Номера журнала
Анонс
 
Защитите имён выдающихся деятелей
Дульнев Геннадий Николаевич
Доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного Института Точной Механики и Оптики

Роль синергетики в формировании нового мышления

Синергетику можно определить по-разному, например:

— наука о самоорганизации физических, биологических и социальных систем;

— наука о неустойчивых состояниях, предшествующих катастрофе и их дальнейшей эволюции (теория катастроф);

— наука об универсальных законах эволюции Природы.

Рассмотрим, как смотрела наука XIX века и первой половины XX века на эти проблемы.

Косный мир эволюционировал согласно второму началу термодинамики, т.е. его развитие сопровождалось ростом энтропии, что приводило к выравниванию всех градиентов в Природе. Иными словами, выравнивались температуры, давления, энергии и т.д., и косный мир необратимо следовал к состоянию равновесия, к серому, однородному хаосу.

Опыт показывает, что развитие живого мира подчиняется прямо противоположным законам, а именно: энтропия может падать, что приводит к росту порядка, разнообразия форм, непрерывному обогащению живого мира. Всё, чем отличается живой мир от серого, однородного хаоса возникло и существует из-за падения, оттока энтропии в окружающую среду или отрицательной энтропии. Ею питается всё живое и всё созданное жизнью, а значит наука и искусство[4]. Большая неясность существует во взглядах на эволюцию социума, диапазон которой слишком велик: от фатальной гибели социума до его совершенства и слияния с божественной сущностью. Естественно предположить, что в единой Природе должны соблюдаться единые законы эволюции. Синергетика пытается сформулировать эти законы. Ниже будет в тезисной форме сформулирована картина мира, основанная на принципах синергетики.

4. Эмпирические обобщения

Академиком В.И.Вернадским был введён термин "эмпирическое обобщение" (ЭО). Этим термином принято называть некоторое утверждение, не противоречащее нашему опыту[5]. В основе синергетики, как заметил академик Н.Н.Моисеев, лежит некоторое количество эмпирических обобщений, перечислим основные из них[6].

ЭО-1: Вселенная представляет собой единую саморазвивающуюся систему.

Это утверждение позволяет интерпретировать все процессы развития в качестве составляющих единого мирового эволюционного процесса Суперсистемы "Вселенная".

ЭО-2: В процессах развития Вселенной присутствуют случайные факторы, и процессы протекают в условиях некоторого уровня неопределённости. Стохастичность пронизывает все этажи организации мира. Приходится постулировать отсутствие тождественно протекающих процессов. Лишь похожесть, близость, но не тождественность.

Во Вселенной существует наследственность, настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им.

ЭО-4: В мире властвуют законы, являющиеся принципами отбора. Они выделяют из возможных виртуальных состояний некоторое множество допустимых.

Эмпирические обобщения ЭО-2, ЭО-3 и ЭО-4 по существу совпадают с дарвиновской триадой: изменчивость, наследственность, отбор. Это позволяет использовать термин эволюционизм в синергетике.

ЭО-5: Принципы отбора допускают существование бифуркационных состояний, в которых невозможно предсказать путь дальнейшей эволюции, т.к. новое русло эволюционного развития в значительной степени определятся неконтролируемыми факторами в точке бифуркации.

Дарвиновская эволюция предполагает плавное, почти предсказуемое развитие процесса; новый взгляд на эволюцию в косном, живом и социальном мирах отличается от дарвинского учётом стохастики, неопределённости, бифуркационных механизмов.

Приведённые постулаты пригодны для описания любых процессов, протекающих на всех уровнях организации материи.

Человек есть часть единой системы, и для него также действуют представленные эмпирические обобщения. Наблюдатель субъективно воспринимает мир, и в картине мира, которую он рисует, неизбежно присутствует неопределённость и элемент субъективности. Человек изучает мир не извне, а изнутри, т.е. его представление о мире является представлением части о структуре целого. Именно отсюда возникают сложности в функционировании общественного сознания.

Из рассмотренных выше эмпирических обобщений следует ряд важных следствий. Из стохастичности мира (ЭО-5) следует необратимость эволюции и времени, т.е. вероятность повторения какого-либо прошлого состояния равна нулю.

Далее стохастика и бифуркация приводят в процессе эволюции к непрерывному росту разнообразия и сложности форм. Кажется, что Природа даёт возможность проявиться каким-то новым формам организации.

В процессе самоорганизации непрерывно происходит разрушение тех или иных существующих структур, дающих материал для возникновения новых. Происходит замещение менее стабильных более стабильными структурами, более приспособленными к данной конкретной обстановке. Закрепление новых форм организации происходит вследствие их конкуренции, т.е. отбора по множеству различных критериев. В этом состоит тот универсальный механизм рынка, который реализуется в обществе.

  • [1] Гроф С. За пределами мозга, изд. Трансперсонального института, 1993, с. 497
  • [2] Вуль А.С. Основы эниологии, гл. I: Пространство-время, М.: РИО газеты позиция, 1993, с. 47
  • [3] Шюре Э. Великие посвящённые. Второе издание, М.: Книга-Принтшоп, 1990, с. 490
  • [4] Волькенштейн М.В. Энтропия и информация, М.: Наука, 1986, с. 191
  • [5] Вернадский В.И. Размышления натуралиста: Научная мысль как планетарное явление, М.: Наука, 1977, Кн. 2, с. 191
  • [6] Моисеев Н.Н. Современный рационализм, М.: МГВП КОКС, 1995, с. 376
  • [7] Агни Йога, Братство, М.: Русский духовный центр, 1992, с. 331
 
Версия для печати

Новости портала Музеи России
Лента предоставлена порталом Музеи России
Матариалы и пожелания направляйте по адресу news@museum.ru