Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Читайте также
 
Рерих С.Н.
Мона Лиза
Старовойтова О.
Она стоит подобно судьбе
Дживелегов А.К.
Леонардо да Винчи
Шапошникова Л.В.
Тернистый путь красоты
Дульнев Геннадий Николаевич
Доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного Института Точной Механики и Оптики

Роль синергетики в формировании нового мышления

Синергетику можно определить по-разному, например:

— наука о самоорганизации физических, биологических и социальных систем;

— наука о неустойчивых состояниях, предшествующих катастрофе и их дальнейшей эволюции (теория катастроф);

— наука об универсальных законах эволюции Природы.

Рассмотрим, как смотрела наука XIX века и первой половины XX века на эти проблемы.

Косный мир эволюционировал согласно второму началу термодинамики, т.е. его развитие сопровождалось ростом энтропии, что приводило к выравниванию всех градиентов в Природе. Иными словами, выравнивались температуры, давления, энергии и т.д., и косный мир необратимо следовал к состоянию равновесия, к серому, однородному хаосу.

Опыт показывает, что развитие живого мира подчиняется прямо противоположным законам, а именно: энтропия может падать, что приводит к росту порядка, разнообразия форм, непрерывному обогащению живого мира. Всё, чем отличается живой мир от серого, однородного хаоса возникло и существует из-за падения, оттока энтропии в окружающую среду или отрицательной энтропии. Ею питается всё живое и всё созданное жизнью, а значит наука и искусство[4]. Большая неясность существует во взглядах на эволюцию социума, диапазон которой слишком велик: от фатальной гибели социума до его совершенства и слияния с божественной сущностью. Естественно предположить, что в единой Природе должны соблюдаться единые законы эволюции. Синергетика пытается сформулировать эти законы. Ниже будет в тезисной форме сформулирована картина мира, основанная на принципах синергетики.

4. Эмпирические обобщения

Академиком В.И.Вернадским был введён термин "эмпирическое обобщение" (ЭО). Этим термином принято называть некоторое утверждение, не противоречащее нашему опыту[5]. В основе синергетики, как заметил академик Н.Н.Моисеев, лежит некоторое количество эмпирических обобщений, перечислим основные из них[6].

ЭО-1: Вселенная представляет собой единую саморазвивающуюся систему.

Это утверждение позволяет интерпретировать все процессы развития в качестве составляющих единого мирового эволюционного процесса Суперсистемы "Вселенная".

ЭО-2: В процессах развития Вселенной присутствуют случайные факторы, и процессы протекают в условиях некоторого уровня неопределённости. Стохастичность пронизывает все этажи организации мира. Приходится постулировать отсутствие тождественно протекающих процессов. Лишь похожесть, близость, но не тождественность.

Во Вселенной существует наследственность, настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им.

ЭО-4: В мире властвуют законы, являющиеся принципами отбора. Они выделяют из возможных виртуальных состояний некоторое множество допустимых.

Эмпирические обобщения ЭО-2, ЭО-3 и ЭО-4 по существу совпадают с дарвиновской триадой: изменчивость, наследственность, отбор. Это позволяет использовать термин эволюционизм в синергетике.

ЭО-5: Принципы отбора допускают существование бифуркационных состояний, в которых невозможно предсказать путь дальнейшей эволюции, т.к. новое русло эволюционного развития в значительной степени определятся неконтролируемыми факторами в точке бифуркации.

Дарвиновская эволюция предполагает плавное, почти предсказуемое развитие процесса; новый взгляд на эволюцию в косном, живом и социальном мирах отличается от дарвинского учётом стохастики, неопределённости, бифуркационных механизмов.

Приведённые постулаты пригодны для описания любых процессов, протекающих на всех уровнях организации материи.

Человек есть часть единой системы, и для него также действуют представленные эмпирические обобщения. Наблюдатель субъективно воспринимает мир, и в картине мира, которую он рисует, неизбежно присутствует неопределённость и элемент субъективности. Человек изучает мир не извне, а изнутри, т.е. его представление о мире является представлением части о структуре целого. Именно отсюда возникают сложности в функционировании общественного сознания.

Из рассмотренных выше эмпирических обобщений следует ряд важных следствий. Из стохастичности мира (ЭО-5) следует необратимость эволюции и времени, т.е. вероятность повторения какого-либо прошлого состояния равна нулю.

Далее стохастика и бифуркация приводят в процессе эволюции к непрерывному росту разнообразия и сложности форм. Кажется, что Природа даёт возможность проявиться каким-то новым формам организации.

В процессе самоорганизации непрерывно происходит разрушение тех или иных существующих структур, дающих материал для возникновения новых. Происходит замещение менее стабильных более стабильными структурами, более приспособленными к данной конкретной обстановке. Закрепление новых форм организации происходит вследствие их конкуренции, т.е. отбора по множеству различных критериев. В этом состоит тот универсальный механизм рынка, который реализуется в обществе.

  • [1] Гроф С. За пределами мозга, изд. Трансперсонального института, 1993, с. 497
  • [2] Вуль А.С. Основы эниологии, гл. I: Пространство-время, М.: РИО газеты позиция, 1993, с. 47
  • [3] Шюре Э. Великие посвящённые. Второе издание, М.: Книга-Принтшоп, 1990, с. 490
  • [4] Волькенштейн М.В. Энтропия и информация, М.: Наука, 1986, с. 191
  • [5] Вернадский В.И. Размышления натуралиста: Научная мысль как планетарное явление, М.: Наука, 1977, Кн. 2, с. 191
  • [6] Моисеев Н.Н. Современный рационализм, М.: МГВП КОКС, 1995, с. 376
  • [7] Агни Йога, Братство, М.: Русский духовный центр, 1992, с. 331
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru