Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Баранцев Рэм Георгиевич
Доктор физико-математических наук, профессор, член Исполнительного комитета Международной Лиги защиты Культуры

Находится ли Россия между Востоком и Западом?

О, Запад есть Запад,
Восток есть Восток,
И с мест они не сойдут,
Пока не предстанет
Небо с Землёй
На Страшный Господень суд.
Р.Киплинг, 1889.[1]
Я думал, что мир приближается путём страшных жертв и страданий к решению всемирно-исторической проблемы Востока и Запада, и что России выпадет в этом решении центральная роль.
Н.Бердяев, 1918.[2]
Русское понимание апокалипсиса — не катастрофа, а преображение человечества.
А.Гулыга, 1995.[3]

I. В тисках дуализма

«Проблема Востока и Запада, в сущности, всегда была основной темой всемирной истории, её осью», — писал Н.А.Бердяев в 1918 г. ([2], с. 129). На полвека раньше Н.Я.Данилевский признал: «Запад и Восток, Европа и Азия представляются нашему уму какими-то противоположностями, полярностями» ([4], с. 59). Это противопоставление ассоциируется с антитезами: рацио-интуицио, деяние-созерцание, элементаризм-холизм. Запад — это линейное время, горизонтальные отношения, внутренняя (непроявленная) духовность; Восток — цикличное время, вертикальные отношения, внешняя (проявленная) духовность.

Географическое положение России таково, что «раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим — на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы — воображение и разум» ([5], с. 24). Несомненно, «проблема отношения России к Западу и Востоку, к Европе и Азии имманентна русской социальной философской мысли» ([6], с. 4), и потому «Обсуждение российского развития всегда начинается с определения места России между Востоком и Западом» ([7], с. 23).

Но искать «место между» — коварная постановка вопроса. Легко создаётся впечатление, что характеристики России можно получить путём линейной комбинации свойств Запада и Востока:
Р = a З + b В, a + b =1. Русское сознание, ощущая свою самобытность, всегда противилось такой версии. Разумеется, постановку вопроса можно смягчить словами о центре и середине (тем более, «золотой»), которым, при желании легче придать самостоятельность. Так, у Н.А.Бердяева находим: «Россия стоит в центре Востока и Запада» ([2], с. 125) и «Россия — посредница между Востоком и Западом» ([8], с. 163); у Н.О.Лосского: «Истина где-то посередине» ([8], с. 210); у Т.П.Григорьевой: «Европоцентристам и востокоцентристам пристало утверждать что-нибудь одно, своё, в противовес чужому — «или то, или это, третьего не дано». Но мы-то знаем, что «третье» дано и, может быть, в нём Истина, в Середине, той самой, которая «золотая» ([9], с. 20).

Мысль Гёте о том, что между двумя противоположными мнениями находится не истина, а проблема, означает, в её развитии, что эта проблема не находит своего решения до тех пор, пока остаётся дилеммой. Отсюда постоянные метания ([10],с. 502), мучительные распри ([2], с. 135), русская антиномичность ([2], с. 3). Такие колебания представляют опасность не только для России, но и для всего мирового сообщества. «Противопоставление Востока Западу, противопоставление одной части человечества другой ведёт к деградации мировой культуры», — писал Р.Тагор ([11], с. 17). Безысходность дуализма порождает пораженческие настроения[12], мрачные опасения «скатиться в третий мир» ([13], с. 112), ложные представления о расколотости российской цивилизации [(14,15)]. Исходя из дуальной оппозиции Восток-Запад, А.С.Ахиезер утверждает: «Россия — промежуточная неорганическая цивилизация, где спор двух основных цивилизаций разрывает её тело и душу, порождая катастрофы, угрозы её существованию» ([14], с. 24) и заключает: «Раскол — важнейшая социокультурная категория России» ([15], с. 14).

Столь категоричный вывод, вызывая сомнения в адекватности жёсткой дуальной схемы, одновременно настраивает на поиски более совершенной методологии ([16], с. 105). Ю.М.Лотман в своей книге «Культура и взрыв»[17] пишет: «Русская культура осознаёт себя в категориях взрыва (с. 269)... Взрывы — неизбежный элемент линейного динамического процесса (с. 257)... Это... суровый диктат бинарной исторической структуры (с. 270). Однако, «процесс, свидетелями которого мы являемся, можно описать как переключение с бинарной системы на тернарную» (с. 264). Правда, к сожалению, «сам переход мыслится в традиционных понятиях бинаризма» (с. 264). Итак, «наступило время для синтеза русской культуры, способного предотвратить очередной взрыв» ([18], с. 349), преодолеть «конфликт между условной культурой и безусловной жизнью, где сама жизнь как бы раскалывается на безжизненный разум... и внеразумную жизнь» ([19], с. 332).

  • [1] Киплинг Р. Рассказы. Стихотворения. Л., 1989, с. 368
  • [2] Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990, с. 240
  • [3] Гулыга А.В. О будущем России. // Россия и современный мир. 1995, № 4, с. 56-59
  • [4] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб, 1995, с. 513
  • [5] Чаадаев П.Я. Философские письма. // Соч. М., 1989, с. 655
  • [6] Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн, М., 1993, с. 368
  • [7] Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии. // Вопросы философии, 1995, № 12, с. 21-34.
  • [8] Гулыга А.В. Русская идея и её творцы. М., 1995, с. 310
  • [9] Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М., 1992, с. 424
  • [10] Свободное слово. Интеллектуальная хроника десятилетия: 1985-1995. М., 1996, с. 528
  • [11] Взаимодействие культур Востока и Запада. М., 1987, № 12, с. 83-118
  • [12] Не указан.
  • [13] Панарин А. Евразийский проект в глобальном миросистемном контексте. // Российский обозреватель. 1995, № 1, с. 110-116
  • [14] Ахиезер А.С. Россия - специфическая цивилизация. // Россия и Запад: диалог культур. Тверь, 1994, с. 22-24
  • [15] Ахиезер А.С. Самобытность России как научная проблема. // Отечественная история, 1994, № 4-5, с. 3-45
  • [16] Соболев Г.Л. В поисках новой теории истории. // Гуманитарий, 1995, № 1, с. 96-106
  • [17] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992, с. 270
  • [18] Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1994, с. 378
  • [19] Свасьян К.А. Философия культуры. // Современная западная философия. Словарь. М., 1991, с. 414
  • [20] Роллан Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды. Л., 1991, с. 320
  • [21] Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1982, с. 293
  • [22] Любимов Б. Русские пути и русские идеи. // Русская мысль. № 4145, 17-23.10.1996. Париж.
  • [23] Аринин А.Н., Михеев В.М. Самобытные идеи Н.Я.Данилевского. М., 1996, с. 480
  • [24] Шапошников Л.Е. Философия соборности. Очерки русского самосознания. СПб, 1996, с. 200
  • [25] Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб, 1994, с. 218
  • [26] Шубарт В. Европа и душа Востока, Франкфурт-на-Майне, 1947, с. 125
  • [27] Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб, 1994, с. 448
  • [28] О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. с. 528
  • [29] Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. СПб, 1995, с. 86
  • [30] Люкс Л. Россия между Западом и Востоком. М,. 1993, с. 159
  • [31] Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991, с. 736
  • [32] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис, 1994, № 1, с. 33-57
  • [33] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и Россия. // Российский обозреватель, 1995, № 1, с. 148
  • [34] Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ. // Вопросы философии, 1995, № 1, 3-30
  • [35] Сикевич З.В. Русские: «образ» народа. СПб, 1996, с. 152
  • [36] Семёнов В.Е. Современные российские менталитеты: духовно-культурные реалии и перспективы. // Народы СНГ накануне 3-го тысячелетия: реалии и перспективы. СПб, 1996, т.1, с. 50-52
  • [37] Баранцев Р.Г. Дефиниция асимптотики и системные триады. // Асимптотические методы в теории систем. Иркутск, 1980, с. 70-81;
  • Политомические модели системного подхода. // Моделирование и прогнозирование в биоэкологии. Рига, 1982. с. 42-58;
  • Системная триада дефиниции. // Международный форум по информации и документации. 1982, т.7., № 1, с. 9-13;
  • Системные триады и классификация. // Теория и методология биологических классификаций. М., 1983, с. 81-89;
  • Принцип неопределённости в асимптотической математике. // Методы возмущений в механике. Иркутск, 1984, с. 107-113;
  • Время, динамика, синтез. // Темпоральные аспекты моделирования и прогнозирования в экологии. Рига, 1986, с. 67-84;
  • О триединстве нового мышления. // Диалектика социального познания и управления. Улан-Удэ, 1988, с. 78-80;
  • Системная триада — структурная ячейка синтеза. // Системные исследования. Ежегодник 1988. М., 1989, с. 193-209;
  • Системно-триадный путь к синтезу. // Проблемы формирования стратегии природопользования. Владивосток. 1991, с. 16-23;
  • От полноты — к целостности. // Проблемы цивилизации. СПб, 1992, с. 5-11;
  • Тринитарная целостность знания. // Гносеологические аспекты соотношения науки и богословия. СПб, 1993. с. 14-16;
  • Экология человека на пути от биосферы к ноосфере. // Экология человека. Архангельск, 1984. № I, с.15-20;
  • Динамика как путь к синтезу. // Семиодинамика. Труды семинара. СПб, 1994, с. 13-21;
  • Целостность против полноты. // Русская философия и современный мир. СПб. 1995. с. 29-31;
  • Открытость тринитарной методологии. // Московский синергетический форум. 1996, М., с. 35-36;
  • Тринитарность в нооэкологии. // Проблемы ноосферы и устойчивого развития. СПб, 1996, с. 4-6;
  • Тринитарный смысл культуры. // Культура XXI века: человек, общество, космос. Владивосток, 1996. с. 64-66
  • [38] Bibliotheca Trinitariorum, International Bibliography of Trinitarian Literature. Ed. By E.Schadel. Paris e.a. 1984, v.1, р. 642; 1988, v.2, р. 584
  • [39] Баранцев Р.Г., Хованов Н.В. Тринитарная библиотека. Международная библиография тринитарной литературы. — Рецензия. // Философские науки, 1990, № 4, с. 141-143
  • [40] Schriften zur Triadik und Ontodynamic. Herausgegeben von H.Beck und E.Schadel. Bande 1-10 (1988-1996). Frankfurt am Main, 54 S.
  • [41] Иванов В.В. Чаадаев — наш современник. // Лит. газета 31.07.1996.
  • [42] Большаков В.Н. Ценность времени и проблемы диалога культур в нынешней России. // Народы СНГ накануне 3-го тысячелетия: реалии и перспективы. СПб, 1996, т.1. с. 123-125
  • [43] Община. Рига, 1991, с. 219
  • [44] Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995, с. 443
  • [45] Казин А.Л. Идея соборности в русской социальной философии. // Общество и человек: пути самоопределения. СПб, 1994, с. 142-147
  • [46] Хоружий С.С. Философский процесс в России как встреча философии и православия. // Вопросы философии. 1991, № 5, с. 26-57
  • [47] Безносов В.Г. О специфике нравственной философии в России. // Общество и человек: пути самоопределения. СПб. 1994, с. 133-142
  • [48] Линник Ю.В. Жертва России. Петрозаводск, 1992, с. 35
  • [49] Померанц Г.С. Диалог и молчание. // Человек. 1996. № 3, с. 60-63
  • [50] Клайн Дж. Л. Гегель и Соловьёв. // Вопросы философии, 1996, № 10, с. 84-93
  • [51] Самохвалова В.И. Человек и спасение мира: (Русский космизм, синергизм, синергетика). // Русская культура и мир. Н.Новгород, 1993, с. 67-69
  • [52] Дуденков В.Н. Русская идея и космизм. // Вече. Альманах русской философии и культуры, 1996, № 6, с. 197-208
  • [53] Философия русского космизма. М., 1996, с. 374
  • [54] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995, с. 480
  • [55] Князева Е.Н. Международный Московский синергетический форум (некоторые итоги и перспективы). // Вопросы философии, 1996, № 11, с. 148-152
  • [56] Малинецкий Г. Г. За точкой бифуркации. // Россия и современный мир, 1995, № 4, с. 70-74
  • [57] Миронов Ю.Н. Этический синкретизм. Брянск, 1994, с. 91
  • [58] Маляска П. Триединая гармония и преобразование общества. // Идеи Н.Кондратьева и динамика общества на рубеже 3-го тысячелетия. М., 1995, с. 28-44
  • [59] Солженицын А.И. «Русский вопрос» к концу XX века. // Публицистика. Ярославль, 1995. т.1, с. 616-702
  • [60] Солженицын А.И. К нынешнему состоянию России. // Санкт-Петербургский университет, 1997, № 1, с. 8-11
  • [61] Сикевич З.В. Национальный характер русских. // Вестник СПбГУ, 1995, серия 6, вып.4, с. 58-64.
  • [62] Культура XXI века: человек, общество, космос. Материалы 1-й конференции. Владивосток, 1996, с. 160
  • [63] Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры в XXI веке. // Вопросы философии, 1996, № 11, с. 65-74
  • [64] Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия. М., 1994, с. 74
  • [65] Битов А.Г. Дни человека. М., 1976, с. 352
  • [66] Тафинцев А.И. Неявное в явном: взаимосвязь любви, свободы, смысла и её проявление в русской духовной культуре. // Русская культура и мир. Н.Новгород, 1993, с. 19-21
  • [67] Уваров М.С. Бинарный архетип. СПб. 1996, с. 214
  • [68] Beck H. World peace as dynamic unity of cultural contrarieties. The onto-hermeneutic basis for an understanding of the structure of the culture of mankind as a perspective for a «dialectic- triadi» conception of reality. // Creative Peace Through Encounter of World Cultures. Delhi, 1996, р. 19-65
  • [69] Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. М., 1992.
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru