эту Тайну, и любая попытка приводит лишь к умалению). Но, как пишет Альфред Петрович в эссе "Любовь":

"По незыблемому Закону вечности настаёт час нового проявления Вселенной: Единое разделяется на два - на Мужское и Женское Начала, или на Дух и Материю, и в процессе этого разделения между названными двумя мгновенно возникает третье лицо этой величайшей троицы - Сила притяжения, величайший Магнит, который теперь на протяжении времени существования новой Вселенной (которую он сам же будет строить) неотразимо будет влечь обе обособленные части к слиянию, чтобы вновь обрести то великое блаженство, которое они утеряли..."

Эта Сила и Магнит есть Любовь. И "Любовь есть Бог, и Бог есть Любовь", - продолжает Хейдок.

В наше время массового поругания всего священного, в наше время, о котором не надо рассказывать вам, когда даже произносить слово Любовь как-то стыдно, писатель смело и решительно взялся очищать это высшее понятие от всех самоедских наслоений человечества. И не только своими произведениями, не только на словах, но и действиями каждого дня, в обычной "серой" жизни смог он достойно пронести чашу Любви. Достойно, именно как истинный теософ и ученик Рериха. Он следовал словам нашей великой современной Теософии:

 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru